Системная модель развития личности.

Системная психосоциальная модель личности включает в себя: коллективное

бессознательное, индивидуальное бессознательное, «идеальное-Я», «актуальное-Я»,

«интегративное-Я». Социальная дееспособность личности зависит от уровня развития

данных компонентов.

Коллективное бессознательное - это мироздание человека. Структурными элементами коллективного бессознательного являются архетипы. Архетипы коллективного бессознательного ничто иное, как формальные образцы поведения или символические образы, на основе которых оформляются конкретные, наполненные содержанием образы, соответствующие в реальной жизни стереотипам сознательной деятельности человека.

Коллективное бессознательное – программа жизни и деятельности человеческого рода, которая развивается и в пространстве и во времени.

Индивидуальное бессознательное ничто иное, как одна из форм реализации личностью той части из огромного потенциала, хранящегося в коллективном бессознательном человеческого рода. Оно наполнено инстинктами, влечениями, стремлениями, переживаниями, страстями, которые ждут своего момента, чтобы вырваться на поверхность и заявить о себе, реализовать себя в той или иной форме.

«Идеальное-Я» является самым ценным образованием в энергетической структуре личности. Природа происхождения «идеального-Я» двойственна: с одной стороны, оно порождается индивидуальным бессознательным, а с другой стороны, влиянием окружающей среды.

«Актуальное-Я» есть инстанция, которая контролирует, анализирует, оценивает, координирует и корректирует, волнуется и переживает за результаты деятельности индивида. Оно глубоко проникает как в «идеальное-Я», индивидуальное бессознательное, так и в «интегративное-Я». Эта инстанция постоянно сравнивает поведение человека с неким внутренним эталоном, образцом и стремится сблизить «интегративное Я» с ним. Этим эталоном является «идеальное-Я».

«Интергативное-Я» - это сознательное и деятельное начало в синергетической структуре личности. Это системно-функционально-ролевое образование личности.

«Интегративное-Я» вбирает в себя систему ценностных ориентаций личности. Эти ориентации фиксируются в виде образов памяти и наполняют собой «идеальное-Я». Они необходимы для выживания личности в условиях изменяющейся действительности. От того, насколько значимыми для личности стали социальные ценности, можно говорить об уровне развития её культуры. Главной функцией «интегративного-Я» является формирование системы ценностных ориентаций личности.

Таким образом, системная психосоциальная структура личности представляет собой совокупность устойчивых отношений и связей между её элементами. Эти отношения и связи проявляются посредством действия объективных законов системного синергетизма таких как: закона систем; гармонии; движения, развития и саморазвития. Все структурные образования личности (коллективное бессознательное, индивидуальное бессознательное, «идеальное-Я», «актуальное-Я» и «интегративное-Я») – системы, которые состоят из большого количества элементов, находящихся в синергетическом взаимодействии. Имея целостное представление о структуре личности, её компонентах, их взаимосвязях и взаимодействиях, можно успешно решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения.