Разновидности ротацизма и параротацизма
Голосовые складки сомкнуты и вибрируют (сонорный), нёбная занавеска поднята и закрывает проход в нос, губы и зубы открыты, нижняя челюсть и вся ротовая полость напряжены, корневая и средняя часть языка неподвижны и также напряжены, передняя треть языка широко распластана, истонченные боковые края приподняты, упираются в верхние зубы (форма ковша или ложки) и образуют довольно широкое сужение — канал для воздушной струи, которая поступает на кончик языка; последний неплотно прилегает к верхним альвеолам и под влиянием струи периодически колеблется, то прилегая к альвеолам, то отходя от них. Быстрота колебаний от 2—3 до 30 в секунду.
Благодаря большой сложности артикуляционной работы, и в частности языка (участвуют все мышцы языка), наблюдается много видов ротацизма. Отсутствие р (полное отсутствие звука или призвук гласного вместо него), носовое произношение, горловое произношение (велярное или увулярное), двугубное р:
а) кучерское с вибрацией губ
б) двугубное, без вибрации.
Боковое, одноударное, глухое.
1 Происходит вибрация или мягкого нёба с корнем языка, или маленького язычка.
параротацизм: р- д р- й р- л ,р- ль,р- н, р- г, р- ы.
Способы постановки. Полная последовательность приемов постановки звука р включает упражнения на поднятие языка в форме «ковша» с выдвиганием кончика языка кверху и на выработку вибрации кончика языка. И те и другие упражнения должны выполняться на фоне неподвижности всего артикуляционного аппарата.
Подготовительными упражнениями для языка будут: а) поднятие широкого языка на верхнюю губу, причем необходимо следить за плотным и устойчивым прилеганием краев языка к верхней губе; нижняя губа не должна выдвигаться и поддерживать язык снизу; б) язык, сохраняя свою форму, втягивается за зубы.
Для развития кончика языка, что особенно важно в случаях массивных подъязычных уздечек и парезов языка, рекомендуются следующие упражнения: а) язык вверх — вниз (на верхнюю губу — на нижнюю губу, а также за верхние зубы — за нижние зубы); б) язык вправо —влево (снаружи и во рту); в) круговые движения языка между челюстями и губами то справа налево, то наоборот с задержкой и упором кончика языка в правую щеку, в левую щеку. Движения языка и произнесение звуков с более или менее сходной артикуляцией. Такими звуками будут т, д и ж.
В легких случаях возможна постановка звука по подражанию.
Первый вариант заключается в том, что язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как при щелканье языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстрой и сильной струей выдувается на прилипший» к нёбу язык. Иногда при направлении сильной воздушной струи на язык во время присоса удается получить первую вибрацию кончика языка в виде глухого трр или сочетания дзз. Упражняя и укрепляя это сочетание, можно получить полный раскат тррр, затем озвончить его — ДРРР.
2, Другим способом получения звука р будут звуковые упражнения типа дэ- дэ- дэ, да- да- да, ды- ды- ды. Проводя под языком во время частого произнесения пальцем, концом шпателя или шариковым зондом, можно получить проторный звук р с легкой вибрацией. При наличии полноценного верхнего произношения звука ж удается легким нажимом на кончик языка во время длительного звучания ж получить звук р.
3. Применяется также чередующееся произношение звуков Т и Д в сочетаниях тд., в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с деснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков ребенка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация.