История развития представлений о «развитии»

В настоящее время понятие «развитие» стало неотъемлемой частью нашего взгляда на мир и жизнь. Мы говорим о развитии жизни; развиваются культуры, языки, формы сознания и мышления. Тем не менее, удивительно, что этому понятию всего-навсего чуть больше 200 лет.

Само слово «развитие» существует со времен др. Рима; там оно означало развертывание свитка (книги) при чтении. Все, что уже написано в книге, разворачивается затем в сознании читающего. В таком толковании это понятие просуществовало вплоть до 18 века и вошло в самые разные системы знаний.

В 18 столетии идея развития претерпевает существенное обогащение. Одним из первых, кто совершает переход к новому пониманию развития, является Г.Лейбниц. Оставаясь во многом на преформистских позициях, он вводит понятийное различие между двумя моментами, которые задают процессуальность развития. Первое - это единообразность, которая в соответствии с природой вещи сохраняется во внутреннем ее существе, второе - изменение, которое обнаруживает себя во внешних проявлениях; противоречие между первым и вторым оказывается важнейшим механизмом развития изначально данного к постепенному, плавному появлению нового.

В расширенной форме идея процессуальной изменчивости развития обсуждается у И.Гердера. В своей философии истории он распространяет идею развития на природу и общество. По И.Гердеру, природа находится в постоянном, непрерывном развитии от низших форм к высшим. Он рисует картину мира как единого, непрерывно развивающегося целого, закономерно проходящего вполне определенные необходимые ступени.

Ряд ключевых представлений о феномене развития человека связан с именем И. Гете, который в годы своей юности познакомился с особым родом литературы - пиетическими автобиографиями, которые стремились побудить человека отдать себе отчет о ходе своей жизни. Замечательна мысль И.Гете о том, что развитие в природе можно обнаружить лишь тогда, когда оно будет открыто в самом человеке. Человек, не развивающийся сам, не может постичь идею развития. И.Гете вводит представление о метаморфозе (кардинальном преобразовании) в развитии органического мира, но также о восхождении в развитии.

Фундаментальная разработка категории развития как особого принципа, всеобщего способа бытия универсума была осуществлена в классической немецкой философии и особенно - в философской системе Г.Гегеля, заложившего основы диалектической (генетической) логики как логики становления, развития и преобразования любой органической целостности. Собственно, сущностной характеристикой любой органической системы как раз и является ее способность к развитию при сохранении своей самотождественности на всех ступенях преобразования.

Благодаря укоренению в духовной жизни Европы понятия «развитие», образ мира, бывший столетиями статическим, пришел в движение. В сознании философов и ученых возник живой интерес к тому, как нечто развивалось, какие ступени и через какие формы оно прошло в течение определенного времени, в каком направлении разворачивался процесс развития и в каком может (должен) развернуться в будущем.

Грандиозные достижения естествознания 19-20 вв. в изучении природы позволили теперь уже не только на уровне философских размышлений, но и на основе бесконечного множества эмпирических фактов утверждать, что действительно развитие есть; его «следы» обнаруживаются повсеместно. Но проблема не в том, есть ли развитие или его нет; проблема в том, как его понять, как и в какой системе понятий выразить развитие некоторой реальности, чтобы тем самым выявить ее существенные характеристики.

Господствующей основой представлений о развитии и по сей день остается эволюционный принцип, но теперь уже переосмысленный; эволюция - это не только разворачивание (рост и увеличение) изначально заданного, а прежде всего - исторический процесс прогрессирующих изменений некоей системы (ее созревание, дифференциация, усложнение, совершенствование) под воздействием внешних и внутренних условий, сохраняющей свою самотождественность. Всякое кардинальное изменение (метаморфоза) этой системы предполагает переход (скачок) на другой уровень ее организации и нового уровня самотождественности.

Развитие - есть высший уровень изменения, динамики, движения вообще. Высший этап всей известной науке эволюции Вселенной составляет история человечества.