Подобрать синонимы и антонимы к прилагательным маленькая (лодка), ясная (погода).

3. Среди высочайших гор есть прекрасное голубое озеро. Страшны над горным озером бури. Высокие волны гуляют на широком просторе. Горе маленькой рыбачьей лодке если она застигнута на озере бурей.

4. В тихую ясную погоду спокойна голубая озёрная гладь. Лё[х]кие волны пр...боя ласково набегают на береговой чис­тый песок. После трудного пути путешественнику пр...ятно погрузи[цц]я в их прохладную влагу.

5. Прозрачны воды горного озера. В хорошую погоду на большой глубине видно озёрное дно. Маленькие пароходы сов[и]ршают обычные рейсы по высокогорному озеру. Капи­тан парохода может показать место где на дне озера лежит древний город. (Не)раз добывали рыбаки со дна озера древ­нюю утварь.

(И. Соколов-Микитов)

 

№11

1. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой, объясняя правила, по которым делается такая за­мена.

Ночь была мес[и]чная. За думами о будущем дворе Семен и (не)заметил как поднялся из села по ш[ы]рокому прогону на гору и отмахал по большой дороге с версту до своей запото-лоче...ой но ещ[о] (не)покрытой избы стоявшей на опушке хлебов [ф] пустом поле черневшей окнами без рам и тускло блестевшей против мес[и]ца концами свеж[ы]х брёвен по уг­лам паклей т...рчавшей из пазов и щ[и]пой на пороге. Ни[с]кий июльский мес[и]ц поднявшийся за оврагами Брода был мутен. Тёплый свет его ра[с]еивался. Спелые хлеба туск­ло сумрачно белели впереди. А к северу было и со[ф]сем хму­ро. Там заходила туча. Мя[х]кий ветер дувший со [ф]сех сто­рон иногда усиливался порывисто б...жал по ржам и овсам и они сухо тр...вожно ш[и]лестели. Туча на севере к.,0залась (не)подвижной но часто подёргивалась золотым быстрым блеском.

(И. Бунин)

 

№12

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой.

Рано научившись [з]держивать слёзы и (не)показ...вать чу...ств Мартын в гимназии поражал учителей своей бесчув­стве...остью. Сам(же) он вскоре открыл в себе черту которую след...вало особенно ревниво скрьюать и в пятнадцать лет в Крыму это служило пр.. .чиной (не)которого мучения. Мартын заметил [ш]то иногда он так бои[цц]я показа[цц]я (не)мужест-ве...ым прослыть трусом [ш]то с ним происходит как раз то [ш]то произошло(бы) с трусом кровь отл...вает от лица в но гах дрожь туго б...ё[цц]я серце. Пр..знавшись себе [ш]то подли...ого врожде...ого хладнокровия у него нет он все(же) твёрдо решил [ф]сегда поступать так как постуггал(бы) на его месте человек отважный. При этом самолюбие было у него развито чрезвычайно, Коля Лидин брат был одних с ним лет но худосочен и мал ростом. Мартын чу[ст]вовал что без особо­го труда положил(бы) его на л...патки. Однако его так нерви­ровала возможность случайного поражения---и..-с такой отвратительной яркостью он его себе представлял [ш]то (не, ни)разу (не)попробовал [па]ступить с Колей с однолетком в борьбу но за(то) охотно пр.. .нимал вызов Владимира Иваныча двадцатилетнего корнета с мускулами как булыжники кото­рый ж...стоко мял его ломал и после изнурительной возни пр.. .давливал его наконец красного и ослабле.. .ого к траве.

 

№13

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой.

А то случилось раз [ш]то Мартын возвращался домой ноч...ю летней крымской ноч...ю местами и[с]иня(чёрной) от кипарисов местами(же) бледной как мел от (не)живой бел...з-ны стен против луны и вдруг на повороте узкой кр...мнистой дороги ведшей на шо[с]е выр.. .ела перед ним фигура человека и густой голос спросил Кто идет? Мартын с досадой отметил [ш]то се[р]це забилось часто. Э да это Умерахмет грозно ска­зал человек и сле[х]ка пр...двинулся. Нет сказал Мартынъ. Пропустите пожал[у]ста. А я говорю [ш]то Умерахмет тихо но еще грознее повторил тот и тут Мартын заметил при вспышке луны [ш]то у него в руке крупный револьвер. А ну(ка) стано­вись к стенке проговорилъ человекъ смени[ф] угрозу на примирительную деловитость. Бледную руку с ч[о]рным револьвером погл...тила набежавшая тень но точка блеска ос­талась на том (же) месте. Мартыну представлялись две воз­можности первая доби[цц]я раз...яснения вторая шарах-ну[ц]я в темноту и бежать. Мне кажется вы меня принимаете за другого (не)ловко выговорил он и назвал себя. К стенке к стенке дискантом крикнул человек. Тут никакой стенки нет сказать Мартын.

 

№14

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой.

Я подожду пока будет загадочно заметил че­ловек и хрустнув камушками (не)то опустился на корточки (н)е то пр...сел в темноте было (не)разглядеты Мартын всё стоял чу[ст]вуя как (бы) ле[х]кий зуд по f ф]еей левой стороне груди куда должно быт*, метил (не)видимый теперь ствол. Ес­ли двин...шься убью совсем тихо сказал человек и ещ[о] что(то) добавил (не)разборч...вое. Мартын постоял постоял мучительно пытаясь пр...думать [ш]то [з]делал(бы) на его месте безоружный см...льчак (ни)чего (не)пр...думал и вдруг спросил (Не)хотите(ли) папиросу у меня есть? Он (не)знал по­чему это вырвалось ему сразу стало стыдно особе...о потому [ш]то его предложение осталось без ответа. И тогда Мартын решил [ш]то единственное чем он может искупить стыдное слово это прямо пойти на человека повалить его будет нужно но пройти. Он подумал о завтрашнем пикнике представил себе [ш]то может быть отец ждет его в эту ночь. Шумело и через одинаковые промежутки бухало море заводным звонким стрепетом подгоняли друг друга кузнечики а этот болван в темноте... Мартын заметил [ш]то прикрывает ладон...ю се[р]це и в последний раз назвав себя трусом ре[с]ко дви­нулся вперед. И ничего (не)случилось. Он споткнулся о ногу человека и тот её (не)убрая. Сгорбясь опустив голову человек сидел тихо похрап.. .вая...

(В. Набоков)

 

№15

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой.

Рано научившись [з]держивать слёзы и (не)показ...вать чу...ств Мартын в гимназии поражал учителей своей бесчув­стве...остью. Сам(же) он вскоре открыл в себе черту которую след...вало особенно ревниво скрьюать и в пятнадцать лет в Крыму это служило пр.. .чиной (не)которого мучения. Мартын заметил [ш]то иногда он так бои[цц]я показа[цц]я (не)мужест-ве...ым прослыть трусом [ш]то с ним происходит как раз то [ш]то произошло(бы) с трусом кровь отл...вает от лица в ногах дрожь туго б...ё[цц]я серце. Пр..знавшись себе [ш]то подли...ого врожде...ого хладнокровия у него нет он все(же) твёрдо решил [ф]сегда поступать так как постуггал(бы) на его месте человек отважный. При этом самолюбие было у него развито чрезвычайно, Коля Лидин брат был одних с ним лет но худосочен и мал ростом. Мартын чу[ст]вовал что без особо­го труда положил(бы) его на л...патки.

№16

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой.

А то случилось раз [ш]то Мартын возвращался домой ноч...ю летней крымской ноч...ю местами и[с]иня(чёрной) от кипарисов местами(же) бледной как мел от (не)живой бел...з-ны стен против луны и вдруг на повороте узкой кр...мнистой дороги ведшей на шо[с]е выр.. .ела перед ним фигура человека и густой голос спросил Кто идет? Мартын с досадой отметил [ш]то се[р]це забилось часто. Э да это Умерахмет грозно ска­зал человек и сле[х]ка пр...двинулся. Нет сказал Мартынъ. Пропустите пожал[у]ста. А я говорю [ш]то Умерахмет тихо но еще грознее повторил тот и тут Мартын заметил при вспышке луны [ш]то у него в руке крупный револьвер. А ну(ка) стано­вись к стенке проговорилъ человекъ смени[ф] угрозу на примирительную деловитость.

№17

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки; замените фонетическую запись орфографи­ческой.

Бледную руку с ч[о]рным револьвером погл...тила набежавшая тень но точка блеска ос­талась на том (же) месте. Мартыну представлялись две воз­можности первая доби[цц]я раз...яснения вторая шарах-ну[ц]я в темноту и бежать. Мне кажется вы меня принимаете за другого (не)ловко выговорил он и назвал себя. К стенке к стенке дискантом крикнул человек. Тут никакой стенки нет сказать Мартын. Я подожду пока будет загадочно заметил че­ловек и хрустнув камушками (не)то опустился на корточки (н)е то пр...сел в темноте было (не)разглядеты Мартын всё стоял чу[ст]вуя как (бы) ле[х]кий зуд по f ф]еей левой стороне груди куда должно быт*, метил (не)видимый теперь ствол. Ес­ли двин...шься убью совсем тихо сказал человек и ещ[о] что(то) добавил (не)разборч...вое. Мартын постоял постоял мучительно пытаясь пр...думать [ш]то [з]делал(бы) на его месте безоружный см...льчак (ни)чего (не)пр...думал и вдруг спросил (Не)хотите(ли) папиросу у меня есть? Он (не)знал по­чему это вырвалось ему сразу стало стыдно особе...о потому [ш]то его предложение осталось без ответа. И тогда Мартын решил [ш]то единственное чем он может искупить стыдное слово это прямо пойти на человека повалить его будет нужно но пройти.

 

№18

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки.

Если(бы) природа могла чу...ствовать благодарность к че­ловеку за(то) что он проник в её жизнь и воспел её то прежде всего эта благодарность выпала(бы) на долю Михаила При­швина.

Михаил Михайлович Пришвин это было имя для города а в тех местах где Пришвин чу...ствовал себя дома в избах об...ездчиков в затянутых туманом речных поймах под ту­чами и звёздами полевого русского неба звали его просто «Михалычем». И очевидно огорчались когда этот человек исчезал в городах где только ласточки гнездившиеся под железными крышами напоминали ему об его «журавлиной родине».

Жизнь Пришвина пример того как человек отр...шился от всего наносного навяза...ого ему средой и начал жить только «по велению сердца». В таком образе жизни заключается ве­личайший здравый смысл. Человек живущий «по сердцу» в согласии со своим внутре...им миром всегда созидатель обо­гатитель и художник.

 

№19

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки.

(Не)извес.но что сделал(бы) в своей жизни Пришвин ес-ли(бы) он остался агрономом (это была его первая про-фе...ия). Во всяком случае он вряд(ли)бы открыл ми...ионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. Просто на это у него (не)хватило(бы) времени. Природа тре­бует пристального глаза и непрерывной внутре...ей работы по созданию в душе писателя как(бы) «второго мира» этой природы обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увйде... ой художником её красотой.

Если внимательно прочесть все написа...ое При­швиным то остаётся убеждение что он (не)успел рас­сказать нам и сотой доли того что он превосходно ви­дел и знал.

Для таких м...стеров как Пришвин мало одной жизни для тех мастеров что могут написать целую поэму о каждом ел...тающем с дерева осеннем листе. А этих листьев падает множество. Сколько(же) листьев упало унося с собой (не)высказа...ые мысли писателя те мысли о каких Пршпвин говорил что они падают как листья без всяких усилий!

 

№20

Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания, рас­кройте скобки.

Кому случалось гулять кругом всего Васильевского остро­ва тот без сомнения заметил что разные концы его весьма ма­ло похожи друг па друга. Возьмите южный берег уставле...ый пышным рядом каме...ых огромных строений и северную сторону которая глядит на Петровский остров и вдается дли...ою косою в сонные воды залива. По мере приближения к этой оконечности камс.ые здания редея ус­тупают место деревя...ым хижинам между сими хижинами проглядывают пустыри наконец строение вовсе исчезает и вы идёте мимо ряда просторных огородов который по левую сто­рону замыкается рощами он пр...водит вас к последней воз-выше... ости, украше...ой одним или двумя сиротливыми до­мами и несколькими деревьями ров заросший высокою крапивой и репейником отд...ляет возвыше...ость от вала служащего оплотом от разлития а дальше лежит луг вя...кий как болото составляющий взморье. И летом печальны сии места пусты...ые а ещё более зимою когда и луг и море и бор ос.няющий противоположные берега Петровского острова всё погр.. .бено в серые сугробы....

 

Рекомендуемая литература: Основная литература:

1. Е. Д. Ващенко Русский язык и культура речи. – М., 2002

2. Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи/под ред. Черняк В. Д. – М., 2008

Дополнительная литература:

3. Алгазина Н.Н. Дидактические материалы по пунктуации с компьютерной поддержкой. – М., 2001.

4. Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., 2002.

5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М., 2001.

6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи». – М., 2002.

7. Воробьева К.В., Сергеева Е.В. Практикум по русскому языку. Культура речи: Учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.

8. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М., 2002.

9. Кудрявцева Т.С., Шарапова О.Ю. Деловые бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. – М., 1997.

10. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов. – М., 2002.

11. Мучник Б.С. Культура письменной речи: Формирование стилистического мышления. – М. 1996.

12. Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).

13. Пахнова Т.М. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. – М., 2001.

14. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 2001.

15. Рогожникова Р.П., Канарская Т.С. Школьный словарь устаревших слов русского языка. – М., 1996.

16. Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы (любое издание).

17. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о русской речи. – М., 1998.

18. Солганик Г. Я. Стилистика русского языка: 10-11 классы. – М., 1996.

19. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.,1996.

20. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М., 2001.

21. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка. –М., 1997.

22. Школьный словарь иностранных слов. /Под ред. В.В.Иванова. – М., 2002.