Бихевиористическое направление в изучении личности.
Личность — это динамичная, относительно устойчивая, целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, которые выражены в индивидуальных особенностях его сознания, поведения и деятельности.
Существуют различные теории развития личности. Одни учёные отдают предпочтение окружающей среде как источнику развития личности и отрицают роль врожденных, биологических факторов. Другие, наоборот, считают, что биологическая природа человека — идеальный источник развития. Нужно лишь довериться ей и не мешать естественному процессу.
Современная психология отказывается от противопоставления биологических и социокультурных факторов развития личности в пользу понимания важности тех и других. При этом все факторы, под воздействием которых личность развивается, подразделяют на внешние и внутренние.
Бихевиоризм как направление в психологии появился в США в XX веке. Его основатель Джон Уотсон считал, что предметом психологии является не психика, не сознание, а поведение. Бихевиоризм можно перевести с английского как «поведенческая психология».
Личность человека в теории бихевиоризма есть не что иное, как совокупность поведенческих реакций, присущих данному индивиду. Согласно этой теории та или иная поведенческая реакция возникает в ответ на стимул — ситуацию. Формула S — R (стимул — реакция) является в бихевиоризме определяющей.
Согласно закону эффекта Торндайка (также американского психолога) связь между S и R усиливается, если есть подкрепление. Оно может быть положительным либо отрицательным. Поведение человека чаще всего вытекает из ожидания положительного подкрепления (похвала, материальное вознаграждение и т.п.), но иногда преобладает желание прежде всего избежать отрицательного подкрепления, т.е. наказания, боли и пр. Личность, с позиции бихевиоризма, это организованная и относительно устойчивая система навыков. Навыки — основа устойчивого поведения, они приспособлены к жизненным ситуациям. Изменение ситуации ведет к формированию новых навыков.
Следовательно, изменяя стимулы и подкрепления, можно программировать человека на необходимое поведение.
Отдельную линию в развитии бихевиоризма представляет учение Б. Скиннера(США). Скиннер выдвинул принцип, согласно которому поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем.
Сейчас бихевиористский подход к личности считается весьма упрощенным. Более научным психологи признают подход сторонников теории социального научения, истоки которой, тем не менее, находятся в бихевиоризме.