Методология неоинституциональной экономики: исследовательская программа Рональда Коуза.

В работе Рональда Коуза «Проблема социальных издержек» (1960) предлагается теоретическое исследование внешних побочных эффектов от хозяйственной деятельности (ее воздействия на окружающую среду, на те или иные объекты, вовсе не связанные с этой деятельностью, и т.п.) с новой точки зрения. В базе данной концепции лежит мысль роли трансакционных издержек. Р. Коуз ввел понятие "трансакционные издержки", т.е. издержки по решению сделок. Четкого определения этих издержек нет. В общем виде трансакционные издержки — это издержки ведения экономической системы. Сюда входят издержки на получение нужной информации о ценах и качестве продуктов, расходы, связанные с ведением переговоров, оформлением контрактов и заключением сделок, контролем за их исполнением и юридической защитой прав собственника в случае их нарушения. Коуз отмечает, что при каждой сделке нужно "проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия", т.е. появляются "издержки использования рыночного механизма", которые нужно учесть. Это позволило бы сконструировать предпосылки и пределы существования компании. Существует компания до тех пор, пока издержки администрирования внутри компании оказываются меньшими, чем при рыночной сделке. Это сочетание отслеживается с помощью конкуренции. Нижним пределом трансакционных издержек являются издержки производства, а их верхний предел неясен.

Понятие транзакционных издержек позволило Рональду Коузу решить вопрос о причинах существования фирмы (в неоклассической теории эта проблема даже не ставилась) и определить оптимальные размеры фирмы. Существование только рынка сопровождается огромными транзакционными издержками. Коуз объясняет существование фирмы стремлением избегать издержек по заключению сделок на рынке. Внутри фирмы распределение ресурсов происходит административным путем (посредством приказов, а не на основе ценовых сигналов), в ее пределах сокращаются затраты на ведение поиска, исчезает необходимость частого перезаключения контрактов, деловые связи приобретают устойчивость. Однако с ростом размеров фирмы возрастают издержки, связанные с координацией ее деятельности (потеря управляемости, бюрократизация и т.п.). Поэтому оптимальный размер фирмы можно рассчитать в точке, где транзакционные издержки равны издержкам координации фирмы.

Коуз так же вводит базовое понятие "право принадлежности". Система прав принадлежности — это сделки, некие контракты и нормы, отражающие обмен "пучками" прав принадлежности. Тем самым поведение сторон фиксируется добровольно и без роли страны (бюрократии) — на рыночных принципах. Из этих подходов сформировался новый раздел современной экономической теории — экономика права. Коуз же доказывает, что при четком определении прав собственности и отсутствии транзакционных издержек структура производства остается неизменной и оптимальной, проблемы внешних эффектов не возникает и, следовательно, нет оснований для действий государства.

Связь между правами принадлежности (юридическими нормами) и трансакционными издержками сформулирована в теореме Коуза. Теорема раскрывает экономический смысл прав собственности. Внешние побочные эффекты от хозяйственной деятельности появляются лишь тогда, когда права собственности определены нечетко, размыты. Не случайно внешние эффекты возникают, как правило, по поводу ресурсов, которые из категории неограниченных перемещаются в категорию редких (вода, воздух) и на которые до этого прав собственности в принципе не существовало. Для решения этой проблемы достаточно создание новых прав собственности в тех областях, где они нечетко определены. Теория прав принадлежности и экономика трансакционных издержек предполагают, что понизить трансакционные издержки способно правительство методом принятия законов и обеспечения их соблюдения. Законотворчество - публичный продукт. Общество существенным образом экономит издержки при разработке законов. Издержки обмена сокращаются, поскольку главные правила его уже определены. Экономическая политика состоит в выборе таковых юридических правил, процедур и административных структур, которые максимизировали бы стоимостной размер продукции.