Современные теории мотивации 11 страница

*любовь между родителями и детьми;

* братская любовь;

* материнская любовь;

* эротическая любовь;

* любовь к себе; » любовь к Богу.

В нашем курсе невозможно, конечно, рассматривать любовь во всей сложности этого чувства и во всех ее проявлениях. Об этом уже написаны тысячи книг. Нас интересует один более узкий вопрос - связь между потребностью в любви и сферой услуг, существующей в современном обществе.

Как заметил Э. Фромм, даже самые интимные чувства человека формируются под воздействием общества с его экономикой, полити­кой, культурой, стереотипами поведения и т. п. В современном мире сложился целый сектор сферы услуг, так или иначе связанный с по­требностью в любви и — несколько шире — с потребностью в обще­нии людей между собой. Это сферы сервиса, организующие общение и передачу информации (в том числе посредством электронных тех­нологий), всевозможные брачные агентства и клубы. Любовь и за­бота о других людях заставляет нас прибегать к услугам торговли, образования и здравоохранения (забота о детях), пользоваться услу­гами туристических фирм, театров, музеев и других учреждений, ор­ганизующих досуг. Потребность в любви влияет на все человеческое поведение, поэтому к ее удовлетворению косвенно причастны все на­правления сервиса. Даже такая далекая от интимных переживаний вещь, как мобильный телефон, способствует развитию и .удовлет­ворению этой потребности, так как создает очень удобный канал об­щения.

Различные товары и услуги могут использоваться как символы любви и заботы. Их производители тщательно культивируют симво­лическое значение своей продукции. Так, реклама драгоценностей в США часто содержит указание на то, что они прямо связаны с чувст­вом любви и могут сделать людей счастливее: «Докажите, как сильна любовь, не говоря ни слова». «Все существующие способы сказать "Я Вас люблю"»1. В России появилась реклама сети ювелирных ма­газинов, представляющая собой плакат с изображением девушки, недвусмысленно протягивающей руку ладонью вверх. Надпись на плакате предельно лаконична: «Любишь — докажи». Более тонкие намеки на потребность в любви и дружбе часто используются в рек­ламе туристических, образовательных и других видов услуг (так, на рекламе учебного заведения обычно изображаются улыбающиеся юноши и девушки, которые явно очень довольны обществом друг друга). Потребность в любви важна для человека, уже удовлетворив-

См.: БлэкуэмД., Миниард П., ЭнджелДж. Поведение потребителей. Указ. изд. С. 260.

шего насущные потребности и потребность в безопасности. Поэтому намеки на ее удовлетворение всегда повышают интерес к товару или услуге.

Связь человека с другими людьми устанавливается на основе не только потребности в любви, но и целой группы близких к ней по­требностей — в общении, в дружбе, в сотрудничестве, во взаимопо­нимании, в принадлежности к какой-либо социальной группе и т. п. В социологии существуют термины шгруппа и аутгруппа. Аутгруппа — это все «чужие», «не наши», к сообществу которых человек себя не относит. Ингруппа — это «свои», «наши», «мы» (моя семья, мои друзья, мои коллеги, однополчане, сослуживцы, земляки и т. п.). Лю­бой человек стремится найти свою ингруппу (к которой он принад­лежит) и установить в ней систему социальных связей, дружеских и деловых отношений. Для этого ему могут понадобиться самые разно­образные услуги: получение образования и навыков общения, свойст­венных данной группе, освоение ее образа жизни, приобретение пред­метов, которыми пользуются члены этого сообщества.

Подчеркивая важность потребности в контактах, общении, друж­бе и сотрудничестве, А. Маслоу так писал о ситуации в современном ему обществе: «Мы по-прежнему недооцениваем огромную важность добрососедских отношений на общей территории, в клане, с людьми одного "сорта", класса, компании, среди коллег. Мы большей частью забыли наши животные стремления сбиться в стаю, держаться вме­сте, объединиться, быть частью группы. Я уверен, что значительное и резкое увеличение количества групп социально-психологического тренинга, групп развития личности, сообществ, объединенных раз­личными целями, возможно, отчасти мотивировано этой неутоленной жаждой контакта, близости и принадлежности. Такие социальные феномены могут быть результатом стремления справиться с расту­щими ощущениями отчуждения, холодности и одиночества, которые усугубляются растущей мобильностью, разрушением традиционных форм общности людей, разрушением семей, проблемой отцов и де­тей и устойчивым характером урбанизации... То же самое наблюдает­ся в группах солдат, которых общая внешняя угроза заставила ока­заться в обстановке неожиданного братства и близости, и которые могут впоследствии пронести эту близость через всю жизнь. Любое общество с благоприятными условиями должно удовлетворять эту потребность тем или иным путем, если оно хочет выжить и остаться здоровым».

Потребности в любви, дружбе, общении, объединении людей в со­циальные группы существуют в любом обществе. Их обслуживают прямо или косвенно различные виды сервисной деятельности, кото­рые изменяются и эволюционируют вместе с этими потребностями.

6. 5. Потребность в уважении

Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опира­ется на признание и уважение со стороны окружающих. Человек ком­фортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку.

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, ощущение своей полезности, ценности, силы, при­знание своих способностей и полезных результатов деятельности, ощущение своей адекватности жизненной ситуации. Препятствия в реализации потребности в самоуважении ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.

Ситуации, которые могут возникать в этой сфере человеческих потребностей, в юмористической форме были блестяще описаны Н. В. Гоголем. В его произведении «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» два старых друга навсе­гда стали врагами из-за одной-единственной неудачной фразы, пока­завшейся Ивану Ивановичу крайне унизительной. В удовлетворении потребности в уважении решающее значение играет, по-видимому, психологический компонент межличностного общения, а не эконо­мические или какие-либо другие факторы. Поэтому особая роль в реализации этой потребности принадлежит этике делового общения, грамотной организации работы в контактной зоне.

На реализацию потребности в уважении непосредственно направ­лены всего несколько видов сервисной деятельности — например организация юбилеев, чествований, торжеств, вручение призов и на­град. Однако косвенно эта потребность должна учитываться в проек­тировании всех услуг без исключения. Уважительное отношение к клиенту и к коллегам по бизнесу всегда остается значимым резервом повышения эффективности сервисной деятельности и привлекатель­ности услуги.

Подчеркнутое уважение к коллегам, партнерам и клиентам про­является как в психологически грамотно построенном общении, так

и в точном, своевременном, внимательном исполнении своих обяза­тельств. Уважение к клиентам иногда может выражаться в довольно тонких формах. Так, от обслуживающего персонала отелей могут тре­бовать подчеркнутой скромности в одежде: если клиент сочтет, что обслуживающие его люди выглядят изысканнее, чем он сам, это мо­жет быть воспринято как неуважение. Как показывают наблюдения специалистов по туризму, многие российские студенты, проходящие практику в отелях, считают унизительным для себя заниматься такой «грязной» работой, как уборка номеров. В странах Западной Европы культурные традиции совершенно другие. Так, в Германии студенты из очень богатых семей рассматривают даже самую непрестижную, «черную» работу в отеле как составную часть своей будущей профес­сии и выполняют ее, как и любую другую. Потребность в уважении в разных странах и социальных слоях реализуется по-разному, поэто­му ее изучение совершенно необходимо при проектировании и ока­зании любой услуги для того или иного контингента клиентов.

6.6. Потребность в смысле жизни и самоактуализации

Потребность в осмысленности своего существования и деятельно­сти — наиболее сложная и комплексная потребность человека. Про­блемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций — они создали мифологическое и религиозное миро­воззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности (см.: гл. 2, § 1). А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых по­требностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский об­суждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хвата­ет. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых тре­бований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и каки­ми они становятся для себя изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обма­нывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Час­то у них появляется иррациональная агрессия по отношению к дру­гим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал ре­шение о самоубийстве: "Надоело уже — утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся..."». Никакого смысла, кроме регулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования — причина многих человече­ских трагедий и самоубийств.

Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологи­ческих потребностей, потребностей в безопасности, любви и уваже­нии неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. «Даже если все названные потребности удовлетворены, — пишет он о пер­вых четырех, — часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты — сочинять сти­хи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей приро­де. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей сте­пени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы до­стичь всего, на что он способен... На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирает­ся на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уваже­нии». Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации, Маслоу составил список свойственных им от­личительных черт личности. К таким чертам он отнес:

* адекватное восприятие реальности;

* принятие мира таким, каков он есть;

* спонтанность и естественность поведения;

* центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем
«Я»;

* склонность к уединению;

* автономию, т. е. относительную независимость от физического и
социального окружения;

* свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

 

* особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);
* чувство единства и родства всех людей;

* скромность и уважение к окружающим;

 

* избирательность в общении и особый стиль межличностных от­
ношений;

* строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

* превращение средств достижения той или иной цели в интерес­ную творческую деятельность;

* чувство юмора;

* креативность, т. е. самостоятельный и творческий стиль деятель­ности;

* сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нор­
мам;

* наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

* формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

* целостность личности и отсутствие в ней разрушительных проти­воречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Учитывая все эти особенности, можно довольно легко предста­вить себе, какие услуги будут предпочтительны для личностей, ими обладающих, и какие требования такой человек будет предъявлять к сервису. Повышение уровня жизни и усложнение жизненных задач, стоящих перед гражданами развитых стран, будет, вероятно, приво­дить к увеличению количества людей - «самоактуализаторов» и к пре­вращению их стиля поведения (в том числе в сфере услуг) во все бо­лее и более массовый.

Однако смысл жизни и самоактуализация — не всегда одно и то же. Сам А. Маслоу считает, что самоактуализаторов сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех осталь­ных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классифи­кацию основных подходов к определению смысла жизни?

Нам представляется, что одна из возможных классификаций та­ких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920).

По мнению М. Вебера, все действия людей можно оценить с точ­ки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

1) традиционное;

2) аффективное;

3) ценностно-рациональное;

4) целерациональное.

Попробуем кратко определить, какое отношение к потребностям и услугам возникает на основе каждого из этих типов социального действия.

1. Традиционное действие наиболее широко распространено в пле­менах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, пра­вил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Лю­ди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения. Эт­нографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специ­альной повязкой (открытыми остаются только глаза), У других на­родов такого поведения требуют, как известно, только от женщин. Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто по­вязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рацио­нальные объяснения, человеку с таким мировоззрением еще не поня­тен. Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать». Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся тради­цией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет. От­ношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предска­зуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент

традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответству­ющее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядо­чивая поведение людей в древних обществах. Однако в эпоху станов­ления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с та­ким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозмож­ных идеологических манипуляций, зомбирования и т. п.

2.В условиях преобладания аффективного типа действия чело­
век принимает решения на основе своих желаний, настроений и ка­призов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои лич­ные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартам. Это похоже на эпикурейский стиль поведения
(см.: гл. 2, § 4). Потребности человека, пути их удовлетворения и
спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность
стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за
которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения
насущных потребностей). Подростки, формирующиеся как само­стоятельная личность, обычно тяготеют именно к такому понима­нию смысла жизни и к соответствующему стилю поведения.

3.При ценностно-рациональном типе социального действия че­ловек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее.
Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже большую, чем
жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни от­
дельной личности понимается как необходимость служения этой идее,
воплощения ее в жизнь. Такой стиль поведения и соответствующее
ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по
содержанию мировоззрением — религиозных фанатиков, революцио­неров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл
своего существования в бескорыстном служении науке или искусст­ву. Офицер может служить своему народу, мать — своим детям, ин­женер — воплощению в жизнь своих технических идей и изобрете­ний. Человек с таким пониманием смысла жизни будет оценивать свои и чужие потребности, а также услуги, предлагаемые сервисны­ми организациями, с точки зрения их соответствия его идее или це­ли. Хорошо и ценно то, что соответствует ей, плохо — то, что мешает
ее реализации. Если попытаться со стороны оценить эффективность
и разумность такого поведения, потребуется прежде всего проанализировать ту идею или принцип, на которых базируется данное пони­мание смысла жизни. Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию — от возвышенных и гуманистических до человеконе­навистнических (расистских, фашистских и т. п.).

4. При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жиз­ненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраи­вать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их до­стижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкрет­ной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни — этот смысл всегда можно пере­формулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий. Примерно такого понимания смысла своего существования придер­живаются и те люди, которых А. Маслоу называет самоактуализаторами. Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают слож­ной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявля­ют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в дан­ной конкретной ситуации.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смыс­ла жизни и представлений о нем разработана Казимежем Обуховским.

С точки зрения К. Обуховского, потребность в смысле жизни на­чинает формироваться у человека в детстве и может пройти следу­ющие фазы:

1. Предварительную.

2. Фазу идентификации.

3. Фазу космической потребности в смысле жизни.

4. Фазу зрелой концепции смысла жизни.

Рассмотрим эти фазы подробнее.

1. На предварительной фазе ребенок начинает формулировать во­просы об окружающем мире и о себе самом. В этих вопросах, кото­рые он задает взрослым, постепенно появляются попытки понять причины, значение и цель тех или иных явлений («Что это такое?», «Зачем нужна мама?», «Зачем луна?», «Что бы было, если бы ты меня не родила?», «Почему бывает война, если Бог милостив?»). Здесь закладываются предпосылки постановки вопроса о смысле жизни.

2.Фаза идентификации наступает у школьников младших клас­сов. «Молодой человек начинает чувствовать желание обосновать
смысл себя» и «легче всего он находит его в виде идентификации с
кем-то, кто, по его оценке, является "осмысленным"». Действитель­но, проще всего не выдумывать какой-то смысл самому, а найти у
других его правильное понимание. Стремление объединяться в груп­пы и организации, имеющие общие задачи и занятые осмысленной
деятельностью, является типичным для подросткового возраста. Это
могут быть рокеры, фанаты футбольного клуба, поклонники рок-
певца или группы, всевозможные экстремистские организации с раз­
личными идеологиями, дворовые компании, учащиеся престижного
учебного заведения, члены спортивной команды или команды КВН
и т. п. Идентификация с членами своей группы требует активной
деятельности, защиты общих ценностей и отрицания системы ценно­стей других групп. Отсюда — вражда и открытые конфликты между
такими сообществами (панки против скинхедов, болельщики одного
клуба против болельщиков другого и т. п.). «Эти виды идентифика­ции — первый признак появления потребности в смысле жизни, вы­ражающейся в стремлении к осмыслению эмоционального контакта.
Важной особенностью идентификации является то, что в определен­ных условиях она достаточно полно имитирует смысл жизни и мо­жет остаться у индивида на всю жизнь как способ самоопределения.
В этом случае она блокирует дальнейшие фазы развития смысла жиз­ни, а значит, и путь к развитию личности». Так, взрослый человек
может видеть основной смысл своей жизни в том, что он «болеет» за
спортивную команду или вместе со старыми друзьями ездит на ры­балку и ходит в баню. Все потребности такой личности будут тяго­теть к эталонам и стандартам, принятым в его группе. Для спортив­ных фанатов и членов других, похожих на них, сообществ особенно
важны услуги, связанные с принадлежностью к данному сообществу
(специфический внешний вид, времяпрепровождение, использование
«культовых» предметов). Фанатичные сторонники религиозных ор­ганизаций тоже находятся на этом уровне осознания смысла жизни.

3.На так называемой космической стадии человек пытается сфор­мулировать смысл жизни в виде неких общих для всех абстрактных идей. Личность еще не может уловить и понять свой собственный, индивидуальный смысл, ограничиваясь универсальными мировоз­зренческими утверждениями о природе мира и человека вроде «мир является,..», «самое важное для людей...», «людьми управляет...». Че­ловек на этой стадии может «зацикливаться» на реализации какой-то идеи, кажущейся ему единственно заслуживающей внимания. Тем не менее, даже такое статичное понимание смысла позволяет ориен­тироваться в окружающем мире и вырабатывать более самостоятель­ную стратегию поведения, чем в стадии идентификации с другими.

4. Наконец, зрелая концепция смысла жизни состоит в том, что человек находит свой собственный, индивидуальный смысл и учится его развивать. Смысл жизни не является застывшим комплексом идей и представлений, одинаковым и для ребенка, и для взрослого, и для старика. «Изменения личности должны происходить, поскольку су­ществование личности является процессом и ее стабильное состоя­ние невозможно... Даже данный извне смысл жизни определенное время исполняет роль стабилизатора и фактора сопротивляемости, только в этом случае важность жизни зависит в основном от обстоя­тельств. Когда смысл жизни собственный, поскольку следует из са­мостоятельной концепции жизни, то к этим достоинствам добавля­ется шанс осуществления творческой адаптации, а значит, и развития личности. Этого шанса никто никому не может дать. Полнота жизни зависит от самой личности».

Человек, который углубляет и конкретизирует смысл своего су­ществования на каждом новом этапе жизни, обладает гармоничной, постоянно развивающейся системой потребностей. Его спрос на услуги соответствует реальным нуждам и в то же время индивидуа­лизирован в соответствии с особенностями его неповторимой лично­сти и того этапа развития, который эта личность в настоящий мо­мент переживает.

Как отмечалось в главе 5 (см.: гл. 5, § 2), в постиндустриальном обществе впервые возникла экономическая возможность широкого распространения индивидуального стиля потребления. Его психоло­гический механизм — формирование развитой самостоятельной лич­ности с глубокой, зрелой концепцией смысла своего существования. В этой ситуации постоянное усложнение сферы услуг и повышение требований общества к их разнообразию и качеству становится исто­рической неизбежностью.

Литература к главе 6

1. Блэкуэлл Д., Миииард П., Энджел Дж. Поведение потребителей.
9-е изд. СПб.: Питер, 2002.

2. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. 5-е изд. СПб.:
Речь, 2003.

3. Ершов П. М. Потребности человека. М.: Мысль, 1990.

4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд. СПб.: Питер, 2003.

5. Обуховский К. Галактика потребностей. Психология влечений че­ловека. СПб.: Речь, 2003.

6. Смирнова Е. Т. Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. пособие. М.: ГОУ ВПО «МГУС», 2004.

7. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или
быть? Киев: Ника-Центр, 1998.

Вопросы для повторения

1. Какие существуют классификации человеческих потребностей?

2. Каковы последствия депривации и фрустрации физиологических
потребностей?

3. В чем заключается потребность в безопасности и как она влияет
на поведение человека?

4. Как Эрих Фромм характеризует потребность в любви?

5. В чем заключается потребность в принадлежности к социальной
группе?

6. Как проявляется и удовлетворяется потребность в уважении?

7. Какие существуют концепции смысла жизни?

8. В чем состоит потребность в самоактуализации (по А. Маслоу)?

9. Проанализируйте, в чем могут состоять особенности спроса на
услуги у людей-самоактуализаторов?

10. Как удовлетворение или неудовлетворение каждой из перечис­ленных групп потребностей влияет на отношение к сфере услуг?

 

ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ ТУРИЗМА И ПУТЕШЕСТВИЙ

 

7.1.1 Мотивационные аспекты в туризме

 

Туризм давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.

Чем человек руководствуется при выборе поездки, места туристского назначения, характера деятельности во время путешествия? Что заставляет его сделать так, а не иначе?

Одним из ключевых моментов, позволяющих ответить на эти вопросы, является мотивация путешествия и выбора туристского продукта.

Туристская мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. д.

В мире насчитывается свыше 300 видов и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности туриста.

Туристская поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) – важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и свершении тура.

Туристские мотивы – важнейшие составные элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.

Мотивы человека в определенной степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в туризме. Нет такого продукта, который может быть реализован на рынке, если он не произведен в соответствии с потребительским спросом. Адресность туристского продукта является залогом его продажеспособности. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристского продукта. Это дает возможность производить и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.

Туристская мотивация – это та необходимая база, на которой должна строиться эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта.

Мотивов, которыми руководствуется турист, много. Причем у туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор турпродукта.