Артикуляционная гимнастика
Цельюартикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные — артикуляционные уклады различных звуков.
В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Артикуляционные упражнения могут быть беззвучными — без включения голоса — и с участием голоса.
Начинаются они обычно с движений по подражанию, а при невозможности последних — с пассивных движений, т. е. движений, производимых при механической помощи (чисто вымытая рука или палец логопеда, а затем и самого ребенка, продезинфицированные медицинские шпатели или специальные логопедические зонды).
Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно- активные, а затем и активные (самостоятельные), при зрительном контроле перед зеркалом, вначале значительно замедленные. В процессе автоматизации вырабатывается кинестетическое ощущение каждого движения и необходимость в зрительном контроле постепенно отпадает, движение становится легким, правильным, привычным, может производиться в любом темпе.
Желательно проводить артикуляционную гимнастику систематически, раза два в день (утром и вечером); это возможно при включении ее в домашние задания.
Упражнение не должно доводить орган до переутомления. Первым признаком утомления является снижение качества движения, что и является показателем к временному прекращению данного упражнения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной от 2 до 10—20 повторений, а при условии коротких перерывов и еще увеличивать их число.
Упражнение 1. Верхние и нижние зубы сомкнуть, губы растянуть в улыбке «Заборчик»
Упражнение 2. Исходное положение — упр1. Губы вытянуть вперед («Трубочка»)
Упражнение З. Рот открыть, круговая мышца рта не напряжена. Язык спокойно лежит в ротовой полости («Окошко»)
Упражнение 4. Широкий язык высунуть, распластать на нижней губе «Блинчик»
Упражнение 5. Рот широко открыть, язык высунуть. Кончик языка и его боковые края поднять («Чашечка»)
Упражнение б. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Зокать медленно и сильно, растягивая подъязычную складку («Лошадка»)
Упражнение 7 Рот открыть, язык присосать к нёбу («Грибок»)
Упражнение 8. Рот раскрыть, язык присосать к нёбу Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть Вернуться в исходное положение («Гармошка»).
Упражнение 9. Рот открыть. Широким кончиком языка, кисточкой, провести от верхних резцов до мягкого нёба и назад («Маляр»)
Упражнение 10. Рот открыть широким языком облизать верхнюю губу и убрать ЯЗЫК в глубь рта ( «варенье»).
Упражнение 11. Рот открыть. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх (»Горка»).
Упражнение 13. Исходное положение — упражнение 4. Похлопать верхней губой по языку, произнося: »пя.пя- ая» («На. кажи непослушный язычок»).
Упражнение 14. Рот закрыть. («Почисти верхние зубки»).
Упражнение 15. Рот закрыть. («Почисти нижние зубки»).
Упражнение 16. Исходное положение — упражнение 4. Подуть. на язык ( « Остуди блинчик»).
Упражнение 17. Рот открыть, напряженным языком попеременно тянуться к носу и подбородку (»Качели»).
Упражнение 18. Губы вытянуть в трубочку, округленный кончик языка просунуть между губами («Закрой бутылочку пробкой»).
Упражнение 20. Исходное положение — упражнение 19. Подуть на язык («Остуди чай»).
Упражнение 21. Рот приоткрыть. Облизать нижнюю губу («Помой нижнюю губку»).
Упражнение 22. Рот приоткрыть. Облизать верхнюю губу (»Помой верхнюю губку»).
Упражнение 23. Рот закрыть. Напряженным языком упираться то в одну, то в другую щеку («Футбол»).
Упражнение 26. Рот приоткрыть, («Часики»).
При коррекции отдельных звуков, помимо общего комплекса артикуляционных движений, проводятся специальные комплексы. Иногда они касаются только одного органа и даже одного какого- либо вида движений данного органа (например, при рубцах на губе проводятся только упражнения губ, при постановке смягчения согласных - упражнения на выгибание средней части спинки языка). Чаще всего требуется проводить более сложные и разнообразные комплексы движений, например при коррекции гортанного произношения звука р, свистящих, шипящих звуков и т. п. Принципом отбора движений служит характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.
Необходимо выработать следующие качества всех движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому. (раскрыть каждое)