Общественно-организационное и индивидуально-организационное свободное время

В сфере свободного времени, как и в сфере необходимого, существует деление на общественно-организованноеи индивидуально-организованное. Такое разделение бюджета времени нужно для того, чтобы найти пути, средства, способы защиты наиболее обездоленных групп населения, улучшения их материального благосостояния и роста культурного уровня с целью решения проблем строительства социальной инфраструктуры. Важно также знать, с кем проводит время человек: один, с членами семьи, в компании, в большом коллективе. Это позволит изучить ценностные ориентации человека, его установки, поможет сформировать рациональные подходы организации свободного времени, активного отдыха и времяпрепровождения.

Здесь мы касаемся сложнейшей проблемы определения критерия рациональности в организации свободного времени. Критерием рациональности видов деятельности и затрат внерабочего времени социологи считают степень их соответствия всестороннему и гармоническому развитию личности. В макроструктуре внерабочего времени наиболее рационально свободное время, которое идет на удовлетворение духовных, интеллектуальных и социальных потребностей людей. Наименее рациональны затраты внерабочего времени, связанные с поездками, работой в домашнем и подсобном хозяйстве. Все процессы труда, быта, отдыха населения совершаются в конкретных условиях, определенных рамках материальной структуры — природных, искусственно созданных (городов, сел, деревень, хуторов). На них влияет пространственная организация (схема расселения, размещения отдельных элементов застройки — магазинов, культурных, спортивных учреждений и т.д.). Каждый процесс жизнедеятельности, как правило, состоит из отдельных операций, которые совершаются в различных помещениях. Поэтому расположение зданий, планировка отдельного помещения, комплекса сооружений, их величина форма и т.д. могут экономить время человека или, наоборот, способствовать его нерациональному расходованию.

Большинство социологов рассматривают использование свободного времени в двух аспектах: как физическую деятельность, связанную с физическим развитием, и как духовную, направленную на духовное развитие человека. При этом одна и та же деятельность может быть квалифицирована и как активная, и как пассивная: это зависит от точки зрения ее рассмотрения. Как оценить чтение газеты, журнала, книги, просмотр остросюжетного фильма по телевидению? Духовно — это активная форма восприятия, физически — пассивная. И наоборот, занятия спортом — активная физическая деятельность и пассивная духовная. К активному свободному времени чаще относят виды деятельности, носящие созидательное начало, а к пассивному — потребительское.

 

Телефонный опрос - один из самых оперативных и недорогих опросных методов маркетинговых исследований, позволяющих узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам.

Основные показатели, которые можно получить в ходе телефонных опросов – уровень знания марки, лояльность марке, уровень потребления товаров определенной марки и т.п. Данный метод позволяет определить уровень запоминаемости рекламы, оценить эффективность рекламных мероприятий.

Метод можно применять как для опроса физических лиц (населения), так и для опроса юридических лиц (организаций).

К телефонному опросу предъявляются следующие требования:

· Время проведения опроса не более 5 – 7, максимум - 10 минут (соответственно ограничено количество вопросов в анкете).

· Все вопросы анкеты должны быть закрытыми (когда предложены варианты ответов), в крайнем случае – полузакрытыми (предложена часть вариантов ответов).

· Опрос проводится в населенных пунктах, где общая телефонизация составляет не менее 70% (при опросе физических лиц).

У телефонного опроса, как и у любого другого вида опроса, есть достоинства и недостатки.

Достоинства:

· относительно низкая стоимость

· оперативность: сроки проведения телефонного опроса довольно сжаты

· легче производить контроль, так как имеются номера телефонов всех опрошенных

· при телефонном опросе минимизируется влияние третьих лиц на ответ респондента

Недостатки:

· телефонный опрос физических лиц применим только для городов, в которых уровень телефонизации составляет не менее 70%

· отсутствует возможность демонстрации визуальных материалов

· некоторые социальные группы населения невозможно опросить, вследствие отсутствия у них телефонов.