Взаимосвязь предмета и метода науки. Понятие метода научного исследования. Классификация методов.
Каждый предмет изучается методами, которые раскрывают каждую науку. Каждая наука имеет свой предмет.
Метод – широкий класс методик, которые объединены в группы по разным основаниям. Метод – особый вид общения.
Все методы делятся на 3 группы:
1 – объективные, которые основаны на объективных, независимых показателях нашей деятельности (наблюдение, эксперимент)
2 – субъективные (опросники, анкеты, тесты и др)
3 – проективные (проективные техники, незаконченные предложения, рисунки)
Наблюдение - это преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с функцией его последующего оценки и объяснения. Наблюдение обязано быть избирательным, плановым и систематическим, т. е. исходить из четко поставленной цели, выделять заданный фрагмент изучаемой реальности, строиться на основе плана и проводиться на протяжении указанного периода времени.
Беседа- диалог между людьми, в ходе которой оцениваются психологические особенности беседующих людей. Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды: - Терапевтическая беседа; - Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез); - Автобиографическая беседа; - Сбор субъективного анамнеза (сбор информации о личности субъекта); - Сбор объективного анамнеза (сбор информации о знакомых субъекта) ; - Телефонная беседа.
Интервью относят как и к методу беседы, так и к методу опроса.
Эксперимент - всего на всего из главных способов психологии. Статус самостоятельной науки психология приобрела вследствие приходу экспериментальных средств. С. Л. Рубинштейн выделяет четыре главные особенности эксперимента: 1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление в отличие от наблюдения, при котором наблюдатель не может активно вмешиваться в ситуацию; 2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса; 3) в эксперименте можно попеременно исключить отдельные условия (переменные) с тем, так чтобы установить закономерные связи, определяющие изучаемый процесс; 4) эксперимент позволяет варьировать вдобавок и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании этих. Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий. Лабораторный эксперимент проводят в назло создаваемых и контролируемых условиях, как правило с употреблением специальной аппаратуры и приборов. План проведения естественного эксперимента принадлежит отечественному психологу А. Ф. Лазурскому (1874-1917). Суть его заключается в том, что исследователь оказывает влияние на испытуемых в обычных условиях их деятельности. Испытуемые часто и не подозревают, что участвуют в эксперименте. Так например, педагог заключает вероятность варьировать содержание, формы, способы обучения в параллельных классах либо студенческих группах и сравнить итоги.