Газоотводная система танкера.
Нормальная эксплуатация танкера без исправно действующей системы газоотвода принципиально невозможна. Несмотря на конструктивное многообразие оборудования, принцип действия систем газоотвода одинаков. Обеспечить газообмен между танками и атмосферой при любых условиях плавания и погрузо-разгрузочных работ, т.к. над свободной поверхностью груза происходит испарение легких фракций груза, что вызывает изменение давления в танках. Поэтому все танки оборудуются специальной системой газоотводных труб, обеспечивающих:
- "большие дыхания" – вытеснение воздуха и паров нефтепродуктов из танков в атмосферу во время налива груза и замещения атмосферным воздухом освобождающиеся объемы танка при сливе
- "малые дыхания" – газообмен, возникающий от периодического изменения давления паров нефтепродуктов в свободном пространстве заполненного танка).
Газоотводная система состоит из отростков труб, по которым отводятся пары из верхних точек отдельных танков, оборудованных дыхательными клапанами и огневыми предохранителями, соединяющиеся в газоотводную магистраль, выведенную вверх вдоль мачт или грузовых колонн. На газоотводной магистрали в районе мачты или колонны устанавливаются автоматические мановакууметрические уравнительные клапаны, ограничивающие давление паров в танках. Газоотводные системы бывают двух типов:
1. отдельная, для каждого грузового танка,
2. групповая, для обслуживания группы танков.
Газоотводные трубы выводят на регламентируемую Регистром высоту над палубой и размещают, как можно дальше от дымовых труб и других источников появления открытого огня.
Дыхательный клапан служит, для поддержания в грузовом танке заданного давления при газообмене с атмосферой. При образовании вакуума в танках во время выгрузки дыхательный клапан должен открываться на впуск в танк воздуха.