Глава 11. Изучение Библии и разум

 

Основа всякого изучения. - Слово Божье должно быть основой всякого изучения, и тщательно усваиваемые слова откровения взывают к разуму и сердцу и укрепляют их. Чтобы мы могли понять откровение воли Божьей, явленной для нас, необходим развитый ум. Послушные Его заповедям не могут пренебрегать им. Бог наделил нас умственным способностями не для того, чтобы мы посвящали их низким и поверхностным занятиям (Рукопись 16, 1896 г.).

 

Сила принципа. - Библейские истины, принятые сердцем, возвысят ум и душу. Если бы люди по достоинству ценили Слово Божье, то и молодые, и старые могли бы обладать нравственной силой, высокой духовностью, принципиальностью, то есть качествами, позволяющими противостоять искушению (Служение исцеления, с. 459 [1905]).

 

Единственное, истинное руководство. - Хорошее знание Священного Писания обостряет способность восприятия и защищает душу против нападок сатаны. Библия - это меч Духа, Который всегда будет одерживать победу над врагом. Это единственное истинное руководство во всех вопросах веры и жизни. Сатане потому удалось крепко овладеть умами и сердцами людей, что они не сделали Слово Божье своим советником, и все их пути не были проверены истинным мерилом. Библия покажет нам, каким путем мы должны следовать, чтобы стать наследниками славы (Ревью энд Геральд, 4 января 1881 г.; Наше высшее призвание, с. 31).

 

В чем заключается высшее образование. - Нет более высокого образования, чем то, которое было дано первым ученикам и которое открыто нам посредством Слова Божьего. Получить высшее образование - значит безоговорочно следовать этому Слову, идти по стопам Христа, являть Его добродетели. Это значит отказаться от эгоизма и посвятить себя служению Богу.

 

Высшее образование требует гораздо большего, гораздо более духовного, чем просто книжного знания. Оно означает личное знание Христа, пережитое на собственном опыте. Оно означает отказ от идей, привычек и обычаев, которые были усвоены в школе князя тьмы и которые противоречат верности Богу. Оно означает преодоление упорства, гордости, эгоизма, мирского честолюбия и неверия. Оно является вестью избавления от греха (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 11, 12 [1913]).

 

Вдохновляет разум. - В Слове Божьем разум человека находит темы, достойные самого глубокого размышления, самых высоких стремлений. В нем мы общаемся с патриархами, пророками и слышим голос Вечного, когда Он говорит с людьми. В нем мы видим Христа, величие Неба, смирившего Себя, чтобы заместить нас и стать нашим Поручителем, чтобы сразиться один на один с силами тьмы и ради нас одержать победу. Благоговейное размышление над такими темами не может не смягчить, не очистить и не облагородить сердце и в то же время не вдохновить разум новой силой и энергией (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 52, 53 [1913]).

 

Открывает цель жизни. - Но главное, за что мы должны высоко ценить Библию, - она открывает людям волю Божью. В ней мы узнаем о цели нашего сотворения и о средствах, которыми эта цель может быть достигнута. Мы учимся, как следует мудро использовать жизнь в настоящем и как обеспечить жизнь в будущем. Никакая другая книга не может удовлетворить запросы ума и чаяния сердца. Черпая знания из Слова Божьего и принимая его во внимание, люди могут подняться из самых больших глубин деградации и стать сыновьями и дочерьми Божьими, друзьями безгрешных ангелов (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 53, 54 [1913]).

 

Притчи, впечатляющие и оживляющие ум. - По Божьему намерению Его святые притчи должны убедить, оживить и наставить наш разум. Он хочет, чтобы природа противодействовала попыткам разделить науку и библейское христианство. Он желает, чтобы явления природы, которые трогают наши чувства, привлекали внимание и запечатлевали небесные истины в разуме (Молодежный руководитель, 6 мая 1897 г.).

 

Библии нет равных. - В качестве источника знания и образования Библия не имеет себе равных. Ничто так не укрепит и не разовьет все способности учащихся, как стремление постигать величественные истины откровения. Разум постепенно приспосабливается к тому, на чем сосредоточивает свое внимание. Если ум занят лишь обыденными извечными вопросами, не оставляя места для размышления над величественным и возвышенным, то он остановится в росте и начнет ослабевать. Если разум никогда не сталкивается с трудными проблемами и не прилагает все усилия для постижения важных истин, он со временем потеряет способность развиваться (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 24 [1882]).

 

Принимайте ее в простоте веры. - Бог желает, чтобы человек развивал свои интеллектуальные способности, а изучение Библии, как ничто другое, укрепит и возвысит разум. Это наилучшее умственное и духовное упражнение для человеческого сознания. Вместе с тем мы должны остерегаться обожествлять разум, подвластный человеческой немощи и слабости. Если мы не хотим, чтобы Писание было затуманено для нашего понимания и не позволяло нам уразуметь даже самые прописные истины, нам следует обрести простоту и веру малого дитяти, готового учиться и просить помощи Святого Духа. Ощущение могущества и мудрости Божьей и нашей неспособности постичь Его величие должно наполнить нас смирением, а нам следует открывать Его Слово так, как если бы мы являлись в Его присутствие со священным трепетом. Когда мы открываем Библию, наш разум должен признать над собой верховную власть, а сердце и ум - склониться перед великим Я Есмь (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 703, 704 [1889]).

 

Не следует изучать ничего, что затемняет Божье Слово. - Иисус Христос является нашим духовным пробным камнем. Он открывает Отца. Не следует питать разум никакой пищей, которая затуманит и омрачит разум относительно Слова Божьего. Нельзя относиться с беспечностью и невниманием к возделыванию почвы сердца. Разум должен быть готов оценить служение и слова Христа, ибо Он пришел с небес, чтобы пробудить желание и дать хлеб жизни всем, алчущим духовного знания (Рукопись 15, 1898 г.).

 

Священное Писание признает нравственный выбор человека. - Когда мы исследуем Слово Божье, ангелы находятся рядом с нами, отражая яркие лучи света на ее священные страницы. Священное Писание обращается к человеку как имеющему власть избирать добро и зло. Они взывают к нему в предостережении, обличении, мольбе, ободрении. Разум должен вникать в торжественные истины Слова Божьего, иначе он ослабнет... Мы должны заниматься исследованием сами и узнать основания нашей веры, сравнивая один текст с другим. Возьмите Библию и на коленях умоляйте Бога просветить ваш разум (Ревью энд Геральд, 4 марта 1884 г.).

 

Разум развивается самым замечательным образом. - Если бы Библия исследовалась должным образом, люди обладали бы сильным интеллектом. Вопросы, затронутые в Слове Божьем, благородная простота ее изложения, возвышенные темы, представленные разуму человека, развивают в нем такие способности, которые иначе не были бы развиты. В Библии воображению открывается безграничное поле для исследования. Размышляя над ее величественными темами, знакомясь с ее возвышенным образами, учащийся станет более чистым и благородным в своих мыслях и чувствах, чем, если бы он потратил время на чтение любой книги, написанной человеком, не говоря уже о книгах легкомысленного содержания.

 

Разум молодых людей не достигает своего благороднейшего развития, если они пренебрегают наивысшим источником мудрости - Слово Божьим. У нас так мало людей высокого ума, надежных и сильных потому, что люди не боятся и не любят Бога, а принципы религии не осуществляются в жизни, как должно бы быть (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 126 [1890]; Принципы христианского воспитания, с. 165).

 

Поиски сокрытого сокровища. - Библия должна быть нашим путеводителем. Ничто не предназначено так расширить разум и укрепить интеллект, как изучение Библии. Ни одно другое изучение так не возвысит душу и не оживит способности, как изучение живых глаголов. Разум тысяч служителей Евангелия находится в недоразвитом состоянии, потому что они позволяли себе сосредоточиваться на обыденных вещах, а не упражняли его поисками сокрытого сокровища Слова Божьего. Если разум будет занят изучением Слова Божьего, понимание расширится, способности разовьются для постижения высокой и благородной истины.

 

В зависимости от того, чем именно занят разум, он либо останавливается в развитии, либо расширяется. Если разум не приучен прилагать энергичные и постоянные усилия для поисков понимания истины через сравнение одного текста с другим, он станет ограниченным и потеряет свою силу. Мы должны настроиться искать истину, которая не лежит на поверхности (Ревью энд Геральд, 28 сентября 1897 г.).

 

Библия направляет жизнь по верному пути. - Вся Библия является откровением славы Божьей во Христе. Если ее принять, верить в нее, повиноваться ей, то она станет великим инструментом преобразования характера. Это грандиозный стимул, побуждающая энергия, оживляющая физические, умственные и духовные силы и направляющая жизнь по верному пути. Причина, по которой молодых и даже зрелых людей столь легко ввести в искушение и грех, заключается в том, что они не изучают Слово Божье и не размышляют над ним должным образом. Проявления в жизни и в характере недостатка твердости, решительности и силы воли являются результатом пренебрежения священными наставлениями Слова Божьего. Основная масса людей не прикладывает серьезных усилий, чтобы направлять свой разум к тому, что внушит чистые, святые помыслы и отвлечет их от всего нечистого и ложного (Служение исцеления, с. 458 [1905]).

 

Библия открывает, как жить святой жизнью. - Господь по своей милости открыл для нас в Священном Писании Свои правила святой жизни, Свои заповеди и Свои законы. Он велит нам остерегаться грехов, Он объясняет нам замысел спасения и указывает путь к небесам. Если бы люди повиновались Его наставлению «исследовать Писания», никто не остался бы в неведении.

 

Действительное наполнение души добродетелью и познанием Бога происходит по правилу сложения - постоянно добавляются благословенные качества, достижение которых стало возможным для всех благодаря безграничной жертве, принесенной Христом. Мы - ограниченные существа, но должны иметь чувство безграничного.

 

Необходимо напрягать разум, размышляя о Боге и Его замечательном замысле нашего спасения. Тогда душа возвысится над обыденным и сосредоточится на вечном.

 

Мысль о том, что мы находимся в Божьем мире и в присутствии Творца Вселенной, Который сотворил человека по Своему образу, по Своему подобию, поднимет разум в более обширные и высокие сферы мышления, чем это может сделать чтение вымыслов. Мысль о том, что Божье око бодрствует над нами, что Он любит нас и печется о падшем человеке так сильно, что отдал Своего дорогого возлюбленного Сына, чтобы искупить нас и чтобы мы не погибли ужасной смертью, - это великая мысль, и всякий, кто откроет свое сердце, чтобы принять эти великие истины и размышлять о них, никогда не удовлетворится пустыми, сенсационными темами (Ревью энд Геральд, 9 ноября 1886 г.).

 

Новое сердце означает новый ум. - Слова «новое сердце дам вам» означают «новый ум дам вам». Это изменение сердца всегда сопровождается ясным пониманием христианского долга, пониманием истины. Ясность наших представлений об истине будет соразмерна пониманию Слова Божьего. Тот, кто исследует Писания тщательно и с молитвой, приобретет ясное понимание и здравое суждение, словно при обращении к Богу он достиг более высокой ступени интеллекта (Ревью энд Геральд, 10 ноября 1904 г.).

 

Не читайте от случая к случаю. - Для нас небезопасно отворачиваться от Священного Писания, лишь от случая к случаю читая его священные страницы... Сосредоточьте разум на высокой задаче, которая поставлена перед ним, и изучайте Священное Писание с непреклонной решимостью, чтобы понять Божественную истину. Тот, кто сделает это, будет удивлен тому, чего может достичь разум (Молодежный руководитель, 29 июня 1893 г.; Наше высшее призвание, с. 35).

 

Тренировка памяти оказывает помощь разуму. - Необходимо обуздывать мысли и не давать им блуждать где попало. Ум должен быть приучен сосредоточиваться на Священном Писании и на благородных возвышенных истинах. Можно заучивать части Священного Писании и даже целые главы, чтобы повторять их, когда сатана приблизится со своими искушениями. Очень подходит для этой цели 58-я глава Книги пророка Исайи. Огради душу свою ограничениями и наставлениями, данными под вдохновением Духа Божьего.

 

Когда сатана стремится сосредоточить разум на земном и чувственном, самое эффективное оружие против него - «написано»... Когда он внушает сомнения относительно того, действительно ли мы являемся тем народом, который ведом Богом, который посредством испытаний и проверок Он готовит устоять в великий день, будьте начеку, чтобы ответить на его выпады ясным доказательством из Слова Божьего о том, что мы - это остаток, который соблюдает заповеди Божьи и веру в Иисуса (Ревью энд Геральд, 8 апреля 1884 г.).

 

Благодаря изучению Библии ум становится уравновешенным. - Тот, кого научает Святой Дух, сможет разумно преподать Слово. И когда человек сделает его своим учебником, будет ревностно молиться о руководстве Святым Духом и полностью подчинит свое сердце, чтобы быть освященным истиной, совершится все, что обещал Христос.

 

Результатом такого изучения Библии станет уравновешенный ум, ибо физические, умственные и нравственные способности будут развиваться гармонично. Исключен паралич духовного познания. Усилится понимание, пробудится чувствительность, станет более чуткой совесть, очистятся симпатии и чувства, улучшится нравственная атмосфера и появится новая сила сопротивляться искушению (Особые свидетельства относительно воспитания 27, 12 июня 1896 г.; Принципы христианского воспитания, с. 433. 434).

 

Противоядие от ядовитых внушений. - Когда разум наполнен библейской истиной, ее принципы глубоко укореняются в душе, все предпочтения и вкусы соединяются с истиной, тогда нет желания читать разлагающую возбуждающую литературу, которая ослабляет нравственные силы и сокрушает способности, которые Бог дал для пользы. Библейское знание окажется противоядием от ядовитых внушений, получаемых через неосмотрительное чтение (Ревью энд Геральд, 9 ноября 1886 г.; Наше высшее призвание, с. 202).

 

Защита против предубеждения. - Если бы наша жизнь находилась под контролирующим влиянием учения Слова, если бы на разум и сердце действовала его сдерживающая сила, то пороков, существующих сейчас в церквах и семьях, не было бы и в помине... Учения Слова Божьего должны контролировать разум и сердце, чтобы жизнь семьи могла продемонстрировать силу Божьей благодати...

 

Без Библии мы были бы приведены в замешательство ложными теориями. Разум оказался бы во власти суеверия и лжи. Но, зная подлинную историю о том, как образовался мир, нам нет необходимости обременять себя человеческими догадками и недостоверными теориями (Ревью энд Геральд, 10 ноября 1904 г.).

 

Библия улучшает способность мыслить. - Если человек настроен изучать Библию и черпать из нее знания, его мыслительные способности улучшатся. При изучении Священного Писания разум расширяется и становится более уравновешенным, чем если бы он был занят получением общей информации из книг, не имеющих связи с Библией. Никакое познание не является таким надежным, последовательным и далеко простирающимся, как знание, полученное через изучение Слова Божьего. Это Слово является основой истинного познания.

 

Библия подобна источнику - чем больше мы вглядываемся в него, тем глубже он нам кажется. Великие истины священной истории обладают поразительной силой и красотой. Их влияние простирается в вечность. Никакая наука не сравнится с наукой, которая открывает характер Бога.

 

Моисей был научен всей мудрости египетской и все же сказал: «Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею; итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: „только этот великий народ есть народ мудрый и разумный"» (Втор. 4:5, 6) (Ревью энд Геральд, 25 февраля 1896 г.; Принципы христианского воспитания, с. 393).

 

Библия оживляет способности. - Не следует ли возвысить и ценить эту книгу - это драгоценное сокровище - как дорогого друга? Она является нашей картой в бушующем море жизни. Она - наш путеводитель, показывающий нам дорогу в вечные обители и раскрывающий, какой характер мы должны обрести, чтобы в них жить. Чтение ни одной книги так не возвысит и не укрепит разум, как чтение Библии. В ней разум найдет самые возвышенные темы, требующие привлечения его способностей. Ничто так не оживит наши способности, как соприкосновение с колоссальными истинами откровения. Усилие, направленное на то, чтобы понять и оценить эти великие мысли, расширяет разум. Мы можем глубоко копать в шахте истины и собирать драгоценные сокровища, обогащающие душу. Здесь мы можем узнать, как правильно жить и как с надеждой умереть (Ревью энд Геральд, 4 января 1881 г.; Наше высшее призвание, с. 31).

 

Изучение Библии расширяет ум. - Библия - надежный путеводитель к жизни вечной. Бог вдохновил людей написать Слово, в котором изложена истина. Оно привлекает к себе, и, если человек живет согласно Слову, он исполняется такой нравственной силой, которая ставит его в один ряд с самыми просвещенными умами. Изучение Слова Божьего увеличивает умственные способности. Оно, как ничто другое, может обострить проницательность и углубить каждое человеческое дарование. Оно приводит ум в соприкосновение с обширными облагораживающими принципами истины. Оно тесно связывает нас с небесами, наделяя мудростью, знанием и пониманием. (Молодежный руководитель, 13 октября 1898 г.; Сыновья и дочери Бога, с. 70).

 

Библия - откровение Иеговы. - К этой книге следует всегда относиться, как к откровению Иеговы. Божественные глаголы были переданы людям, чтобы они стали для них силою Божьей. Истины Слова Божьего - это не просто мнение, это изречения Всевышнего. Человек, который воплощает эти истины в своей жизни, становится новым творением во всех отношениях. Ему не даются новые умственные силы, но тьма, которая из-за невежества и греха затемняла его разум, рассеивается (Ревью энд Геральд, 10 ноября 1904 г.).

Глава 12. Прилежание

 

Старайтесь и достигайте. - Усердная учеба, упорный труд, неустанное прилежание - вот что приносит победу. Не тратьте понапрасну ни одного мгновения. Результаты труда - ревностного, добросовестного труда - будут замечены и оценены. Желающие иметь более сильный ум могут приобрести его, употребляя старание. Умственные способности и эффективность разума возрастают по мере его использования. Он укрепляется посредством упорной работы мысли. Человек, который прилежно использует свои умственные и физические силы, достигнет величайших результатов. Каждая способность человека укрепляется посредством действия (Ревью энд Геральд, 10 марта 1903 г.).

 

Достигайте по возможности самого большого развития ума. - Необходимо тщательно обдумать истинную цель образования. Каждому человеку Бог доверил способности и таланты, чтобы они были возвращены ему усовершенствованными и умноженными. Все его дары пожалованы нам, чтобы мы использовали их самым лучшим образом. Он требует, чтобы каждый из нас развивал свои способности и стал максимально полезным, дабы мы могли совершать благородное дело для Бога и служить благословением для человечества. Каждый талант, которым мы владеем, будь это умственные способности, деньги или влияние, принадлежит Богу, так что мы можем сказать вместе с Давидом: «От Тебя все, и от руки Твоей полученное мы отдали Тебе» (1 Пар. 29:14) (Ревью энд Геральд, 19 августа 1884 г.; Принципы христианского воспитания, с. 82).

 

Прекрасные умственные способности не являются результатом случая. - Истинный успех в любой работе не является результатом игры случая или судьбы. Это промысел Божий, вознаграждение за веру и благоразумие, мужество и усердие. Замечательные умственные способности, высокая нравственность даются не волей случая. Бог предоставляет человеку возможности, а успех зависит от того, как он ими воспользуется (Пророки и цари, с. 486 [1917]).

 

Культура ума - вот что необходимо. - Культура ума - вот что необходимо нам как народу, и мы должны ее иметь, чтобы не отстать от времени. Бедность, скромное происхождение и неблагоприятные условия не должны мешать умственному развитию. Умственные способности должны находиться под управлением воли, и нельзя разрешать мыслям блуждать или распыляться одновременно на множество разнообразных тем, не проникая глубоко ни в одну из них.

 

Во время учебы вы будете сталкиваться с трудностями, но никогда не бросайте занятий, поддавшись разочарованию. Исследуйте, учитесь и молитесь; мужественно и энергично преодолевайте любые трудности; призовите на помощь силу воли и добродетель терпения и копайте усерднее и глубже, пока не найдете драгоценный камень истины, простой и прекрасный. Истина станет для вас драгоценнее, если в процессе поиска вы преодолеете многочисленные преграды.

 

Но не размышляйте все время над одним и тем же вопросом, не сосредоточивайте на нем все силы вашего ума и не пытайтесь постоянно привлекать к нему внимание окружающих. Возьмитесь за другой вопрос и тщательно изучите его. Таким образом, вашему разумению будет открываться одна тайна за другой. Следуя таким путем, вы сможете одержать две важные победы. Вы не только овладеете полезным знанием, но и путем упражнения качественно улучшите свои умственные силы и способности. Ключ к раскрытию одной тайны поможет вам обнаружить другие драгоценные крупицы знания, доселе вам неведомые (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 414 [1880]).

 

Закон ума. - У нашего разума есть закономерность: он способен либо обогащаться, либо притупляться в зависимости от того, чем он занят. Если мы все силы ума не направим на исследование истины, наш разум начнет слабеть и вскоре потеряет способность понимать всю глубину смысла, заложенного в Слове Божьем. Наш разум обогащается по мере того, как мы рассматриваем библейские темы в их взаимосвязи, сравнивая текст с текстом и духовное с духовным. Копайте глубоко; самые богатые сокровища мысли открываются опытному и прилежному исследователю (Ревью энд Геральд, 17 июля 1888 г.; Вести для молодежи, с. 262).

 

Призывайте к действию скрытые способности. - В обыденной жизни есть много тружеников, которые терпеливо выполняют обязанности повседневной жизни, не подозревая о существовании в себе скрытых способностей, которые, будучи приведены в действие, могли бы поместить их среди великих вождей этого мира. Чтобы пробудить и развить эти дремлющие способности, необходимо прикосновение искусной руки. Именно таких людей Иисус приблизил к Себе и дал им преимущество три года учиться под Его попечением. Ни один учебный курс в школе раввинов или философов не мог сравниться с этим курсом по ценности (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 511 [1913]).

 

Многие могли бы стать интеллектуальными исполинами. - Многие наши работники могли бы ныне стать интеллектуальными исполинами, если бы они не удовлетворялись своим низким уровнем, но проявили бы прилежание, глубину мысли и тщательность в исследовании. Многим нашим молодым людям грозит опасность оставаться поверхностными, и не возрасти в полный возраст мужчин и женщин во Христе Иисусе. Они считают, что имеют достаточное знание и понимание вопросов, но если они не любят учиться и не станут копать глубоко, то не обретут всех сокровищ, которые могли бы обрести (Письмо 33, 1886 г.).

 

Необходима самодисциплина. - Бог требует развития умственных способностей. Они должны быть так воспитаны, чтобы мы могли, если необходимо, представить истину для славы Божьей перед высочайшими земными властями. Всякий день мы нуждаемся также в силе Божьей, преобразующей сердце и характер. Каждый, считающий себя Божьим дитятей, должен дисциплинировать себя, ибо так разум и воля покоряются разуму и воле Бога. Решительная дисциплина в деле Господнем совершит больше, чем красноречие и самые яркие таланты. Обычный ум, но хорошо воспитанный, совершит большую и лучшую работу, чем самый образованный ум и величайшие таланты без самообладания (Ревью энд Геральд, 28 июля 1896 г.).

 

Ангелы контролируют мыслящий ум. - Небесные ангелы держат под контролем мыслящий ум, а они могущественнее воинств тьмы. Некоторые имеют дело со святыми истинами, но не находятся в связи с Богом и не различают Духа Божьего. Если благодать Божья не преобразует их по подобию Христа, Его Дух оставит их, как вода вытекает из дырявого сосуда. Их единственная надежда - взыскать Господа всем сердцем, разумом и душой. Тогда их усилия будут успешными. Сатана овладеет воображением и наклонностями, если вы позволите ему сделать это (Рукопись 11, 1893 г.).

 

Требуется самое освященное стремление. - «Довольно для тебя благодати Моей» (2 Кор. 12:9) - это заверение великого Врача. Уловите смысл этих вдохновенных слов и никогда, никогда не говорите о неверии и сомнении. Будьте энергичны. В неоскверненной религии нет половинчатого служения. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). От тех, кто верит в Слово Божье, требуется самое высокое, освященное стремление» (Особые свидетельства относительно воспитания 30, 12 июня 1896 г.; Советы родителям, учителям и учащимся, с. 360).

 

Держитесь данной вам Богом индивидуальности. - Бог дал нам способность думать и действовать, поэтому, действуя с осторожностью, обращаясь к Нему за мудростью, вы обретете силу нести бремена. Берегите данную вам Богом индивидуальность. Не становитесь тенью другого человека. Твердо верьте, что Господь будет работать внутри вас, рядом с вами и через вас (Служение исцеления, с. 498,499 [1905]).

 

Поражающая плесень мира (увещевание служителю, который любил заниматься спекуляцией). - Вы не должны преподавать истину. Вам следовало бы быть далеко впереди в познании Бога и своем духовном опыте по сравнению с теперешним вашим положением. Вы должны быть человеком знающим, ибо Бог дал вам интеллектуальные способности, восприимчивые к самому высокому развитию. Если бы вы оставили свою склонность заниматься спекуляцией, если бы вы трудились в противоположном направлении, то смогли бы совершать приемлемое служение для Бога.

 

Если бы вы развивали свой ум правильно и использовали свои способности для славы Божьей, то были бы полностью готовы нести весть предостережения миру. Но плесень мира оказывает такое разъедающее действие на ваш разум, что он не освящен. Вы не развили способности, которые могли бы сделать вас успешным духовным работником в деле Божьем. Вы можете развивать свой ум в правильном направлении. Если ныне вы не станете разумными в вопросах истины, это произойдет только по вашей вине (Письмо 3, 1878 г.).

 

Неуклонно двигайтесь вперед. - Я желаю, чтобы ваши стремления были освящены, так чтобы ангелы Божьи могли вдохновить ваше сердце святой ревностью, побуждая неуклонно и целеустремленно двигаться вперед и делая вас ярким, сияющим светом. Если все ваше существо - тело, душа и дух - посвящены совершению святой работы, то вы станете более восприимчивыми и разумными. Старайтесь изо всех сил и во благодати Христа, а также через нее достигайте высшего идеала, поставленного перед вами. Вы можете быть совершенны в своей сфере, как Бог совершен в Своей. Разве Христос не сказал: «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»? (Мф. 5:48) (Письмо 123, 1904 г.).

 

Развивайте каждую способность. - Он желает, чтобы мы постоянно возрастали в святости, в счастье, в умении приносить пользу ближним. Все люди имеют способности, к которым надлежит научиться относиться как к священному дарованию, высоко ценить их как дар Божий и правильно применять. Он желает, чтобы молодежь развивала все силы своего естества и активно использовала каждую свою способность. Он желает, чтобы юные наслаждались всем, что полезно и драгоценно в этой жизни, были добрыми и делали добро, собирая небесные сокровища для будущей жизни (Служение исцеления, с. 398 [1905]).

 

Возможности для каждого. - Есть возможности и преимущества для укрепления нравственных и духовных сил, которые доступны всем. Разум может быть расширен, облагорожен и сосредоточен на небесных предметах. Наши способности должны быть развиты до наивысшего уровня, иначе мы не будем отвечать Божьему идеалу.

 

Если разум не направлен к небесному, он становится легкой добычей искушения сатаны, вовлекающего в мирские проекты и инициативы, которые не связаны особым образом с Богом. В результате все рвение, все посвящение, вся беспокойная энергия и все неудержимые стремления вкладываются в эту работу, а дьявол стоит рядом и посмеивается, видя, какие упорные усилия вкладывают люди в достижение цели, которая никогда не будет осуществлена и которая ускользает от них. И если ему удается держать их ослепленными пустой иллюзией, чтобы они отдавали всю силу мозга, костей и мускулов цели, которую они никогда не осуществят, он доволен, ибо умственные способности людей, которые принадлежат Богу и на которые Бог претендует, отвращаются от правильной цели (Письмо 17, 1886 г.).

 

Враг не должен мешать ежедневному совершенствованию. - Примите решение достичь самого высокого и святого идеала, поставьте перед собой высокую цель; стремитесь к ней ревностно, неуклонно, настойчиво, как это делал Даниил, и никакие происки врага не помешают вашему ежедневному совершенствованию. Несмотря на неудобства, изменения, затруднения, вы можете постоянно развивать умственную энергию и нравственные силы.

 

Никто не обречен оставаться невеждой, если он. сам не изберет этого. Необходимо постоянно приобретать знание, оно является пищей для ума. Мы, ожидающие пришествия Христа, должны принять решение жить так, чтобы не терпеть постоянных неудач, а достигать духовных свершений. Будьте детьми Божьими и победителями.

 

Всякий, желающий знания, приобретет его. По Божьему намерению разум человека должен укрепляться, чтобы мыслить глубже, полнее и яснее. Ходите с Богом, как это делал Енох. Сделайте Его вашим Советником, и совершенствование вам обеспечено (Письмо 26d, 1887 г.).

 

Держитесь за Бога и двигайтесь вперед. - Бог дал человеку разум и наделил его способностью совершенствования. Тогда крепко держитесь за Бога, отрекитесь от легкомыслия, пустых развлечений и всякой нечистоты. Одержите победу над всеми недостатками характера.

 

Хотя существует естественная тенденция двигаться вниз по наклонной плоскости, человеку, прилагающему ревностное усилие, поможет другая сила. Его сила воли будет противодействовать движению вниз. Если к тому же он обратится за Божественной помощью, то воспротивится голосу искусителя. Однако искушения сатаны гармонируют с его несовершенными, греховными наклонностями и побуждают к греху. Все, что ему необходимо, - это следовать за его Вождем Иисусом Христом, Который скажет ему, что делать. Бог влечет вас к Себе с небесного престола, показывает вам венец небесной славы, призывает вас подвизаться добрым подвигом веры и с терпением проходить земное поприще. Доверяйтесь Богу каждое мгновение. Он верен и ведет вас вперед (Письмо 26d, 1887 г.).

 

Высокий Божий идеал для Его детей. - Божий идеал для Его детей выше самых высоких человеческих устремлений. Благочестие, богоподобие - вот цель, к которой следует стремиться. Перед учащимся здесь открывается путь постоянного прогресса. У него есть цель для достижения, образец для подражания, в котором заключено все доброе, чистое, благородное. Он быстро продвинется вперед в достижении всякого истинного знания. Его усилия будут сосредоточены на целях настолько более высоких в сравнении с эгоистичными и временными интересами, насколько небеса выше земли (Воспитание, с. 18, 19 [1903]).

Глава 13. Пища для ума

 

Мудрое использование в противовес злоупотреблению. - Бог дает нам таланты не для того, чтобы мы ими злоупотребляли, но чтобы использовали их мудро. Воспитывать себя - значит готовить свои физические, умственные и нравственные способности для наилучшего исполнения жизненных обязанностей. Неподходящее чтение дает ложное образование. Выносливость, сила и активность мозга могут уменьшаться или увеличиваться в зависимости от того, как их использовать (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 498 [1880]).

 

Здоровая пища для ума. - Чтение чистых хороших книг будет для ума тем же, чем здоровая пища является для тела. Вы станете успешнее сопротивляться искушению, приобретете способность сформировать правильные привычки и действовать, исходя из правильных принципов (Ревью энд Геральд, 26 декабря 1882 г.; Сыновья и дочери Бога, с. 178).

 

Охраняйте подступы к душе. - Нам самим следует сопротивляться искушению. Тот, кто не желает стать жертвой обольщений сатаны, должен бдительно защищать все подступы к душе. Нужно избегать чтения, просмотра или прослушивания того, что может дать пищу нечистым мыслям.

 

Нельзя разрешать своим мыслям останавливаться на таких предметах, которые предлагает враг душ. «Препоясав чресла ума вашего, - говорит апостол Петр, - бодрствуя... не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках» (1 Петр. 1:13-15).

 

Павел говорит: «Наконец... что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8). Это требует серьезной молитвы и неусыпной бдительности. Мы нуждаемся в помощи постоянного влияния Святого Духа, Который возносил бы наш ум в горний мир и приучил бы его размышлять обо всем чистом и святом. Мы должны старательно изучать Слово Божье. «Как юноше содержать в чистоте путь свой? - Хранением себя по слову Твоему... В сердце моем, - говорит псалмопевец, - сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:9, 11) (Патриархи и пророки, с. 460 [1890]).

 

О характере можно судить по выбору книг для чтения. - Духовная жизнь человека обнаруживается в характере книг, которые человек избирает для чтения в минуты отдыха. Чтобы обладать трезвым умом и придерживаться здравых религиозных принципов, молодые люди должны жить в общении с Богом посредством Его Слова. Указывая вам путь к спасению через Христа, Библия ведет к возвышенной, лучшей жизни. Она содержит в себе самую интересную и самую поучительную историю человечества, когда-либо написанную людьми. Те люди, чьи мысли не извращены чтением светской литературы, сочтут Библию самой интересной из всех книг (Молодежный руководитель, 9 октября 1902 г.; Вести для молодежи, с. 273, 274).

 

Некоторые книги смущают разум. - Множество книг, собранных в огромных библиотеках мира, больше смущают ум, чем способствуют познанию. Однако люди тратят огромные суммы денег на покупку таких книг и годы на их изучение, тогда как им доступна Книга, в которой содержатся слова Того, Кто является Альфой и Омегой премудрости. Лучше бы время, потраченное на изучение этих книг, было использовано для получения знания от Того, познание Которого есть жизнь вечная. Только те, кто приобрел это познание, услышат слова: «Вы имеете полноту в Нем» (Кол. 2:10) (Советы, 1903 г.; Советы по здоровому образу жизни, с. 369).

 

Разум, поставленный в тупик. - Когда люди откладывают Слово Божье ради изучения других книг, уводящих от Бога и смущающих разум относительно принципов Царства Небесного, - они получают искаженное образование. Если учащийся не питается чистой интеллектуальной пищей, не имеющей ничего общего с так называемым высшим образованием, которое смешано с языческими представлениями, он не может воистину познать Бога. Только те, кто сотрудничает с небесами в плане спасения, могут узнать, что же означает истинное образование в его простоте (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 15 [1913]).

 

Деспотическая власть неверующих авторов (слова, сказанные ангелом-наставником). - Человеческие умы легко очаровываются сатанинской ложью; и эти книги вызывают неприязнь к размышлению над Словом Божьим, которое, будучи принятым и признанным, гарантирует вечную жизнь тому, кто принял его. Вы находитесь во власти привычек и должны помнить, что хорошие привычки являются благословением в части их воздействия на ваш характер и в части их влияния для блага многих людей, но скверные привычки, некогда укоренившиеся, имеют деспотическую власть и порабощают умы. Если бы вы не прочитали ни одного слова из этих книг, вы бы теперь гораздо лучше понимали главную Книгу, которая прежде всех других книг достойна изучения и которая дает единственно правильные понятия о высшем образовании (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 162 [1900]).

 

Результатом поверхностного чтения является больное воображение. - Бог наделил многих наших молодых людей превосходными способностями и наилучшими талантами, но они лишены воли, их умы в замешательстве, и они просто слабы духовно. На протяжении многих лет они не возрастают в благодати и в познании доводов в пользу нашей веры только потому, что пристрастились к чтению романов. Им так же трудно обуздывать свой аппетит к подобному легкомысленному чтиву, как пьянице тяжело воздерживаться от алкогольных напитков. Сегодня эти люди могли бы успешно трудиться в наших издательствах в качестве бухгалтеров, наборщиков, редакторов и корректоров, но они губят свои таланты и страдают от интеллектуального несварения, в результате чего становятся непригодными для работы на ответственных должностях. У них больное воображение, они живут в нереальном мире. Такие молодые люди не способны выполнять практические повседневные обязанности, и, что самое печальное, они теряют вкус к чтению серьезной литературы.

 

Они пленены и очарованы такой пищей для ума, как чрезвычайно волнующие и захватывающие рассказы, вошедшие в роман «Хижина дяди Тома». В свое время эта книга принесла пользу тем, кому надо было избавиться от ложных представлений о рабстве, но сегодня мы стоим на пороге вечного мира и не нуждаемся в подобных рассказах для подготовки к вечной жизни (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 518, 519 [1889]).

 

Книги, которые ослабляют разум. - Любовные рассказы и легкомысленные, возбуждающие романы - это еще одна разновидность литературы, несущей проклятие любому читателю. Автор может делать хорошие нравственные выводы и вкрапливать религиозные поучения в свое произведение, но в большинстве случаев сатана всего лишь прикрывается ангельскими одеждами, чтобы еще успешнее обольщать и соблазнять. Очень важно, чем человек питает свой разум, поскольку это оказывает большое влияние на его внутреннюю сущность. Читатели легкомысленных, возбуждающих романов теряют способность как следует исполнять свои обязанности. Они живут в призрачном, нереальном мире и не испытывают желания исследовать Писания и питаться небесной манной. Их разум слабеет и утрачивает дар исследовать великие темы долга и человеческой судьбы (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 165 [1902]).

 

Беллетристика и похотливые мысли. - Пища для ума, к которой он [читатель легкой литературы] пристрастился, оказывает пагубное влияние и рождает в нем нечистые, похотливые мысли. Я испытываю искреннее сочувствие к этим душам, видя, как они много теряют, пренебрегая благоприятными возможностями приобрести познание о Христе, в Котором сосредоточена надежда вечной жизни. Как много драгоценного времени тратится напрасно, тогда как его можно было бы посвятить исследованию Образца истинного благочестия (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 123 [1890]; Вести для молодежи, с. 280).

 

Когда разум тупеет (предостережение больной домохозяйке). - На протяжении ряда лет твой ум был подобен журчащему ручью, почти до краев засоренному камнями и водорослями, из-за чего терялось много воды. Если бы твои способности были подчинены высоким целям, ты бы не стала инвалидом. Ты воображаешь, что должна потакать капризам своего аппетита и удовлетворять страсть к неумеренному чтению.

 

Я видела, что в твоей комнате далеко за полночь горит свет, а ты сидишь за столом, погрузившись в чтение увлекательного рассказа, напрягая свой и без того уже перевозбужденный мозг. Такое поведение уменьшает жизнеспособность и ослабляет тебя физически, умственно и нравственно. Непостоянство и отсутствие режима способствует беспорядку в твоем доме, и если ты и дальше будешь продолжать в том же духе, то вскоре впадешь в слабоумие. Ты злоупотребила испытательным сроком, отпущенным тебе Богом, и понапрасну расходуешь драгоценное, Богом данное время (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 498 [1880]).

 

Опьяненный разум. - Читатели легких, возбуждающих рассказов неспособны к выполнению обязанностей практической жизни. Они живут в нереальном мире. Я наблюдала за детьми, которым позволялось постоянно читать такие рассказы. Дома и вне его они были беспокойными, мечтательными, неспособными говорить ни на какие темы, кроме обыденных. Мышление и разговор на духовную тему был им совершенно чужд. Развивая аппетит к возбуждающим рассказам, они испортили свой интеллектуальный вкус, и их разум не удовлетворяется, если не питается нездоровой пищей. Я не могу придумать более подходящего имени для тех, кто позволяет себе такое чтение, как умственные пьяницы. Привычки невоздержания в чтении оказывают такое же влияние на мозг, какое привычки невоздержания в еде и питии оказывают на тело (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 134,135 [1913]).

 

Неумеренность, являющаяся грехом. - Неумеренность в еде, питье, сне или бодрствовании есть грех. Гармоничное и здоровое взаимодействие всех сил ума и тела делает человека счастливым... Нам необходимо упражнять свой ум, размышляя над тем, что затрагивает наши вечные интересы. Это будет способствовать здоровью ума и тела (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 417 [1880]).

 

Переутомленный разум. - Учащемуся, который желает усвоить двухгодичную программу за один год, нельзя позволять действовать по-своему. Попытка выполнять двойную работу означает, кроме всего прочего, перенапряжение ума и пренебрежение физическими упражнениями. Неразумно считать, будто ум может усвоить избыточную умственную пищу. Перегружать ум - это такой же грех, как перегружать органы пищеварения (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 296 [1913]).

 

Исследуйте также, какой пищей являются ваши слова. - Самое лучшее для каждого человека - внимательно исследовать, какой пищей питается его ум. Когда к вам приходят люди, которые живут разговорами и которые в полном вооружении и оснащении говорят: «Расскажи нам, и мы расскажем тебе», остановитесь и подумайте, окажет ли ваш разговор духовную помощь и духовную поддержку, чтобы в духовном общении вы могли есть от плоти и пить от крови Сына Божьего. «Приступая к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному» (1 Петр. 2:4). Этими словами сказано много.

 

Мы не должны быть болтунами, сплетниками, ябедниками; мы не должны быть также лжесвидетелями. Бог запретил нам заниматься пустяковыми, нелепыми разговорами, смехотворством, подшучиванием, произнесением праздных слов. За свои слова мы должны будем дать Богу отчет. Мы будем судимы за наши поспешные слова, которые не приносят добра ни говорящему, ни слушающему. Тогда давайте говорить слова, которые ведут к назиданию. Помните, что Бог высоко ценит вас. Не позволяйте, чтобы ваш христианский опыт был омрачен пустыми, глупыми разговорами или неправильными принципами (Рукопись 68, 1897 г.; Принципы христианского воспитания, с. 458).

 

Женщина, очи которой испортили ее сердце. - Хотя сестра К. и обладает от природы превосходными чертами, ее уводят от Бога неверующие друзья и родственники, не любящие истину, так как им не нравится жертвенность и самоотречение, которые ожидаются от тех, кто принимает ее. Сестра К. не осознавала важности отделения от мира, как велит Божья заповедь. Все, что видели ее очи, и то, что входило в ее уши, испортило ее сердце (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 108 [1876]).

 

Звуки, образы, влияния, которые способствуют нравственному падению. - Есть причина для глубокого беспокойства о детях, которые встречают искушения на каждом шагу. Они не могут избежать контакта со скверными приятелями... Они увидят, услышат и испытают то, что деморализует их и что, если тщательно не остерегаться, будет незаметно, но неуклонно портить сердце и уродовать характер (Тихоокеанский журнал здоровья, июнь 1890 г.; Христианский дом, с. 406).

 

Некоторые сообщества подобны медленному яду. - Если бы мой голос услышали родители во всей нашей стране, я бы предупредила их не идти на поводу у своих детей в выборе товарищей или спутников. Родители плохо понимают, что молодежь гораздо скорее и охотнее усваивает вредные впечатления, чем Божественные наставления, поэтому дружеские отношения молодых людей должны быть наиболее благоприятными для возрастания в благодати и для того, чтобы истина, открытая в Слове Божьем, утвердилась в сердце.

 

Если дети общаются с любителями пустых разговоров о маловажных земных вещах, их мышление опустится на тот же уровень. Если они слышат, как собеседники чернят религиозные принципы и умаляют нашу веру, если они слышат коварные возражения против истины, то все это будет закрепляться в их мышлении и формировать их характер.

 

Если детские умы заняты историями, хоть настоящими, хоть вымышленными, то в них уже не останется места для полезной информации и научного знания. Какой хаос воцаряется в молодых умах из-за любви к легкому чтиву! Как оно уничтожает всякую искренность и истинное благочестие, являющееся основой уравновешенного характера! Оно подобно медленному яду, растекающемуся по телу, и его пагубное действие рано или поздно проявится. Плохое впечатление, произведенное на разум в юности, как отметина, сделанная не на песке, а на гранитной скале (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 544, 545 [1889]).

 

Взор, сосредоточенный на Христе. - Приняв человеческую природу, Христос связал Себя с человечеством прочными узами любви. Если сам человек не захочет, то никакая сила не может разорвать их. Сатана будет все время искушать нас расторгнуть эти узы, принять решение жить без Христа. Вот почему нужно бодрствовать, молиться и прилагать усилия к тому, чтобы никакие соблазны не заставили нас избрать другого господина. Ведь за нами всегда остается право выбора. Сосредоточим свой взор на Христе, и Он сохранит нас. Пока мы взираем на Христа, мы находимся в безопасности. Никто не может вырвать нас из Его рук. Постоянно созерцая Его, мы «преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18) (Путь ко Христу, с. 72 [1892]).

Глава 14. Упражнение

 

Закон послушания. - Все небесные существа постоянно трудятся, и Господь Иисус Своей практической жизнью оставил пример для каждого человека. Бог учредил на небесах закон активного послушания*. Молчаливо, но непрерывно Его творения совершают предназначенную для них цель. Океан находится в постоянном движении. Вырастающая из земли трава, «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь», выполняет свое предназначение, покрывая поля красивым ковром. Листья колышутся на ветру, однако ни одна видимая рука их не касается. Солнце, луна и звезды приносят пользу, славно выполняя предназначенную им миссию. И человек, ум и тело которого сотворены по подобию Божьему, должен также быть активным, чтобы занять предназначенное ему место. Человек не должен быть праздным. Праздность - это грех (Письмо 103, 1900; Особые свидетельства, серия Б, № 1, с. 29,30).

 

Примечание. Закон активного послушания достоин тщательного рассмотрения. Активное послушание не только способствует физическому здоровью, но приводит нас в гармонию с другими существами и со Вселенной.

 

Механизм тела должен продолжать свою деятельность. - Изучайте замысел Господень относительно Адама, который был сотворен чистым, святым и здоровым. Адаму была поручена определенная работа. Он должен был использовать части тела, данные ему Богом. Он не мог оставаться праздным. Его мозг должен был работать, но не механически. Все время механизм тела продолжает трудиться. Сердце бьется, непрерывно выполняя предназначенное ему дело, подобно паровому двигателю, постоянно направляя потоки крови во все части тела. Весь живой организм находится в действии. Каждый орган должен выполнять предназначенную для него роль. Если продолжается физическое бездействие, мозг будет слабеть (Письмо 103, 1900 г.).

 

Упражнения на свежем воздухе. - Человеческий организм нуждается в бодрящих упражнениях на свежем воздухе. Несколько часов ежедневной физической работы на свежем воздухе взбодрят тело, вдохнут в него новые силы, а также помогут сбросить умственное напряжение (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 264, 265 [1876]).

 

Воздух, воздух - вот драгоценный дар Небес, которым все могут пользоваться, и он принесет вам благословение своим укрепляющим действием, если вы впустите его. Впустите его, развивайте любовь к нему, и он окажется сильнейшим успокоителем для ваших нервов. Воздух должен постоянно циркулировать, чтобы оставаться чистым. Воздействие чистого, свежего воздуха должно благотворно сказаться на кровообращении. Воздух освежает тело, ведет к обретению крепости и здоровья и в то же время положительно влияет на мышление, повышая его трудоспособность и ясность. Чистый воздух возбуждает аппетит, способствует интенсивному пищеварению и стимулирует спокойный сладкий сон (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 702 [1868]).

 

Бездеятельность - благоприятная почва для заболеваний. - Бездеятельность чаще всего становится благоприятной почвой для заболеваний. Физические упражнения оживляют и нормализуют кровообращение, а в неподвижном теле кровь не обращается свободно, и преобразований, столь необходимых для жизни и здоровья, в ней не происходит. Процессы, происходящие в кожном покрове, также приостанавливаются. Нечистоты не удаляются, как это было бы, если бы кровообращение оживлялось энергичной физической нагрузкой, кожа находилась бы в здоровом состоянии, а легкие получали бы в достатке чистый свежий воздух. Подобное состояние организма возлагает двойное бремя на органы выделения, и в результате возникают всякого рода болезни (Служение исцеления, с. 238 [1905]).

 

Продуманное упорядочение упражнений. - Правильно продуманное физическое упражнение, использующее силу, но не злоупотребляющее ею, будет служить эффективным целительным средством (Недатированная рукопись 90).

 

Физический труд предотвращает чрезмерные умственные нагрузки. - Физический труд нисколько не мешает умственному развитию. Как раз наоборот: польза, получаемая от физического труда, способствует сбалансированному развитию личности и предотвращает чрезмерные умственные нагрузки. Мышцы трудятся, а мозг в это время отдыхает. Есть много вялых, ни к чему не пригодных девушек, которые считают энергичный физический труд неподобающим для настоящих леди. Но изъяны их характера слишком очевидны, чтобы ввести в заблуждение наблюдательных людей, которые видят, что эти девушки не способны ни к какому полезному делу...

 

Чтобы стать настоящей леди, необязательно быть хрупким, беспомощным, пышно разодетым, жеманным существом. В здоровом теле здоровый ум. Физическое здоровье и практическое знание всех необходимых домашних обязанностей никогда не помешают развитию ума. И то, и другое крайне важно для женщины (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 152 [1872]).

 

Без упражнения мозг не может находиться в рабочем состоянии. - У здорового молодого человека энергичные, активные упражнения укрепляют мозг, костную и мышечную систему. Они необходимы для подготовки к трудной работе врача. Без таких упражнений разум не может находиться в исправном состоянии. Он не способен к быстрому, энергичному мышлению, которое раскроет его способности. Он становится неактивным. Такой молодой человек никогда, никогда не станет таким, каким, по намерению Божьему, он должен быть. У него так много мест отдыха, что он уподобляется стоячему болоту. Атмосфера, его окружающая, заражена вредными испарениями (Письмо 103, 1900 г.).

 

Когда физическими упражнениями пренебрегают, ум слабеет. - Те, кто занят постоянным умственным трудом, будь то учеба или проповедование, нуждаются в отдыхе и переменах. Усердный учащийся постоянно напрягает мозг, очень часто пренебрегая физическими упражнениями, а в результате его физические и умственные способности слабеют. Такой человек не совершает тот объем работы, который мог бы совершить, если бы он мудро трудился (Служители Евангелия, с. 173 [1893]).

 

Уравновешивайте умственное и физическое напряжение. - Если напряжение умственных и физических способностей уравновешивается, разум учащегося будет освежен. Если учащийся болен, нередко физические упражнения помогут организму восстановить нормальное состояние. При окончании колледжа у студентов должно быть больше здоровья и больше понимания законов жизни, чем при их поступлении туда. Здоровье следует свято оберегать, как и характер (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 82, 83 [1890]; Воспитание детей, с. 343).

 

Упражнение - целительное средство. - Когда инвалидам нечем занять свое время и внимание, они все мысли сосредоточивают на себе и становятся болезненно-раздражительными. Раз за разом они мысленно останавливаются на своих болезненных ощущениях, пока не начинают думать, что им гораздо хуже, чем на самом деле, и что они абсолютно неспособны к созидательному труду.

 

Во всех этих случаях правильно подобранные физические упражнения оказались бы эффективным лечебным средством. Зачастую они просто незаменимы для восстановления здоровья. Воля неотделима от физического труда, и в чем действительно нуждаются эти больные, так это в пробуждении воли. Когда воля дремлет, воображение выходит из-под контроля и противостать недугу становится невозможно (Служение исцеления, с. 239 [1905]).

 

Бездействие опасно. - Бездействие опасно в любом случае. Большая ошибка считать, что люди, перенапрягшие свои умственные и физические силы или заболевшие физически и психически, должны прекратить любую деятельность, чтобы восстановить здоровье. В некоторых случаях для отражения серьезной болезни временно необходим полный покой, но для хронических больных это редко бывает нужно (Недатированная рукопись 90).

 

Бездействие является проклятием для большинства инвалидов. - Для большинства инвалидов бездействие является величайшим проклятием. Это особенно относится к тем, чьи проблемы вызваны или отягчены вредными привычками.

 

Занятия легким полезным трудом, неутомительным для ума и тела, хорошо влияют на них. Они укрепляют мышцы, улучшают кровообращение и дают больному удовлетворение от сознания того, что он не совсем бесполезен в этом занятом мире. Пусть поначалу он способен сделать совсем немного, но вскоре обнаружится, что его силы укрепляются и, соответственно, растет объем сделанной работы.

 

Врачи часто советуют своим пациентам для восстановления здоровья предпринять путешествие по морю, отправиться к минеральным источникам или поменять климат, тогда как в девяти случаев из десяти при умеренном питании и регулярных активных, оздоравливающих физических упражнениях они скорее вернули бы себе здоровье и сберегли время и деньги (Недатированная рукопись 90; Служение исцеления, с. 240 [1905]).

 

Упражнение должно быть регулярным (совет больной матери). - Господь поручает тебе работу, которую никто за тебя не выполнит. Тебе следует начать жить по принципам и в соответствии с законами природы, независимо от своих ощущений. Тебе надо воплощать в жизнь тот свет, который дал тебе Господь. Может быть, тебе не удастся сделать все сразу, но ты сможешь многое, если начнешь постепенно идти вперед с верой в то, что Бог будет твоим помощником и укрепит тебя.

 

Ты могла бы больше ходить и выполнять несложную работу по дому, чтобы не слишком зависеть от окружающих. Сознание того, что ты можешь это делать, придаст тебе дополнительные силы. Если бы руки твои нашли себе занятие, а мозг не был так перегружен составлением планов для других людей, ты бы окрепла физически и умственно. Твой мозг постоянно работает, но другие органы не всегда загружены должным образом.

 

Систематические физические упражнения принесли бы тебе огромную пользу, они бы укрепили ослабевшие органы. Движение целительно и благословенно для больных, имеющих слишком мало сил для постоянных физических упражнений, и большую ошибку допускают больные, считающие себя слишком слабыми, чтобы двигаться и нагружать свои мышцы (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 76 [1872]).

 

Поток морального разложения в современном мире является результатом злоупотребления телами и умами - Поток морального разложения, который захлестнул наш мир, является результатом злоупотребления человеческим организмом и неправильного обращения с ним. Мужчины, женщины и дети должны быть научены трудиться. Тогда мозг не будет переутомляться в ущерб всему организму (Письмо 145, 1897 г.).

 

Нагрузки на ум и тело помешают склонности к нечистым мыслям. - Соразмерные нагрузки на ум и тело предотвратят склонность вынашивать нечистые мысли или совершать нечистые действия. Учителя должны это понимать. Им следует внушать учащимся, что чистые мысли и действия зависят от того, как они занимаются учебой. Сознательные действия зависят от сознательных понятий. Упражнения, связанные с работой в сельском хозяйстве и других различных областях, - это замечательная мера предосторожности против чрезмерных умственных нагрузок. Ни мужчина, ни женщина, ни ребенок, которые отказываются использовать все данные им Богом способности, не могут сохранить свое здоровье. Человек не может сознательно соблюдать заповеди Божьи. Он не может любить Бога превыше всего и ближнего своего, как самого себя (Письмо 145,1897 г.).

 

Физический труд необходим каждый день. - Мне было открыто, что если бы наши служители занимались больше физическим трудом, они пожали бы благословения с точки зрения пользы для здоровья... Для физического здоровья и ясности ума совершенно необходимо заниматься каким-либо физическим трудом в течение дня. Тогда кровь поступит из мозга в другие части тела (Письмо 168, 1899 г.; Евангелизм, с. 660, 661).

 

Каждому учащемуся необходимы физические упражнения. - Каждому учащемуся следует отводить часть дня для физического труда. Таким образом появятся трудовые навыки, разовьется чувство уверенности в себе, и вместе с тем юношество будет защищено от многочисленных пороков и низменных привычек, которые часто являются следствием безделья. Все это находится в тесной связи с первоначальной целью образования, ибо, подвизаясь на пути труда, прилежания и чистоты, мы приходим в согласие с Творцом (Патриархи и пророки, с. 601 [1890]).

 

Физическое и религиозное образование, которое давалось в еврейских школах, можно изучать с большой пользой. Но это не оценено должным образом. Между разумом и телом существует теснейшая связь, и, для того чтобы достичь высокого уровня нравственного и умственного развития, мы должны соблюдать законы, управляющие нашим физическим естеством. Для того чтобы сформировать сильный уравновешенный характер, как умственные, так и физические силы должны упражняться и развиваться. Может ли быть более важное занятие для юношества, чем изучение чудесного организма, вверенного нам Богом, и законов, позволяющих сохранить его в здоровом состоянии? (Патриархи и пророки, с. 601 [1890]).

 

Физические упражнения сообщают жизнь. - Когда тело находится в бездействии, кровь течет вяло, мышцы сокращаются и слабеют... Физическое упражнение и беспрепятственное использование воздуха и солнечного света - благословения, которые Небеса в избытке даруют всем, - животворили бы и укрепили многих истощенных больных...

 

Труд - это благословение, а не проклятие. Прилежный труд хранит многих молодых и старых от сетей того, кто «находит злые занятия для праздных рук». Пусть никто не стыдится работы, потому что честный труд благороден. Пока руки заняты самыми обыденными делами, разум может наполняться высокими и святыми мыслями (Молодежный руководитель, 27 февраля 1902 г.; Наше высшее призвание, с. 223).

Глава 15. Эмоциональные факторы

 

Послушание Богу избавляет от страстей и греховных побуждений. - Повиновение Богу - это свобода от рабства греха, избавление от человеческих страстей и греховных побуждений. Человек может одержать победу над самим собой, над своими пристрастиями, сбросить с себя гнет начальств и властей, «мироправителей тьмы века сего и «духов злобы поднебесных» (Служение исцеления, с. 131 [1905]).

 

Воля должна контролировать эмоции*. - Ваша задача - привести свою волю в послушание Христу. Когда вы покоряете Ему свою волю, Он сразу овладевает вами и действует в вас по Своей воле и Своему благоволению. Ваше естество приводится под контроль Его Духа. Даже ваши мысли покоряются Ему.

 

Если вам не под силу контролировать свои порывы и эмоции, как вы того желаете, вы можете контролировать волю, и тогда в вашей жизни произойдет полное изменение. Когда вы покоряете волю Христу, ваша жизнь сокрыта со Христом в Боге. Она соединяется с силой, которая превыше всякого начальства и власти. Вы имеете силу от Бога, которая крепко связывает вас с Его силой. Тогда для вас становится возможной новая жизнь, даже жизнь веры (Рукопись 121, 1898 г.; Моя жизнь сегодня, с. 318). *См. главу 76 «Решение и воля».

 

Эмоции, контролируемые разумом и совестью. - Сила истины вполне достаточна, чтобы подкреплять и утешать вас в любом бедствии. Истинная ценность религии Христа проявляется в том, что она дает возможность людям, исповедующим ее, восторжествовать над скорбью. Она подчиняет вкусы, страсти и эмоции здравому рассудку и совести и дисциплинирует мысли, направляя их в здоровое русло. И тогда язык не будет бесчестить Бога греховными жалобами (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 314 [1885]).).

 

Исполнение Божьей воли вопреки чувствам и эмоциям (совет молодому человеку). Не твои чувства или эмоции делают тебя дитятей Божьим, но исполнение воли Божьей. Если твоя воля станет Божьей волей, тебя ожидает плодотворная жизнь. Тогда ты сможешь высоко нести свое человеческое достоинство, данное тебе Богом, и подавать пример добрых дел.

 

Тогда ты будешь помогать поддерживать порядок, а не нарушать его правила. Ты будешь помогать поддерживать дисциплину, а не презирать ее, ты перестанешь подстрекать свою жизнь к распущенности своими же действиями.