Древнегреческая натурфилософия: Милетская школа, Гераклит, Демокрит. Софисты и Сократ.
философы Милетской школы заложили хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии. Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени обращались к их творчеству. Существенным является и то, что, несмотря на присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые условия для расширения философской проблематики и углубления философского мышления.
Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный вклад в ее становление и развитие был Гераклит Эфесский. Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя некоторые проблемы, например, диалектики, противоречия, развития им анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических умозаключений. По-видимому, можно предположить, что свое учение о единстве противоположностей он пытается распространить и на познание. Можно сказать, что природный, чувственный характер знаний он пытается совместить с божественным разумом, выступающим истинным носителем знания, рассматривая как первое, так и второе в качестве первоосновы знания. Так, с одной стороны, превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение и слух. При этом глаза более точные свидетели, чем уши. Здесь примат предметного чувственного знания налицо. С другой стороны - общий и божественный разум, через участие в котором люди становятся разумными, считается критерием истины, а посему доверия заслуживает то, что всем представляется всеобщим, обладает убедительностью в силу своей причастности всеобщему и божественному разуму.
Демокрит (460- 370 гг. до н. э.). Ему принадлежит атомистическая система мира, каждая неделимая частица имеет свойства, которые определяют свойства всего вещества. Он построил свою материалистическую картину мира без божественного участия, чем заслужил ненависть церковников, позднее уничтоживших многие его труды.
Сократ (469-398 до н. э.). Родом из Афин. Считал себя философом «любящим мудрость», принципиальный враг изучения природы, т.е. мир, есть творение «божества», великого и всемогущего. Распространял свои взгляды в беседах и дискуссиях, в них сформировался философский метод Сократа. Его целью было достижение истины обнаружением противоречия в утверждениях противника. Цель учения - помочь людям. «Сократический» метод- источник идеалистической «диалектики». Сократ наметил классификацию государственных форм. Правильной и нравственной он считал . Софисты –первые профессиональные учителя красноречия (риторики) и различных знаний, которые считались необходимыми для активного участия греков в политической и гражданской жизни. Софистов принято разделять на две группы: «старшие» и «младшие» софисты. Софисты почти не уделяли внимания натурфилософии, обращаясь, прежде всего, к проблемам человека, знаний, социально-политическим вопросам. Обучая искусству побеждать противника в спорах, софисты в вопросе об истине заняли позицию гносеологического релятивизма,то есть признания относительного характера всех человеческих знаний, суждений, оценок. Философские идеи софистов можно рассматривать как начало качественно нового этапа развития античной философии, содержание которого составляет перенос внимания с изучения природных процессов на человека и общество, что особенно ярко проявилось в деятельности Сократа.аристократию.