Скульптура

Новым направлением в художественной жизни советской России стала монументальная пропаганда. В соответствии с ленинским планом (весна 1918 г.) в первые годы после революции развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры (за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи, как «не имевших художественного значения»). В осуществлении этой программы приняли участие Н.А. Андреев, Л.В. Шервуд, С.Д. Меркуров, В.И. Мухина и другие скульпторы, приобретшие известность до революции. В 1920-е годы они создавали новые произведения, проникнутые революционным романтизмом и характеризовавшиеся монументализмом.

В духе «героического реализма» (ставшего позже основой социалистического реализма) в скульптуре работал также И.Д. Шадр («Булыжник — оружие пролетариата», «Рабочий», «Крестьянин») и др.