Вопросы к экзамену
№ | Перечень вопросов | Оцениваемые компетенции |
1. | Сущность образования как социального феномена. Основные теории происхождения образования. Образование как процесс система и результат. Состояние и тенденции развития системы образования в России. | ОПК 1 |
2. | Парадигмальный подход к образованию. Я.А.Коменский как основоположник традиционной парадигмы образования. Современные парадигмы образования. | ОК 14 ОК 1 |
3. | Сущность и структура педагогической деятельности. Основные виды, функции педагогической деятельности. | ОПК 1 |
4. | Профессиональная компетентность и ее структура. Истоки компетентностного подхода (М.Монтень, Дж.Дьюи). Содержание теоретической готовности педагога: аналитические, прогностические, проективные и рефлексивные умения | ПК 3 ОПК 2 |
5. | Содержание практической готовности педагога: организаторские, коммуникативные, информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные, перцептивные и прикладные умения | ПК 3 ОПК 2 ПК 6 |
6. | Особенности педагогической профессии. Функции учителя. Гуманистическая и творческая природа педагогической профессии. Великие педагоги прошлого о деятельности учителя | ОПК 1 |
7. | Общая и профессиональная культура учителя. Сущность и компоненты педагогической культуры | ОК 14 ОК 1 |
8. | Педагогика как наука, ее объект и функции. К.Д.Ушинский как основоположник научной педагогики в России | ОК14 ОПК 2 |
9. | Структура педагогической науки. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики | ОПК 2 |
10. | Методология педагогической науки и деятельности. Функции методологии педагогики | ПК 13 |
11. | Место методологии педагогики в общей системе методологического знания. Уровни методологических знаний и их характеристика: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический | ПК 13 |
12. | Педагогический процесс как основная категория педагогики. Сущностные характеристики педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса | ОПК 2 |
13. | Педагогический процесс как система, его структура и основные компоненты: цели, содержание, способы, формы организации и результаты педагогического процесса. Функции педагогического процесса | ОПК 2 |
14. | Основные закономерности и принципы педагогического процесса. Становление и развитие педагогических принципов в истории педагогики | ОПК 2 ОК 14 |
15. | Характеристика воспитания как части педагогического процесса. Факторы воспитания личности. Педагоги прошлого о факторах воспитания | ОК 14 ПК 13 |
16. | Основные теории воспитания в истории педагогики (Д.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоции, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко). Современные подходы к воспитанию | ОК 14 |
17. | Проблема взаимосвязи личности и коллектива. Развитие идей о детских коллективах, об их структуре, закономерностях развития, механизмах влияния на личность. Теория воспитания в коллективе и через коллектив А.С.Макаренко. | ОК 14 ПК 6 |
18. | Современные теоретические положения о взаимосвязи коллектива и личности в воспитательном процессе. Интегративные характеристики коллектива: психологический климат, ценности коллектива, социальные нормы, традиции. Структура коллектива. Этапы (стадии) развития коллектива | ПК 6 ПК 12 |
19. | Характеристика дидактики как науки. Категориально - понятийный аппарат дидактики. Дидактика воспитывающего обучения И.Ф. Гербарта. | ОК 14 ОПК 2 |
20. | Понятие о цели, целепологании, таксономия учебных целей. Конкретизация целей в дидактическом процессе. | ПК 4 ПК 5 |
21. | Содержание образования и научные основы его совершенствования. Различные подходы к конструированию содержания образования. Становление и развитие теорий формального и материального подходов к содержанию образования и истории педагогики | ОПК 2 |
22. | Методы и организационные формы обучения, критерии их выбора. Обоснование Я.А.Коменским классно-урочной системы обучения. | ОК 14 ПК 3 |
23. | Становление и развитие идей развивающего и воспитывающего обучения. Современные модели и технологии обучения | ОК 14 ПК 12 |
24. | Сущность образования. Образование как условие развития цивилизации, культуры и общества. Современные концепции образования личности | ОПК 1 ОК 14 |
25. | Государственный образовательный стандарт и образовательные программы. Многообразие образовательных программ. | ПК 5 |
26. | Качество образования. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса. | ПК 3 |
27. | Диагностика образовательного процесса и его результатов. Технологии диагностирования уровня обученности, воспитанности и развития личности ребенка. | ПК 3 |
28. | Самоопределение как фактор профессионального развития педагога. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении педагога. | ОПК 1 |
29. | Инновации в образовании.Типы педагогических инноваций. Критерии педагогических инноваций. Инновации в педагогической деятельности В.А.Сухомлинского. | ОК 14 ПК 12 |
30. | Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Деятельность различных профессиональных объединений педагогов, их назначение и роль в профессиональном развитии.К.Д.Ушинский как «учитель всех учителей». | ОК 14 ОК 7 |
Практические задания | ||
1. | Разработайте модель конкурентоспособного специалиста по избранной Вами специальности. Рекомендуем использовать Госстандарт по вашей специальности. | ПК 4 ПК 5 |
2. | Проследите взаимосвязь понятий образование, обучение, развитие личности и воспитание. Составьте схему и аргументируйте ее. | ОПК 2 |
3. | Попытайтесь выстроить «дерево целей» (по существу – систему задач) для психолого-педагогического исследования на тему «Пути преодоления перегрузки старшеклассников учебной работой» (тему можно изменить). | ОПК 2 ПК 4 |
4. | Выберите одну тему любого школьного предмета (по Вашему выбору). Разработайте воспитательные цели урока, фрагмент конспекта урока. | ПК 3 |
5. | Проанализировать структуру педагогического процесса, объяснить сущность и назначение каждого компонента. Составить логико-смысловую модель. | ПК 3 |
6. | Составьте таблицу взаимосвязи закономерностей, принципов и правил реализации педагогического процесса. | ОПК 2 |
7. | Провести сравнительный анализ компонентов процесса обучения, обоснованных Ю.К.Бабанским и В.В.Краевским, указать отличия. | ОПК 2 |
8. | Выбрав метод обучения, представьте адекватные ему средства обучения. Составьте схему-таблицу с методами и средствами обучения. | ПК 12 |
9. | Определив признаки сравнения самостоятельно, сравните и охарактеризуйте одну из технологий личностно-ориентированного обучения. | ПК 12 |
10. | Представьте классификацию диагностических методик. Охарактеризуйте методику диагностики, направленную на изучение личности ребенка. | ПК 3 |
11. | Представьте классификацию диагностических методик. Охарактеризуйте методику диагностики методики, направленную на изучение коллектива и коллективных отношений. | ПК 3 |
12. | Сформулируйте цель и определите задачи воспитательной работы с коллективом. | ПК 4 |
13. | Сформулируйте цель и определите задачи воспитательной работы педагога с личностью. | ПК 4 |
14. | Составьте план воспитательной работы классного руководителя на четверть. | ПК 3 ПК 4 |
15. | Выберите одну из форм воспитательной работы (классный час, беседа, конкурс, КТД и др.), и определите цель воспитательного мероприятия и разработайте его фрагмент. | ПК 6 |
16. | Разработайте творческий проект (тему определить самостоятельно). Составьте план-конспект. | ПК 12 |
17. | Разработайте социально-значимый проект (тему определить самостоятельно). Составьте план-конспект. | ПК 12 |
18. | Разработайте проект по одному из направлений содержания воспитания. | ПК 12 |
19. | Составьте тестовые задания открытой и закрытой формы по вашей специальности с учетом требований к структуре тестового задания. | ПК 3 |
20. | Разработать перспективный план воспитательной работы класса на год. | ПК 3 ПК 4 |
21. | Опишите педагогическую ситуацию по изменению отношения к учебе. Определите педагогические задачи и представьте алгоритм решения. | ПК 6 |
22. | Опишите конфликтную ситуацию («учитель-ученик», «учитель- родитель», «учитель – администратор школы»). Предложите алгоритм решения конфликтной ситуации. | ПК 6 ОК 7 |
23. | Сформулируйте педагогические задачи и предложите решения педагогической ситуации: «После серии социометрических тестов и тестов-рисунков, классный руководитель окончательно убедился, что один из ее шестиклассников не вписывается в систему коллективных отношений класса. Что делать?». | ПК 6 ОК 7 |
24. | Сформулируйте педагогические задачи и предложите решения педагогической ситуации: «Проверяя сочинение отъявленного двоечника, учительница не верит своим глазам: оно написано грамотно, интересно по содержанию. Налицо подлог – двоечник так написать не мог. Как поступить?». | ПК 6 ОК 7 |
25. | Сформулируйте педагогические задачи и предложите решения педагогической ситуации: «После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно хлопнув дверью. Как быть?». | ПК 6 |
26. | Представьте в виде кластера основные понятия педагогики. | ОПК 2 |
27. | Проанализируйте и сравните парадигмы в образовании. | ПК 13 |
28. | Составьте программу Вашего самообразования как педагога на ближайшие пять лет. | ОПК 1 |
29. | Проанализируйте план-конспект воспитательного мероприятия по предложенной схеме. | ПК 4 ПК 5 |
30. | Проанализируйте план-конспект урока по предложенной схеме. | ПК 4 ПК 5 |