Дефекты озвончения

В произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пару, наблюдаются дефекты озвончения. Среди согласных звуков русского языка имеются две группы звуков, которые различаются только наличием или отсутствием звучания голоса в них. Это шесть звонких согласных: б, д, г, в, з, ж и шесть глухих согласных ': п, т, к, ф, с, ш. Эти звуки можно расположить парами. Звуки каждой пары будут иметь одинаковые артикуляционные уклады и будут отличаться друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов и воздушной струи для звонких звуков.

Указанные пары звуков можно разбить на две подгруппы: взрывные б — п, д — т, г — к, б' — п', д' — т', г' — к' и щелевые в — ф, з — с, ж — ш, в — ф', з' — с'.

Среди взрывных звуков дефекты озвончения наблюдаются чаще, чем среди щелевых. Указанное обстоятельство объясняется тем, что вибрация голосовых связок при произнесении щелевых звуков более длительна, а потому и более ощутима, чем при произнесении взрывных, а в случае необходимости длительность и сила вибрации голосовых связок могут быть произвольно увеличены.

Наблюдаются три вида нарушения озвончения: а) полное отсутствие звонких согласных звуков в речи. (Папушка пошла ф паню — Бабушка пошла в баню); б) недостаточное озвончение (У мена заполела колова и корло — У меня заболела голова и горло;

в) недостаточное оглушение (В волосах савязана бан- дом ленда).

Все три случая относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.

Оглушение звонких согласных наблюдается чаще, чем озвончение глухих.

Дефекты озвончения обычно имеют место при ринолалии, дизартрии, при любых нарушениях деятельности голосовых связок и могут считаться частичным нарушением голоса. Дефектами озвончения страдают обычно и люди с нарушением слуха, так как сниженный слух является препятствием для восприятия звонкости, а следовательно, и для дифференциации звонких и глухих согласных. Если озвончение нарушено полностью, работа начинается со щелевых звуков, притом с наиболее простого по артикуляции среди них, со звука в. После него переходят к звукам з и ж, а затем уже к взрывным звукам в последовательности б — д — г.

Подготовительными упражнениями будут следующие:

а) поочередное воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе б) сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного Все эти упражнения следует производить при тактильно- вибрационном контроле со стороны ребенка.

Можно добиться озвончения звука благодаря непосредственному переходу к нему от одного из соноров м, н, л, р (например, мммба, нннба) или применив сочетание звонкого звука, который нужно вызвать с одним из соноров между гласными (например, адма, адна, адра и т. п.).

Среди дефектов смягчения наблюдаются три варианта:

а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, т. е. постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя Ваня — дада Вана; пять — пат; мясо — масо и т. п.):

б) излишнее смягчение (Собака идет домой — Сябака идеть дямой);

в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, т. е. наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Переход твердого согласного звука в Мягкий зависит от напряжения и подъема средней части языка к нёбу. Все случаи относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме. Поэтому в работе по исправлению дефектов смягчения очень большое и важное место занимает дифференциация твердых и мягких звуков.

Подготовительными упражнениями к постановке смягчения будут упражнения на выгибание средней части спинки языка и ее опускание. Дефекты смягчения наблюдаются одновременно среди большинства согласных звуков, имеющих парные мягкие и твердые звуки, поэтому встает вопрос, с какого именно звука следует начинать постановку соответствующего парного звука. Для решения этого следует учитывать:

а) произношение каких звуков у ребенка наиболее совершенно, чтобы получить от них, опираясь на готовый уклад, правильное звучание парного дефектного звука;

б) уклад каких звуков позволяет! наиболее демонстративно показать разницу между артикуляцией парных твердого и мягкого звуков. Согласные т, д, н просты по своим укладам, поэтому редко оказываются дефектными и, кроме того, произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет видеть изменения в положении средней части языка при переходе звука т к т', д к д' и н к н'. Таким образом выбранные звуки удовлетворяют обоим поставленным условиям.

Можно временно прибегнуть к механической помощи: предложив произносить многократно слоги ат или та с упором языка в нижние зубы, слегка нажать пальцем или шпателем на кончик языка. Это даст смягчение звука т, т. е. слоги ать, тя. По аналогии можно получить слоги ань, ня, дя.

По степени легкости постановка смягчения согласных располагается в следующем порядке: т', д', н' ф', в', п', б', м', с', р', л''.

После автоматизации мягких звуков следует перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками.

Сложные нарушения звукопроизношения.

1) постепенный переход от наиболее легких звуков ко все более трудным;

2) переход к работе над другими звуками до окончания работы над данным звуком, но при условии постоянной шлифовки его;

3) одновременная работа над рядом звуков, но при условии, что они будут принадлежать к различным фонетическим группам.

Основываясь на указанных положениях, в работу над звуками можно одновременно включить следующие разделы:

1) автоматизация незакрепленных звуков;

2) дифференциация употребляемых, но смешиваемых звуков;

3) постановка наиболее легких звуков;

4) подготовительные упражнения для постановки наиболее трудных звуков.

При дислалии для дошкольников достаточна только фиксация внимания на правильном звучании и на артикуляции, без применения специальных приемов и без последующего длительного закрепления. При дизартрии недостатки звукопроизношения преодолеваются только под влиянием длительного систематического логопедического воздействия, в котором очень большое место занимает работа над артикуляционной моторикой и требуется длительное закрепление правильного произношения. При алалии недостатки звукопроизношения преодолеваются в большой степени в процессе работы над словарем. При нарушениях речи на почве ослабленного слуха в преодолении дефектов звукопроизношения большое значение имеет вся педагогическая работа в целом, и в частности обучение чтению с губ.

Вопросы для самоконтроля:

1. Характеристика этапов логопедической работы по коррекции неправильного произношения.

2. Роль упражнений для развития слухового внимания и фонематического слуха в логопедического работе по преодолению нарушения звукопроизношения. Примеры упражнений.

3. Роль артикуляционной гимнастики в логопедического работе по преодолению нарушения звукопроизношения. Виды артикуляционной гимнастики. Примеры упражнений для языка, губ, речевого дыхания, голоса.

return false">ссылка скрыта

4. Раскройте понятие “постановка звука”. Как понимаете необходимость этого этапа в коррекции неправильного звука у ребенка.

5. Приемы коррекции неправильно произносимых звуков в логопедической практике. Последовательность их применения.

6. В чем заключается работа на этапах автоматизации, дифференциации и введения поставленного звука в речь?

7. Какова длительность логопедической работы по коррекции звукопроизношения и от каких факторов она зависит

8. Роль игровых приемов на разных этапах логопедической работы?

9. Порядок исправления неправильно произносимых звуков в случаях сложного нарушения звукопроизношения? Как реализуются дидактические требования в логопедической работе по устранению нарушения произношения? Какие требования необходимо соблюдать при планировании одновременной работы над несколькими звуками.

10. Дайте характеристику правильно произносимых свистящих (С, С’, З, З’, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Щ, Ч) звуков по следующей схеме:

– место образования;

– способ образования;

– твердость (мягкость);

– звонкость (глухость)

11. Опишите артикуляционный уклад свистящих звуков. Сходство и различие артикуляционной позиции звуков С – З – Ц, С – С’, З – З’.

12. Опишите артикуляционный уклад шипящих звуков. Сходство и различие артикуляционной позиции звуков Ш – Ж, Ш – Щ, Ш – Ч, Ч – Щ.

13. Характеристика основных видов неправильного произношения свистящих и шипящих звуков: межзубный, боковой, носовой, губно- зубной, призубный сигматизм, щечный и др.

14. Характерные замены звуков при свистящем и шипящем парасигматизме

15. Приемы постановки свистящих и шипящих звуков.

16. Дайте характеристику правильно произносимых звуков Р, Р’ и Л, Л’ и звука Й по следующей схеме:

место образования; способ образования; твердость (мягкость); звонкость (глухость)

17. Опишите артикуляционный уклад сонорных звуков. Сходство и различие артикуляционной позиции звуков Р – Р’, Л – Л’, Р – Л, Р’ – Л’, Л’ – Й

18. Характеристика основных видов ламбдацизма: межзубный, боковой, носовой и др.

19. Характеристика основных видов ротоцизма: межзубный, боковой, носовой, горловой и др.

20. Характерные замены звуков при параламбдацизме и параротоцизме.

21. Характеристика основных видов йотацизма и парайотацизма.

22. Приемы постановки сонорных звуков.

23. Дайте характеристику правильно произносимых звуков К, К’, Г, Г’, Х, Х’ по следующей схеме: место образования; способ образования; твердость (мягкость); звонкость (глухость)

24. Опишите артикуляционный уклад сонорных звуков. Сходство и различие артикуляционной позиции звуков К – К’, Г – Г’, Х – Х’, К – Г, К – Х

25. Характеристика основных видов каппацизма, гаммацизма, хитизма

26. Характерные замены звуков при паракаппацизие, парагаммацизме, парахитизме

27. Приемы постановки заднеязычных звуков.

28. Описать сходство и различие артикуляционного уклада парных по твердости- мягкости звуков (на примере свистящих, переднеязычных взрывных, носовых и др.) звуков

29. Характеристика основных проявлений дефектов озвончения. Фонетические и фонематические нарушения

30. Характеристика основных проявлений дефекта твердости- мягкости. Фонетические и фонематические нарушения

31. Приемы устранения дефектов озвончения

32. Приемы устранения дефектов твердости- мягкости