Дизартрия нарушение произносительной стороны речи и просодики обусловленного недостаточностью иннервации речевого аппарата.

По локализации очага поражения центрального отдела рече- двигательного анализатора различают:

· корковую,

· экстрапирамидную,

· бульварную,

· псевдобульбарную,

· мозжечковую формы дизартрии.

Наиболее распространенной формой дизартрии является псевдобульбарная.При данной форме наблюдаются центральные параличи и парезы артикуляционной и фонационной мускулатуры. Которые вызывают изменение тонуса и паретичность артикуляционных мышц, что приводит к нарушению произношения согласныхи гласных звуков. Все звуки произносятся с носовым оттенком. Слабая выдыхаемая ротовая струя. Е.М. Мастюкова указывает, что особенностью псевдобульбарной дизартрии является наличие синкинезий. Характерно отсутствие произвольных движений при сохранности рефлекторных, автоматических.

Особенности коррекционно- логопедической работы при псевдобульбарной дизартрии

основные направления:

1. нормализация тонуса в артикуляционной, мимической мускулатуре и конечностях;

- подбор рефлекс запрещающей позиции, при которой наблюдается максимальное снижение тонуса и минимальное влияние позотонических рефлексов в процессе речевого акта;

2. развитие и формирование кинестетического контроля:

- формирование кинестетического следового образа в артикуляторной мускулатуре;

- массаж артикуляторной мускулатуры по общепринятой методики и точечный массаж методом штопора.

3. формирование слухового контроля за произношением и развитием фонематического анализа и синтеза;

4. нормализация дыхательной мускулатуры (работа по удлинению выдоха; формирование умения задерживать дыхание и регулировать силу и толчок выдыхаемой струи);

5. формирование речевого дыхания вне фонации:

- постановка грудно- брюшного дыхания;

- отработка синхронного дыхания с логопедом;

6. формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи:

- отработка синхронного дыхания на слогах АХ, УХ, ИХ;

- отработка голосоподачи при обоюдном контроле руки ребенка и логопеда при пении гласных А_______, У________, И______;

7. коррекция нарушений звукопроизношения. Последовательность постановки звуков и коррекция звукопроизношения зависит от локализации параличей и парезов в артикуляционном аппарате и индивидуальных компенсаторных способностей ребенка.

В первую очередь ставятся те звуки, в образовании которых участвуют наименее спастичные отделы языка и губ. При постановки звуков необходимо опираться на все сохранные анализаторы и использовать уже восстановленную функцию.

При бульварнойдизартрии отмечаются диффузные периферические параличи речевой мускулатуры. Грубо искажаются губныезвуки; приближение смычных согласных к щелевым, а гласных – к нейтральномузвуку; оглушение звонких согласных.

При корковой дизартрии наблюдается избирательный центральный парез мышц артикуляционного аппарата (чаще всего – языка), что приводит к ограничению тонких изолированных движений кончика языка вверх, в результате чего нарушается произношение переднеязычных звуков.