СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Содержание учебной практики определяется выпускающей кафедрой туризма и экологического менеджмента в соответствии с учебным планом и программой практики, а также с учётом специфики деятельности предприятия (учреждения, организации), в которых бакалавранты проходят практику. Итоги практики находят отражение в отчёте и дневнике по практике, и в индивидуальном задании.
В целом прохождение учебной практики включает в себя несколько практических этапов:
1. Общее ознакомление с предприятием (организацией).
2. Ознакомление с технической базой и инновационной деятельностью предприятия (организации).
3. Ознакомление с организацией и содержанием работы функциональных служб предприятия (организации).
4. Изучение экономики и системы управления предприятия (организации).
Общая трудоёмкость учебной практики составляет 80 часов (2 недели или 10 рабочих дней согласно календарному плану прохождения практики по 40 часов в неделю по ТК РФ).
Основные виды работ на практике, включая примерный план прохождения практик, представлены в таблице 1.
Во время практики бакалавранты должны изучить следующую документацию организации: устав, инструктивные материалы по планированию, штатное расписание, положения о внутренних подразделениях организации, познакомиться с положениями об оплате труда, стимулировании.
Исходя из этого, к отчёту по учебной практике должны прилагаться:
копии учредительных документов, устава предприятия;
схема организационно-функциональной структуры управления предприятием;
рекламные материалы предприятия;
копии договоров, заключаемых с покупателем (потребителем) услуги;
копии должностных инструкций для специалиста, руководителя, иных сотрудников предприятия;
копии иных документов предприятий, используемые для подготовки отчёта по практике.
Таблица 1 – Примерный план учебной практики
(независимо от вида и рода деятельности предприятия)
Изучаемые вопросы и виды работ на практике | Трудоёмкость (в часах) |
1.Общая характеристика предприятия (местоположение, адрес, правовой статус). История развития предприятия, виды деятельности. Учредительные документы предприятия. Изучение партнёрских связей на основе заключённых договоров. Заполнение дневника. Написание раздела отчёта | |
2. Описание организационной структуры предприятия. Схема, характеристика состава подразделений, отделов и их взаимосвязей, их функции и подчиненность, взаимодействие. Заполнение дневника. Написание раздела отчёта | |
3. Анализ[3] и характеристика внешней среды организации (потребители и конкуренты). Законодательная база, и иные нормативно-правовые акты, определяющие легальную деятельность организации. Заполнение дневника. Написание раздела отчёта | |
4. Анализ и характеристика внутренней среды организации (финансовые ресурсы, система налогообложения, анализ основных показателей финансового состояния) Заполнение дневника. Написание раздела отчёта | |
5. Анализ кадрового менеджмента. Информация о кадровом составе организации: должности, численность персонала, структура и движение персонала (текучесть кадров). Квалификация персонала, подготовка и переподготовка, продвижение по службе. Заполнение дневника. Написание раздела отчёта | |
6.Определение сильных и слабых сторон организации. Выводы и предложения по итогам практики. Заполнение дневника. Написание раздела отчёта | |
7. Выполнение индивидуального задания. Заполнение дневника. Написание раздела отчёта | |
8. Оформление отчёта по практике и его согласование с руководителем от базы практики |
Во время учебной практики бакалавранты выполняют индивидуальное задание, выдаваемое руководителем практики от кафедры (содержание индивидуального задания фиксируется в дневнике по практике в разделе IV). Примерная тематика индивидуальных заданий дана в приложении Б, также задание может быть выдано руководителем практики индивидуально, о чём будет сделана соответствующая пометка в дневнике по практики в разделе IV. «Обязательное индивидуальное задание руководителя практики от выпускающей кафедры».
Индивидуальное задание оформляется отдельной заключительной главой отчёта. В индивидуальном задании может быть рассмотрен как теоретический (методологический) аспект проблемы, так и практический материал, позволяющий раскрыть сущность и тенденции изучаемых процессов. В ходе прохождения учебной практики студент заполняет дневник практики, в котором указывает практическую работу (задания), объём, структуру и сроки выполнения с отметкой руководителя практики от предприятия о выполнении. Дневник практики является одним из основных документов, характеризующих и подтверждающих прохождение практики.