Предпосылки образования СССР

В 1917 г. распалась Российская империя. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако довольно скоро стало ясно, что большинство независимых республик, возникших на территории империи, нуждаются друг в друге больше, чем в независимости. К предпосылкам возникновения нового единого государства можно отнести следующие.

Большевистская идея мировой революции форсировала новый объединительный процесс и создание в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов. Главную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи (за исключением Польши, Финляндии и Прибалтики) возникли такие предпосылки объединительного процесса, как единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Республики Советов) и сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП (б).

Фактическая международная изоляция молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Потребность объединения диктовалась также наличием многолетних экономических связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье — хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также был рассчитан на единый хозяйственный механизм всех районов страны.

Дискуссия о принципах объединения

К концу Гражданской войны Советская власть распространилась на большей части территории бывшей Российской империи. С ноября 1920 г. по сентябрь 1921 г. РСФСР подписала договоры о дипломатическом и военно-политическом сотрудничестве с Украиной, Белоруссией, Азербайджаном, Грузией и Арменией. Формально независимыми оставались Бухарская, Хорезмская и Дальневосточная республики. Однако фактически самостоятельных органов власти у советских республик не было. Правили там не самостоятельные партии, а территориальные организации единой РКП (б), едиными были их профсоюзы и вооруженные силы, отсутствовали настоящие границы и национальные валюты, республиканские бюджеты утверждались Совнаркомом, наиболее важные предприятия и весь транспорт контролировались московскими хозяйственными органами. От имени всех советских республик РСФСР подписывала первые международные договоры и участвовала в международных конференциях.

В августе 1922 г. Политбюро ЦК РКП (б) поручило Оргбюро (исполнительный орган партии, руководивший кадровой работой) сформировать комиссию для подготовки проекта объединения республик в одно государство. Проект был подготовлен наркомом по делам национальностей И.В. Сталиным.

План «автономизации» Сталина подразумевал вхождение советских республик в состав РСФСР на правах автономий. И.В. Сталин был сторонником возрождения сильного централизованного государства. «Мы пришли к такому положению, — писал он В.И. Ленину, — когда существующий порядок отношений между центром и окраинами… становится нестерпимым. …Одно из двух: либо действительная независимость и тогда невмешательство центра…; либо действительное объединение…». Под «действительным объединением» Сталин понимал:

- распространение компетенции ВЦИК, Совнаркома, СТО (Совет труда и обороны) РСФСР на все республики,

- полное объединение органов внешних дел (дипломатия, военные дела, внешняя торговля и т.д.),

- подчинение республиканских наркоматов продовольствия, труда и народного хозяйства соответствующим наркоматам РСФСР,

- сохранение за республиканскими наркоматами юстиции, здравоохранения, просвещения, внутренних дел, земледелия, социального обеспечения и РКИ.

Этот план вызвал резкую критику В.И. Ленина и недовольство в ЦК Украины, Белоруссии, в особенности Грузии.

В. И. Ленин выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально-политического условия укрепления советского государства. Он предложил форму федеративного союза как «добровольного и равноправного объединения» самостоятельных советских республик, в том числе и РСФСР, передававших на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти. В этот период Ленин из-за болезни уже не мог активно участвовать в политической деятельности, но неоднократно в статьях возвращался к этому вопросу. Так как союз республик рассматривался большевиками как переходный этап «в преддверии мировой революции», самой опасной тенденцией Ленин считал проявление «великорусского шовинизма», который нарушает интересы классовой солидарности.

И.В. Сталин считал позицию В.И. Ленина «национальным либерализмом», но переработал проект Оргбюро в соответствии с его замечаниями. 6 октября пленум ЦК РКП (б) одобрил измененный проект.