Пути построения современной психологии развития человека

В начале 90-х гг. начался фактически новый период в истории психологической науки. Современные разработки проблем психологии развития осуществляются в условиях кардинальной перестройки всех сфер общественной жизни, в том числе и образования..

Предельно широкий подход к психологии развивающегося человека предложен В.П.Зинченко и Е.Б.Моргуновым. Исходной основой для авторов выступило соотношение категорий «цивилизация - культура». Сопряженными с образом цивилизации являются понятия популяции, государства, производства; с образом культуры - личность, общество, творчество. Вершинная теория в отечественной психологии - концепция Л. С. Выготского - опирается преимущественно на культурную традицию в науках о человеке. В этой концепции есть и цивилизованная составляющая; внутренний мир человека формируется путем интериоризации инструментально смыслового содержания культуры, культура как бы заполняет внутреннее пространство индивида, вытесняя и преобразуя его натуральные психологические структуры.

Одну из перспективных попыток построить введение в психологию развития в традиции культурно-исторической концепции Л.С.Выготского предпринял Б.Д.Эльконин. Его интересует онтология развития; он считает, что развитие есть, существует, является неким особым бытием. Оно существует как акт развития, как переход от одного состояния к другому.

Ставятся и обсуждаются проблемы психологии развития в цикле исследований Г.А.Цукерман, которая предприняла смелую попытку выстроить одновременно и психологию и педагогику саморазвития человека. Способность к саморазвитию является драгоценным даром, поэтому необходима сегодня психология саморазвития, умеющая чутко улавливать самые слабые симптомы зарождения этой способности, и педагогика саморазвития, способная сберечь ее как ценность и утвердить как норму жизни человека.

Объектом психологии развития является сам развивающийся человек для А.Г.Асмолова. Он выявляет закономерности развития человека в контексте эволюции природы, истории общества и построении индивидуального жизненного пути личности. Своеобразным итогом оказывается лаконичная авторская формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают».