ИМЕННО ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЭТИ ТРИ ФАКТОРА И ЛЕЖИТ В ОСНОВЕ ВСЕХ МЕТОДОВ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ.
Различают:
• охлаждение зоны горения или реагирующих веществ;
• изоляцию реагирующих веществ от зоны горения;
• разбавление реагирующих веществ нейтральным веществом, не поддерживающим горения;
• химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов.
ВОДА является наиболее доступным и одновременно универсальным огнетушащим веществом. Вода обладает высокой теплоемкостью и теплотой образования, что обеспечивает эффективное охлаждение зоны горения. Тушение горючих материалов проводится компактными струями воды.
Распыленные струи воды используют для охлаждения твердых поверхностей и тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей в судовых машинных и насосных отделениях. При этом дисперсность (размер капель воды) распыленной воды колеблется от 0.1 мм (для легковоспламеняющихся жидкостей) до 1 мм (для мазутов, масел и др.).
Воздушно-механическая ПЕНА является основным огнетушащим средством для ликвидации горения нефтепродуктов на танкерах. При этом используется в основном пена низкой и средней кратности.
КРАТНОСТЬ – ОТНОШЕНИЕ ОБЪЕМА ПЕНЫ К ОБЪЕМУ ЕЕ ЖИДКОЙ ФАЗЫ.
• Низкократная пена К=20,
• Среднекратная пена К=20-200,
• Высокократная пена К=200-1000.
Высокократная пена обладает высоким огнегасительным эффектом, но имеет низкую стойкость при тушении горящих нефтепродуктов.
Сущность действия пены низкой и средней кратности заключается в следующем. Как известно зона горения отстоит от поверхности жидкого нефтепродукта на некотором расстоянии (3-10 мм), Пена, попав на поверхность жидкости, препятствует:
Во-первых, выходу паров горючей жидкости в зону горения,
Во-вторых, поступлению тепла от зоны горения к поверхности жидкости.
УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ разбавляет реагирующие вещества, уменьшает их концентрацию и тем самым, снижает интенсивность окислительных реакций. Метод тушения СО2 относится к объемному тушению. На танкерах углекислый газ может применяться для тушения пожаров в машинном отделении.
К объемному тушению относится и метод тушения ВОДЯНЫМ ПАРОМ, который длительное время применяется для тушения пожаров в МКО, насосных отделениях, в грузовых танках и топливных цистернах.