ГРУЗОВЫЕ НАСОСЫ.
С возрастанием грузоподъемности танкеров потребовалось увеличение подачи грузовых насосов. Поэтому на современных крупнотоннажных танкерах применяются главным образом центробежные насосы, хотя они и обладают некоторыми недостатками:
• изменяются характеристики насосов при понижении уровня груза в танках;
• насосы несамовсасывающие, что обусловливает остаток груза в танке;
• возможность срыва подачи при запаривании насоса от повышения давления паров нефтепродуктов в танке;
• необходимость поддерживать достаточно низкую вязкость груза посредством его подогрева.
Конструктивные особенности и принцип действия центробежных насосов можно найти в любом учебном пособии по вспомогательным механизмам, а инструкции по эксплуатации имеются на каждом судне.
В последнее время на танкерах (особенно для перевозки высоковязких нефтепродуктов) в качестве грузовых насосов используются винтовые насосы. Однако из-за относительно малой подачи их применение ограничивается танкерами дедвейтом менее 15-20 тыс. т. Например, на танкере "Пермь" (постройки 1997г.) установлены три грузовых винтовых насоса и один зачистной винтовой насос. Достоинства винтовых насосов (перекачка высоковязких грузов, малая чувствительность к механическим примесям, высокая надежность, высокие КПД и небольшие габариты) таковы, что они постепенно вытесняют поршневые насосы, которые оставались до последнего времени основным типом зачистных насосов. Общий вид винтового насоса представлен на рис.2.14, насосы этого типа одобрены ИМО и рекомендованы для использования на танкерах и химовозах.
Рис.2.14. Горизонтальный грузовой винтовой насос.