Разработка проблем управления в древнем Китае
Истоки управленческой мысли. Развитие общественной мысли в Китае имеет длительную и непрерывную историческую традицию, берущую начало в глубокой древности. Древнекитайская мысль глубока и оригинальна. Наиболее ее яркой и отличительной (от древнеегипетской и шумерской мысли) особенностью следует считать демифологичность и рациональность. Будучи достаточно равнодушной к религиозно- метафизическим спекуляциям и не уделяя внимания воспеванию божеств и их героических деяний, древнекитайская мысль сконцентрировала свое внимание на проблемах общества этики, государства, управ -
ления государством. Древнекитайская цивилизация, включая урбанизацию, производство изделий из бронзы, сложную социально- политическую структуру (протогосударство) и письменную культуру, сложилась примерно в XIV-XIII вв. К этому времени относится и зарождение общественной мысли. Книгопечатание возникло в Китае в XI- XII вв. сначала в виде ксилографии (получение оттисков с текста, вырезанного на доске); печатание с помощью подвижного шрифта было изобретено в XIII в. До этого книги распространялись в рукописных списках. Источниками управленческой мысли XIV—VI вв. служат эпиграфические надписи на ритуальных бронзовых сосудах, а также письменные источники - древнекитайские летописи «Чуньцю», «Цзочжу-ань», «Гоюй», философские сочинения, трактаты «Мэнцзы», «Моцзы» «Чжоули», «Гуаньцзы» и другие.
Многие идеи и управленческие представления, оказавшие исключительно глубокое воздействие на дальнейший процесс развития китайской управленческой мысли, были сформированы в VI—III вв. до н.э. В истории Китая последующих периодов вряд ли можно найти такую философскую, политическую, экономическую или управленческую теорию или схему, которая в той или иной степени не использовала бы богатейшего наследия китайских мыслителей именно этой эпохи.
Рассмотрим социально-исторические причины подъема и развития разработки управленческих взглядов и воззрений. Вопрос об общественно-экономическом строе древнекитайского общества является наиболее сложным и запутанным. Одни авторы относят этот период к периоду рабовладения, другие - к эпохе зарождения и развития феодализма. Данная проблема остается в центре внимания многих исследователей, мнения которых существенно расходятся. На современном уровне изучения общественно-политических отношений в древнем Китае весьма трудно получить нужную и исчерпывающую характеристику экономического базиса древнекитайского общества. Но, как мы уже отмечали в I главе, управленческие концепции порождаются определенной исторической эпохой и зависят от многих ситуационных конкретных факторов. Экономические отношения являются не единственным определяющим фактором духовной жизни людей. Например, знание идеологических основ страны в данную эпоху может оказать большую помощь при разрешении спорного вопроса о социально-экономическом и политическом характере эпохи, о господствующих классах в стране, об определяющих факторах развития страны.
Согласно традиционной китайской периодизации III в. до н.э. приходится на так называемую эпоху Чжаньго («Борющихся царств» - VI—III вв. до н.э.) Страна была разделена на множество самостоятельных владений, и власть правящей династии Чжоу имела номинальный характер. В борьбе за гегемонию в стране постепенно определилось ведущее положение семи владений - Чу, Цинь, Чжао, Ци, Вэй, Янь и Хань. Наиболее крупными из них по занимаемой площади были первые три, а самыми населенными являлись Чу и Вэй. По примерным подсчетам историков, во всех семи владениях проживало около 20 млн. человек. Ожесточенная и непрерывная борьба между семью сильнейшими владениями закончилась полной победой Цинь. В 221 г. до н.э. произошло объединение страны в единую централизованную империю Цинь, что было прогрессивным шагом в истории древнекитайского общества.
История древнекитайского общества характеризуется глубокими и серьезными изменениями в социально-экономических отношениях. Продолжает неуклонно развиваться наметившееся значительно ранее разделение труда и обособление ремесла, получают развитие различные формы собственности, развивается классовое расслоение. По-прежнему в жизни древнекитайского общества исключительно большую роль играла община. Правда, многие современные китайские историки полагают, что в силу развития частной собственности в период Чжаньго община разрушается и к III в. до н.э. прекращает свое существование. Другие же исследования показали, что даже в условиях деспотических государств Цинь и Хань сохранились общинные органы самоуправления, а следовательно, и община, хотя в ней с распространением практики купли- продажи земли заметно усилилось имущественное расслоение.
Земледелие было основным видом занятия населения, а это требовало формирования и развития обеспечивающих отраслей - искусственного орошения и производства сельскохозяйственного орудия. Многочисленные древнекитайские источники приводят интересные данные о широком объеме работ по строительству оросительных каналов, дамб, насыпей, крупных ирригационных систем. Одна из особенностей древнекитайского общества состояла в сосуществовании государственной собственности на ирригационные сооружения с общинными отношениями.
Не менее интенсивно развивалось в то время в Китае и ремесленное производство. Одним из важнейших факторов, способствовавших развитию земледелия и ремесла, явилось использование железа для изготовления орудий труда. Существенные изменения произошли и в технике выплавки металлов. Строились крупные железоплавильные печи, работу которых обслуживали несколько сот человек. Все возрастающая потребность в железе постоянно требовала разработки новых железорудных месторождений. Известны названия 34 районов страны, где добывалась в те времена железная руда.
Подъем земледелия и ремесленного производства способствовал развитию торговли и обмена как внутри отдельных владений, так и между ними. Все большее значение приобретали экономические и торговые связи между отдельными районами страны. Отдельные районы начинают специализироваться на производстве тех или иных товаров. Возрастающая роль товарообмена стимулировала развитие денежного обращения. В период Чжаньго существовали различные формы денеж-
ных знаков, однако к концу периода повсеместно получают распространение монеты круглой чеканки.
Развитие ремесла и торговли вело к росту городов и крупных торговых центров. Одним из крупнейших городов того времени являлся Линьцзы, в котором проживало 70 тыс. семей. Многие столицы царств являлись крупными центрами торговли и ремесленного производства.
Рассматриваемый период истории Древнего Китая характеризуется резким обострением классовой борьбы. В произведениях китайских мыслителей постоянно встречаются противопоставления «благородных» людей «подлым», сообщается о значительной социальной дифференциации и резких столкновениях интересов различных слоев.
Важные сдвиги в социально-экономической и политической жизни Китая сопровождались крупными успехами в развитии науки и культуры. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли, денежного обращения, укрепление экономических связей способствовали расширению научного познания древних китайцев. Они проявляли все больший интерес к изучению явлений природы. На этой основе зарождались и развивались простейшие научные методы, пробивались первые крепкие ростки рационалистического научного познания окружающей человека действительности.
В частности, потребности земледелия вызвали очень раннее возникновение в Древнем Китае астрономических знаний. Уже в глубокой древности китайские астрономы умели вычислять время зимнего и летнего солнцестояния, солнечных и лунных затмений. В древнекитайских летописях сохранились записи об астрономических наблюдениях, при- чем правильность многих из них подтверждена современной астрономией. Изучая движение светил, древнекитайские астрономы пытались по изменению их местоположения предсказывать изменение погоды.
Необходимость создания ирригационных сооружений в Древнем Китае, так же как и в Египте, Шумере, Аккаде, привела к развитию практических математических знаний, и в частности геометрии. Древ- * ним китайцам были известны свойства прямоугольного треугольника, ими было установлено равенство квадрата гипотенузы сумме квадратов | катетов. Источники дают сведения о развитии в период Чжаньго элементарных знаний по анатомии и медицине, ряд открытий был сделан в агротехнике, строительном деле.
Основные течения управленческой мысли. Большие достижения в естественно-научном понимании мира следует считать, несомненно, одной из важнейших предпосылок возникновения и развития философской мысли в Древнем Китае, которая включала в себя общественно- политические взгляды, в том числе и о государственном управлении.
Огромное влияние на всю философскую и общественно-политическую мысль Китая оказало учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.). После смерти Конфуция его ученики на основе имевшихся записей суждений и бесед своего учителя составили книгу «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), где были изложены его взгляды на государство и управление. Конфуций трактует государство как большую семью, где отношения правящих и подданных представлены как семейные отношения, младшие зависят от старших, власть императора («сына неба») сравнивается с властью отца. А управление людьми должно осуществляться не посредством жестких законов, а посредством системы исторически сложившихся норм поведения людей и ритуалов - «ли», а в основе представления о «ли» лежала идея Конфуция об исконном и неизменном делении всех людей на тех, кто управляет, и тех, кем управляют. Так, он отмечает, что такие социальные группы, как «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» («трудящиеся низы» - сяо-жэнь) в обязательном порядке должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим» (управляющим верхам - цзюнь-цзы).
Об этом же говорил последователь Конфуция Мэн Кэ (372-289 гг. до н.э.) в трактате «Мэнцзы» такими словами: «Разве можно управлять Поднебесной, занимаясь одновременно с этим земледелием? Есть занятия больших людей и есть занятия маленьких людей... Поэтому-то и говорят: «Одни напрягают свой ум, другие напрягают свою силу. Тот, кто напрягает свой ум, управляет людьми. Тот, кто напрягает свою силу, управляется людьми. Тот, кто управляет людьми, кормится за счет людей, а управляемый людьми кормит людей. Таков всеобщий закон Поднебесной».
Конфуций и его последователи выступали за добродетель и против насилия как метода государственного управления. «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру, мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер... Людей следует не наказывать, а перевоспитывать». Конфуций призывает правителей, чиновников и подданных к добродетели, которая обязательно должна быть в основе всех их взаимоотношений. Причем решающая роль принадлежит соблюдению требований добродетели правящему классу, так как от этого зависит господство норм нравственности в поведении подданных. Подданные, говорит Конфуций, должны быть преданы правителю, слушаться и почитать «старших». В этом и состоит их добродетель.
Добродетель в трактовке Конфуция - это целый комплекс своеобразных норм и принципов этического характера, куда входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (ту), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун) и многие другие. Конфуций, отрицательно отзываясь о законах (фа), что обусловлено их связью с жестокими наказаниями, в то же время полностью не отвергает значения законодательного государственного управления,
хотя и отводит ему лишь вспомогательную роль. Главное в управлении - социальный порядок, основанный на принципах морали: устойчивая стабильность, базирующаяся на строгих социальных дистинкци- ях, и, наконец, личный пример добродетельного правителя.
Конфуций понимал, что «добродетель» на разных уровнях управления должна проявляться по-разному, поэтому на вопрос: «Что такое правильное управление?» он давал разные ответы с учетом спрашивающего. Так, сановнику Цзи Кан-цзы, узурпировавшему власть в родном царстве Конфуция Лу, был дан такой ответ: «Управлять - значит поступать правильно». Сановнику из царства Чу было сказано: «Это когда ближние довольны, а дальние привлекаются, тянутся». Своему ученику Цзы-гуну Конфуций сказал, что важно обеспечить людей пищей, оружием и завоевать их доверие. Можно поступиться оружием, можно даже отказаться от пищи (в конце концов, все, так или иначе, умирают), но без доверия нет основы для государства. А как завоевать доверие?
Во-первых, неустанной заботой о людях и вечной любовью к людям. Во-вторых, твердым следованием нормам ритуала и правилам церемониала. Ритуал и соответствующий церемониал - важнейший организующий и интегрирующий принцип управления. «Кто им овладел, тому управлять Поднебесной так же легко, как показать ладонь». В-третьих, неустанным самоусовершенствованием. Только тот, кто постоянно работает над собой, не будет иметь трудностей в управлении людьми. Если же администратор не в состоянии усовершенствовать себя, как же сможет он выправить поведение других?
Немалое место в трактате «Беседы и высказывания» уделено конкретным практическим советам в области управления, в частности в управлении персоналом. «Опирайтесь на помощников, прощая им мелкие провинности; привлекайте к службе добродетельных и способных». Кроме того, дельный чиновник должен уметь все слышать и видеть, отбрасывать сомнительное и недостоверное и осторожно высказывать свое мнение; избегать рискованного и опасного и действовать с осмотрительностью - только тогда он может рассчитывать на успех. Никогда не следует бросаться словами, если не можешь подтвердить их делами. Другому своему ученику Цзы-ся, когда тот занял важный административный пост, Конфуций советовал: «Не спеши с решениями, не перегружайся мелочами. Будешь спешить - не сумеешь вникнуть в суть дела; утонешь в мелочах - не сумеешь решить крупные проблемы». Истинный цзюнь-цзы нетороплив в словах, энергичен в делах, а истинное искусство управления состоит в том, чтобы, собрав и сконцентрировав все основное, реализовать его на практике.
Конфуцианство в Китае вскоре после своего возникновения стало одним из самых влиятельных течений философской и общественно- политической мысли, было признано официальной религией, а Конфуций своими трудами внес большой вклад в развитие всемирной управленческой мысли.
С критикой конфуцианства выступил основоположник даосизма Лао-цзы, взгляды которого изложены в книге «Дао дэ цзин». Он характеризует «дао» как естественную закономерность, независимую от небесного владыки, в отличие от традиционных теологических толкований «дао» как проявления «Небесной воли». «Дао» определяет все законы неба, природы и общества, В отношении к «дао» все равны. Все недостатки современного ему общества он объясняет отклонением от подлинного «дао», и, протестуя против существующего положения в обществе, - социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа, - надеется на «дао», которое может восстановить справедливость.
Лао-цзы осуждает антинародную активность властителей и богатых, притеснение ими народа, проповедуя принцип «недеяния» государя. Он призывает людей вернуться к естественности, отбросив все несвойственное, каковым, по его мнению, являются искусственно-человеческие отношения в сфере управления и законодательства, призывает вернуться к патриархальной простоте прошлого, к жизни в маленьких, разобщенных селениях, к отказу от письменности, орудий труда и всего нового.
Более последовательно и активно, чем Лао-цзы, равноправие всех граждан отстаивает Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.). В своем учении он излагает принципы естественного равенства всех людей и трактует возникновение государства на основе верховной власти, принадлежащей народу. Мо-цзы подчеркивает, что всеобщность любви неба ко всем включает в себя признание равенства всех людей. Необходимо следовать небесному образцу, что является «почитанием мудрости как основы управления». Мо-цзы является сторонником сочетания насильственных методов управления с нравственными формами воздействия на людей.
Мо-цзы принадлежит идея договорного происхождения государства и управления, аналогичная модели Т. Гоббса и Ж.-Ж. Руссо. При этом государство в его доктрине выглядит не только как средство управления, но и как инструмент глобального принуждения, но не во имя процветания одних за счет других, а во имя конфуцианской идеи великой справедливости, всеобщей равновеликости. Он говорит, что в древности, когда в Поднебесной был беспорядок и хаос, люди поняли: причина этому - отсутствие управления и старшинства и избрали «сына неба», который должен был создавать «единый образец справедливости в Поднебесной». Это положение о единой справедливости было направлено против автономного статуса и произвола местных властей и сановников, устанавливающих свои порядки в областях Китая и прибегающих к жестоким наказаниям и пыткам, которые противоречат всеобщему соглашению о верховной власти. Важное место в своем учении он отводил требованию учета интересов народа в процессе государственного управления.
На Мо-цзы сказалось влияние школы Конфуция (он учился у одного из учеников Конфуция), и это проявилось в самом главном утверждении Мо-цзы, когда он говорил, что конечной целью и важнейшим критерием правильного управления царством и мудрой администрации является благо народа, для чего необходимо выдвигать и использовать на службе способных и достойных, которые имели бы право не только управлять, опираясь на общепринятые принципы, но и при необходимости поучать, поправлять самого правителя. В то же время идеальной моделью управления Мо-цзы считал жесткую административную структуру, в рамках которой народ расчленен, лишен традиционных семейно-общинных связей и целиком идентифицирует себя с руководством, стремясь продемонстрировать ему лояльность и не опоздать с доносом на соседа. «Полицеизм» Мо-цзы подтверждается в его утверждении о том, что администратор должен обладать не только высоким престижем (для уважения) и окладом (для доверия), но также и большими полномочиями, чтобы его боялись. И хотя в его обязанности входит умело управлять, быть справедливым, увеличивать доходы и выступать против всего бесполезного, основа полицейской модели управления подтверждается во многих утверждениях Мо-цзы.
Большое место в древнекитайских течениях общественной мысли занимает легизм. Основные идеи этого направления изложены в трактате IV в. до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан), автором которого является видный теоретик легизма, один из основателей школы «законников», правитель области Шан, государственный деятель и реформатор Древнего Китая Шан Ян (390-338 гг. до н.э.).
Шан Ян выступает с критикой конфуцианских представлений об управлении, страдающих утопизмом. Он говорил: «Закон - это выражение любви к народу, ли - это то, что благоприятствует заведенному течению дел... Мудрый творит законы, а глупый ограничен ими; одаренный изменяет ли, а никчемный связан ли. С человеком, который связан ли, не стоит говорить о делах; с человеком, который ограничен старыми законами, не стоит говорить о переменах».
Настроенный на радикальные реформы в государственном управлении, мудрый Шан Ян создал концепцию полицейского государства как гигантской всеохватывающей машины принуждения, модель управления которым должна конструироваться на системе жестких законов (фа) и суровых наказаний. Это было связано с его пониманием взаимоотношений между народом и государственной властью как антагонистических (по принципу «кто - кого»). Только в случае использования жестких законов людей можно подчинить порядку. «А ныне, когда государь назначает на должности в зависимости от таланта и способности мыслить, люди с острым умом, учитывая, нравится или не нравится это правителю, заставляют чиновников решать дела, льстя правителю. В итоге — отсутствие определенной системы назначения на должности, отсутствие порядка в самой стране и невозможность сосредоточить усилия на Едином» (т.е. на земледелии и обороне страны - М.В.). И далее: «Секрет хорошего управления страной заключается в способности отобрать самое существенное. Если при дворе рассуждают о методах хорошего управления (подчеркнуто нами - М.В.), то речи советников путанные, спорящие стремятся сместить друг друга с постов, голова такого правителя затуманена советами. Его чиновники сбиты с толку путанными речами, а народ обленился и не занимается землепашеством. Поэтому произошло следующее: изменился весь народ страны, он пристрастился к красноречию, стал находить удовольствие в учебе, занялся торговлей, начал овладевать различными ремеслами и стал уклоняться от земледелия и войны. Если события будут развиваться подобным образом, то недалек час гибели страны. Если в государстве возникнут неурядицы, то, поскольку ученый люд ненавидит законы, торговцы наловчились постоянно менять место своего пребывания, а людей, овладевших различными ремеслами, не так-то просто использовать, такое государство легко уничтожить...
Обычно добивающийся хорошего управления беспокоится, как бы народ не оказался рассеян, и тогда возможно будет подчинить его какой- то одной идее» И далее Шан Ян формулирует, на наш взгляд, гениальную стратегическую идею, пригодную для всех времен и народов: «Совершенно мудрый правитель добивается сосредоточения всех усилий народа на Едином, дабы объединить его помыслы. Государство, добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином хотя бы на один год, будет могущественно десять лет; государство, добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином на десять лет, будет могущественно сто лет; государство добившееся сосредоточения всех усилий народа на Едином на сто лет, будет могущественно тысячу лет; а тот, кто могущественен тысячу лет, добьется владычества в Поднебесной».
Шан Ян придавал большое значение внедрению в жизнь принципа коллективной ответственности в деле укрепления управления, отдавая предпочтение наказаниям перед наградами. Причем этот принцип распространялся не только на круг людей, охваченных семейно-родовыми связями, но и на объединение нескольких общин (дворов). Все они были охвачены круговой порукой. Эта система тотальной взаимослежки стала существенным моментом в последующей практике государственного управления в Китае (и во многих других странах), сыграв значительную роль в укреплении государственной власти. А в процессе реформ Шан Яна в царстве Цинь, где он получил должность министра и сумел осуществить свои преобразования, теоретический тезис о системе тотальной слежки был воплощен в форме создания ячеек доносчиков (пятков и десятков), связанных взаимной ответственностью, круговой порукой. Причем этот же принцип был распространен и на чиновничество: донос на сослуживца избавлял чиновника от наказания за поступок, о котором он по долгу службы обязан был знать.
В те же годы в царстве Хань министром был Шэнь Пу-хай (400- 337 г.), который оставил после себя трактат «Шэнь-цзы». В отличие от Шан Яна в центре его доктрины - правитель, глава государства: «мудрый правитель - тело, чиновники - его руки; правитель - голос, чиновники - эхо; правитель - корень, чиновники - ветви». Высказывания Шэня Пу- хая представляют из себя, говоря современным языком, руководство по поведению для топ-менеджеров. По мнению мыслителя, чтобы стать мудрым правителем, необходимо овладеть технологией власти. Первое условие здесь - выдержка, непроницаемость, скрытность. Второе и в некотором смысле основное - недеяние, т.е. внешняя непроницаемость и даже пассивность, за которыми скрывается информационная насыщенность и активная готовность, способность в любой момент вмешаться и дать нужное указание: «Умный правитель может надеть на себя личину глупости, проявить неуверенность, робость... Он скрывает свои мотивы и демонстрирует миру недеяние. И тогда ближние любят его, а дальние стремятся к нему». Недеяние (увэй) - важнейший принцип мудрой администрации, разработанный еще Конфуцием. Но Шэнь существенно обогатил принцип, добавив множество конструктивных и конкретных рекомендаций по его воплощению в жизнь. Если Конфуций настаивал на мудрости и проницательности, как главных атрибутах принципа недеяния, то Шэнь считал, что таковыми должны быть методы управления и процесс принятия решений. Одно из главных его управленческих правил: «Никогда не отдавайте невыполнимых приказов!». Вместе с разработанной им системой управления персоналом принцип недеяния составлял понятие искусство управления или технологию власти. Что касается кадров управления, то они подбирались под дела и работы, а не наоборот. В основе искусства управления - четкое разделение функций чиновников, жесткая субординация и иерархия структур, право руководителя на параллельные источники информации.
По мнению Шэнь Пу-хая, при подборе кандидата и назначении на должность следует руководствоваться тремя критериями: способностью и компетенцией кандидата, его достижениями в прошлом и старшинством. Шэнь Пу-хай выступал против идеи Конфуция подбирать чиновников по рекомендациям и протекции и настаивал на руководстве только указанными объективными критериями. Именно в связи с этим он разработал комплексную систему управления персоналом - син-мин, суть которой сводится к процедурам и методам найма, экзамена (аттестации), оценки, расстановки чиновников и контроля над ними.
В те же годы в Древнем Китае изучались и разрабатывались общие проблемы управления хозяйством страны. Особенно активны были разработки принципов централизованного регулирования и контроля над экономической жизнью государства, начало которым было положено Гуань Чжуном (VII в.) проведением административных реформ в царстве Вэй и продолжено в процессе реформ Шан Яна. Основная цель реформ и выработки принципов управления хозяйством страны заключалась в усилении централизованной власти в связи с возникшими в государстве новыми социально-экономическими явлениями, процессами и отношениями - появлением частного рынка и товарно-денежных отношений, приватизацией и усилением позиций частных собственников («стяжателей»). Тогда и появился сводный труд «Гуань-цзы», составленный несколькими мыслителями в течение IV—II вв. до н.э. и названный в честь Гуань Чжуна. Этот трактат известен тем, что в нем излагается ряд оригинальных идей централизованного управления экономикой страны. Наиболее последовательно раскрывается идея цин-чжун (букв., «легкое-тяжелое»), означавшая стабилизацию или балансирование в управлении хозяйством страны на основе познания закономерностей общественной жизни и претворения их носителем государственной власти - царем. Автор идеи - Ли Куй, старший современник Шан Яна, министр-реформатор царства Вэй. Он прославился тем, что создал теорию регулирования цен на зерно, решая проблему неурожайных лет. Собрав данные за ряд лет об урожаях пшеницы с одних и тех же участков, он обнаружил драматический разрыв (иногда до 10 раз) в количестве собираемого с этих участков зерна в урожайные и неурожайные годы. Тогда он и предложил метод централизованных закупок излишков зерна в урожайные годы и продажи излишков в неурожайные годы, восполняя недостаток зерна в неурожайные годы запасами из государственных амбаров с продажей запасов по нормированным ценам. Нечто подобное в свое время предложил библейский герой Иосиф, ставший министром у египетского фараона. Этот же метод применяется и сегодня во многих странах, в том числе сейчас в России, под названием «государственная интервенция зерна».
Трактат по форме представляет собой вымышленные диалоги между Гуань Чжуном и правителем царства Вэй Хуань-гуном. Гуань Чжун говорит: «Земля - это основа системы управления в государстве. Правительство является руководящим началом законности. Рынок служит мерилом товарных цен. Золотом исчисляются ресурсы государства. Земельные участки владетельных князей (чжухоу) - те (земли), которые входят в государства с тысячей колесниц - являются мерой для определения ресурсов отдельных владений. В отношении всех этих пяти (явлений) можно постичь управляющее ими начало. Это и значит: иметь путь (дао).
Земля (как сказано) является основой для системы управления. Это значит, что присущие земле законы сами по себе создают управление (считающееся) с этими законами. Если земли не приведены в устойчивое равновесие путем межевания и не проведено размягчение почв (т.е. агротехнические мероприятия), то тогда и управление нельзя упорядочить. Если управление не упорядочить, тогда в труде управления не будет руководящего начала. ...В отношении неба и земли (в целом природы) нельзя ни убавить, ни прибавить, но что может упорядочить управление, так это земля как таковая, и ее нельзя не приводить в соответствие с природой вещей. Поэтому если земля находится в таком соответствии, то и плоды ее соответствуют (природе)...
Если правильность нарушается (т.е. если правильное становится неправильным), то в чиновном управлении нет порядка, а если в чиновном управлении нет порядка, то хозяйственная деятельность нарушается, а если хозяйственная деятельность не упорядочена, то товаров немного. Поэтому как можно узнать, что товары имеются в изобилии? Ответ: по урегулированному состоянию хозяйственной деятельности. А как можно узнать, что хозяйственная деятельность находится в урегулированном состоянии? Ответ: по обилию товаров» (в тексте всюду подчеркнуто нами - М.В.).
Перечень мер по осуществлению централизованного управления экономикой страны в трактате представлен очень широко. Здесь и создание больших зерновых запасов, и умелое распоряжение ресурсами (горы, леса, леса, промыслы), и нормирование ростовщического процента, и регулирование торговлей с соседними Вэю царствами, и налаживание строго централизованного учета. А основная цель применяемых средств в специальной главе изложена так:
«Глава 48. Об управлении государством. Руководящее начало в управлении государством заключается в том, что необходимо предварительно обогатить народ. Если народ богат, то им легко управлять. Если народ беден, то им трудно управлять.
Откуда нам известно, что это так? Когда народ богат, то в селениях царит спокойствие, и это заставляет ценить домашний очаг, а если в селениях царит спокойствие и семьи ценят домашний очаг, то это означает, что они почитают начальство и боятся наказаний, править ими легко... Поэтому чаще всего хорошо управляемое государство бывает богато, а государство, в котором господствует беспорядок, обычно бывает бедным. Отсюда для мудрого государя высшей заповедью является: сначала сделай народ богатым, а потом управляй им... И богатство страны, и изобилие зерна родятся от земледелия. Поэтому прежние цари относились к земледелию с уважением. Когда в управлении государством приходится прибегнуть к особым мерам, необходимо производительно запретить второстепенные виды труда и выработку предметов роскоши. Если запретить второстепенные виды труда и изготовление предметов роскоши, то среди народа не будет (праздношатающихся) тунеядцев, а если среди народа не будет тунеядцев, то он будет обращаться к земледелию... Хлеб - это главное дело (основная забота) истинного государя, великая обязанность правящего людьми, путь обогащения народа путь управления страной».
В завершение рассказа о развитии управленческой мысли в Древнем Китае остановимся на выдержках из работ двух виднейших теоретиков управления Сюнь-Цзы и его ученика Хань-Фэй-цзы.
Сюнь-цзы (313-238 вв. до н.э.) был последним из известных чжоу- ских конфуцианцев. Его учение было попыткой синтеза всех древнекитайских доктрин под эгидой конфуцианства, своего рода мостом примирения между бескомпромиссностью Конфуция и Мэн-цзы и оппо- нентами-легистами. Такой синтез и послужил основой превращения конфуцианства в официальную государственную идеологию императорского Китая, в чем несомненная заслуга Сюнь-цзы. В историю китайской общественной мысли Сюнь-цзы вошел как автор тезиса о том, что человек по натуре порочен, что человеку свойственны животные инстинкты, в том числе злоба, зависть, безжалостность, стремление к стяжательству и распущенности. В связи с этим он призывает к целенаправленным усилиям в области воспитания и обучения людей как единственным средствам смягчения и устранения проявлений этих свойств.
Несмотря на то что Сюнь-цзы высоко чтил конфуцианские добродетели (гуманность и справедливость, ритуал и долг, мудрость древних), он в то же время был реалистом и многие важные вопросы ставил по- другому. Он, например, не отрицал на «благо народа» как одно из направлений эффективного управления страной, но при этом гораздо озабоченнее выступал по поводу интересов и потребностей правителя. Эти мысли высказывались во многих местах его учения прямо и в образах: «Правитель подобен лодке, а народ - волне; вода несет лодку, но может и опрокинуть ее». А чтобы этого не случилось, нужно управлять народом справедливо, выдвигать к себе в помощники мудрых и способных, честных и старательных.
Вот, например, рекомендации по управлению персоналом для ванов (представителей высокопоставленных чжоуских правителей), высказанные Сюнь-цзы. «Принципы вана (состоят в том, чтобы) не ценить тех, кто не обладает добродетельностью, не предоставлять чиновничьих должностей тем, кто не обладает способностями, не поощрять тех, кто не имеет заслуг, не подвергать наказаниям тех, кто не совершил преступления. При дворе (правителя) не должно быть места везению, среди народа не должно быть (ленивых) удачников. (Следует) почитать мудрых и использовать способных, предоставляя каждому соответствующие (его талантам) должность и ранг... Люди вана - это те же, кто направляет свои действия с помощью ритуала и чувства долга, кто в делах поступает в соответствии с их родом, кто способен ясно видеть даже самое незначительное (в делах), чьи мероприятия отвечают изменениям (в лице) и не приводят к нищете. Таких людей можно назвать постигшими основы управления, они и являются людьми вана».
Главным советником правителя и практическим руководителем страны Сюнь-цзы считал первого министра, который наделялсяим неограниченными правами в управлении: назначал начальников всех чиновничьих служб, следил за исполнением ими своих обязанностей, обеспечивал связи с двором, министрами и чиновниками, оценивал их деятельность, определял размеры поощрений и наград и составлял ежегодные доклады правителю о положении дел в стране.
Помимо первого министра к «помощникам» просвещенного правителя Сюнь-цзы относил приближенных к правителю придворных и дипломатов, удовлетворявших основному требованию - обладание «талантом» к государственной службе, честностью и бескорыстием, независимо от их социального, а точнее, сословного в табели о рангах положения. Среди методов управления персоналом в первую очередь назывались приказы правителя и издаваемые им законы, которые распространялись главным образом на народ, а отношения внутри господствующих классов должны регулироваться ритуалами и чувством долга. Другая группа методов - это детально разработанная система поощрений и наказаний, применяемая ко всем подданным правителя и преследующая различные цели. «Необходимо больше привлекать к себе (способных) людей, учеников, готовить чиновников и государственных служащих и с помощью поощряемого действия наград и почестей, а также строгих наказаний и штрафов предостеречь сердце народа (от плохих дел)... когда награды будут играть свою роль, а наказание устрашать (людей), способные люди получат возможность выдвинуться, а неспособные получат отказ и будут отвергнуты, и тогда «способные» и «неспособные» получат службу согласно своим качествам».
Более подробно остановимся на идеях управления ученика Сюнь- цзы - Хан Фэя-цзы.
Краткая характеристика Хань-Фэя и его основного трактата.
Хань Фэй-цзы (ок. 288-233 гг. до н.э.) происходил из знатного княжеского рода владения Хань. Вместе с Ли Сы, который позднее стал ближайшим советником Цинь Ши-хуана, объединившего к 221 г. до н.э. под своей властью все враждовавшие между собой царства, он учился у Сюнь-цзы, Глубокое влияние на него оказало учение о «дао» Лао-цзы.
По словам Сыма Цяня, знаменитого китайского историка (II—I вв. до н.э.), автора «Исторических записок», Хань Фэй-цзы любил изучать древние законы и искал их корни в учении даосов. Хань Фэй-цзы был заикой, ораторским даром не обладал, но писал прекрасно. Дошедший До нас трактат Хань Фэй-цзы о государственном управлении состоит из 20 глав, 55 параграфов (и насчитывает около 340 стр. в русском переводе Иванова А.И. 1912 года). Приведем краткое содержание отдельных глав трактата.
В главе I Хань Фэй-цзы рассматривает вопросы объединения Китая и установления централизованной власти при помощи взаимных усилий уделов Хань и Цинь, об умении и трудностях вести переговоры; о взаимоотношениях правителя и сановников; о принципе «недеяния» государя.
В главе II ученый развивает идеи о силе государства, которым управляют на основе законов; о наказаниях и наградах, как о методах руководства сановниками; о безграничной власти правителя как об основе государственного управления; о принципах назначения чиновников на руководящие посты в государственном управлении.
В главах III и IV Хань Фэй-цзы говорит об ошибках, допущенных правителями в их действиях, подтверждая свои слова подлинными событиями из истории Китая; противопоставляет интересы государя и сановников, о трудностях убеждения государя.
В главе V ученый дает описание причин возможной гибели государства и объектах охраны государя; обосновывает необходимость умения правителя разбираться в докладах своих чиновников как важном моменте в государственном управлении; о неукоснительном следовании закону в управлении.
В главах VI и VII Хань Фэй-цзы разъясняет учения Лао-цзы.
В главе VIII он рассматривает средства для достижения в государстве спокойствия и пути, ведущие к неблагополучному положению в стране; говорит о необходимости наблюдения за людьми правителем; об управлении подданными на основе закона и о важности правильного поведения правителя для всеобщего процветания.
Главы IX-XIV состоят из собраний советов правителю по государственному управлению относительно его личных действий, в т.ч. по отношению к подданным.
В главах XV-XVI Хань Фэй-цзы выступает с критикой взглядов на государственное управление своих предшественников, в основном Конфуция.
В главе XVII он рассуждает о законе и «искусстве управления»; о противоположности законов и частных интересов людей; делает вывод о необходимости государственного управления на основе законов.
В главе XVIII Хань Фэй-цзы определяет отношение общества к различным сословиям людей; о применении закона о наградах и наказаниях как необходимой меры государственного управления. Здесь же мыслитель дает описание восьми основ, на которых строится государственное управление.
В главе XIX Хань Фэй-цзы высказывает свою точку зрения на экономику Древнего Китая, требуя развития земледелия - экономической основы страны и поощрения земледельцев и солдат.
В главе XX мы снова находим критический анализ взглядов Конфуция, Мо-цзы, других мыслителей на государственное управление; здесь же Хань Фэй-цзы дает советы государю по правильному руководству чиновниками; о сочетании наград и наказаний в управлении; еще раз заостряет внимание на большой значимости закона и «искусства управления» в государственном управлении.
Большинство исследователей считают трактат аутентичным памятником, хотя и отмечают, что отдельные материалы относятся к более позднему времени.
Основной причиной тех или иных сомнений в достоверности некоторых глав трактата послужило свидетельство того же Сыма Цяня. Он отметил в исторических записках, что Хань Фэй-цзы «познал причины гибели царств и поэтому написал «Возмущение одинокого», «Пять червоточин», «Собрание советов о внутренних и внешних действиях государя», «О борьбе мнений», «О том, как трудно убеждать». В целом в этих книгах содержится более ста тысяч слов».
Эти книги, судя по их названиям, представляют собой отдельные главы существующего варианта памятника. В связи с этим высказывалось мнение, что только они являются произведениями самого Хань Фэй-цзы, а остальные главы принадлежат другим авторам. Вряд ли есть серьезные основания для такого заключения. Во-первых, Сыма Цянь мог назвать только некоторые, по его мнению, наиболее важные и интересные главы. Во-вторых, объем, указанный Сыма Цянем, соответствует объему всего текста, а не перечисленным им главам.
Конечно, нельзя полностью отрицать наличие в трактате отдельных изменений и дополнений, осуществленных после Хань Фэй-цзы. Кроме того, такие вставки не имеют существенного значения для оценки взглядов Хань Фэй-цзы. Его трактат представляет собой единое целое по стилю и содержанию. Главные положения изложены в стройной логической последовательности с использованием многочисленных примеров, ярко, эмоционально и с большой убежденностью.
Сыма Цянь сообщил интересные сведения о силе воздействия сочинений Хань Фэй-цзы. Однажды с его книгой познакомился правитель царства Цинь Ши-Хуан, который после прочтения сказал, что ради встречи с автором он готов пожертвовать жизнью, так как на него произвели большое впечатление оригинальность и глубина суждений составителя трактата. Ши-Хуан решил приблизить к себе Хань-Фэя. Хань-Фэй- цзы прибыл в Цинь, где его приезду очень обрадовались. Однако вскоре по ложному доносу он был брошен в тюрьму, где и погиб. В связи с этим Сыма Цянь с грустью заметил, что скорбит о Хань Фэй-цзы, который справедливо «писал о том, как трудно бывает убеждать».
Хань Фэй был разносторонним мыслителем. Занимаясь изучением проблем объяснения природы, он испытал сильное влияние Сюнь-цзы и материалистических построений, связанных с учением о «дао». Хань Фэй рассматривал «дао» («путь») как источник и причину становления реального мира вещей. В «дао» воплощено все множество и разнообразие «ли» - качеств и свойств явлений и вещей, которые взаимодействуют через противоположности короткого и длинного, большого и малого, твердого и мягкого, белого и черного и т.д. Хань Фэй подходил к определению "дao" как естественной закономерности. Все в мире coвершается согласно «дао», только благодаря естественному закону - «дао» можно постигать и «овладевать вещами».
Большой интерес представляет и логическая проблематика в трактатах ХаньФэй-цзы. Он оставил заметный след в развитии представлений об «именах» - понятиях и суждениях в истории логики древнего Китая. Однако главное место в учении Хань Фэй-цзы занимает его социально-политическая концепция о сущности государственного управления, основанная на законе «фа».
Хань Фэй о сущности, целях и методах управления. Хань Фэй- цзы рассматривает в своем произведении государственное управление как систему, полностью опирающуюся на законы и на власть правителя. «Государство достигает силы, — пишет он, - благодаря системе правления, а государь пользуется почетом, благодаря власти. Поэтому у разумного государя есть и система правления и власть; у государя же неразумного также имеются и власть и управление, вместе же они различны в том, что устанавливает разницу. Поэтому разумный государь распоряжается властью, и высшие пользуются уважением; он объединяет систему правления, и в государстве устанавливается порядок; закон - это то, что создает государя».
Хань Фэй-цзы доказывает в своих работах, что идея государства и закона возникла как неизбежный результат развития человеческого общества. Он говорит о том, что в глубокой древности народу было мало и всем хватало пищи и одежды. Росло население, увеличивались трудности, а вместе с ними возникали споры, неурядицы, грабежи и разбой. Появилась необходимость в правителях и в управлении на основе строгих законов: «Порядок в государстве - следствие применения закона. Государство, обреченное на гибель, допускает свободный проход чужих войск по своей территории и не может окружить их и запретить им (делать это) - таков результат пользования людьми, а не законом... Устраивающие государство обязательно владеют законами».
Хань Фэй-цзы неоднократно заостряет внимание на том, что мощность и благосостояние государства находятся в прямой зависимости от использования законов в государственном управлении: «Если государство обширно и правитель пользуется почетом, то удавалось достигнуть того, чтобы распоряжения правителя имели значение для вселенной, только благодаря тому, что закон ставился высоко». Закон у Хань Фэй- цзы является необходимым средством для установления порядка в государстве, для укрепления его обороноспособности. Так, например, Хань Фэй-цзы пишет: «В настоящее время у тех, кто в состоянии будет устранить личное и беззаконное и стремиться к общему (благу) и закону, народ успокоится и государство устроится. У тех же, кто сможет удалить действия личного характера и поступать согласно закону, войско будет сильно, а враг ослабнет, так ка***сли и разобраться и приобрести правление, основанное на законе, поставив его выше чинов, нельзя будет обмануть государя коварством и лживостью».
Хань Фэй-цзы решительно критиковал последователей Конфуция за их призыв к управлению с помощью этических принципов и примеров древности. Он говорил, что этические нормы и представления, например о гуманности, долге, справедливости, можно сравнить с детской игрой приготовления пищи из песка. Эти нормы годны лишь для игры в слова, но не для управления. Хань Фэй-цзы обращал внимание также и на то, что со временем законы меняются, устаревают и поэтому многие установления древности в позднейшие времена применять уже нельзя: «Коль скоро закон изменяется соответственно времени, тогда царит порядок; когда порядок согласуется с веком, достигается успех... Если система управления не меняется с течением времени, возникает смута. Когда могут управлять массой, но не изменяются запретительные меры (государство) уменьшится. Ввиду этого при управлении народом мудрецами законы менялись с течением времени, а запрещение - соответственно способностям».
В жизни общества, говорил Хань Фэй-цзы, судьба не играет никакой роли. «Благосостояние приносят труд и бережливость». Он отвергал и веру в духов, говоря, что веру трудно совместить с законом: «Кто возлагает надежду на духов, тот пренебрегает законом».
В своих взглядах Хань Фэй-цзы оставался сторонником централизации власти, требовал неукоснительного исполнения законов, укрепления военной силы и экономического могущества страны. Он призывал управлять хозяйством страны так, чтобы достичь всемерного развития земледелия - экономической основы страны. «Земледелие требует напряженного труда. Если народ занимается им, то этим можно достичь богатства». Он сетует на положение, когда «говорящих о земледелии много, а обрабатывающих землю мало». «В настоящее время, - замечает Хань Фэй-цзы, - купцы, чиновники и ремесленники имеют пищу, не возделывая землю».
В первую очередь Хань Фэй-цзы призывал к использованию таких методов управления страной, которые содействовали поощрению земледельцев и солдат, так как на них держатся все остальные слои населения. А в действительности, замечает с сожалением ученый, всеми благами пользуются люди, живущие праздно. «Амбары бывают полны тогда, когда земледелие признается основным занятием. Ныне, однако, богатеют те, кто занимается ненужным делом: ткачи предметов украшения, вышивальщики, резчики и художники. Слава царства и расширение его владений - заслуга воинов. Однако сироты погибших в боях ныне просят милостыню на дорогах, а артисты и участники дворцовых пиров, наряженные в шелковые одежды, разъезжают в экипажах. Награды и жалованье предназначены для того, чтобы народ продавал за них свои силы и даже жизни. Ныне же воины, одержавшие в прошлом много побед и достигшие многих успехов, по-прежнему трудятся, не получая наград. В то же время гадатели, предсказатели, хироманты и подхалимы ежедневно получают подарки... Обогащают государство земледельцы, отражают врага с помощью войска, но на самом деле ценят ученых... Ныне торговцы, чиновники и занимающиеся искусством, также не работая, кормятся. В таком случае земля не обрабатывается и она становится равноценной камню».
Хань Фэй-цзы считал, что цель государства - дать возможность народу мирно работать. Однако Хань Фэй-цзы не был защитником и сторонником обездоленных. Бедность он объяснял лишь ленью и расточительностью. Он говорил, что при нормальных условиях, когда нет болезней, неурожая и других стихийных бедствий, бережливый и трудолюбивый богат, а кто ленится и расточителен - беден. Если государство облагает налогами состоятельных, то оно тем самым способствует ленивым и расточительным, которых прежде всего нужно наказывать...
В строгой семье не бывает непокорных рабов, а у любящей матери бывают погибшие дети. Из этого я заключаю, что власть может пресечь жестокость, а обильная добродетель недостаточна сама по себе для прекращения беспорядков».
Хань Фэй о соотношении закона, власти и искусства управления.
Многие древнекитайские мыслители уделяли большое внимание роли закона в жизни человека и общества. Строго говоря, даже Конфуций, Мэн- цзы и другие сторонники управления на основе этических принципов отмечали важное значение закона. Хань Фэй-цзы называет многих своих предшественников, изучавших и разрабатывавших законы в целях совершенствования управления. Решающее место закону в управлении отводили Ли Куй - составитель знаменитого свода законов, Шэнь Бу-хай - главный министр царства Хань, Шан Ян (Гун Сунь-Ян), который ввел новые законы в 350 г. до н.э., Гуань-цзы и многие другие. Имена последних трех Хань Фэй-цзы особенно часто упоминает в своем трактате. Однако они интересовались главным образом практической стороной совершенствования законодательства. Хань Фэй-цзы же рассматривает правовые вопросы не только с точки зрения их практической значимости. Он обобщает, анализирует и обосновывает правовую деятельность государства, усматривает в ней единую, стройную систему, способствующую эффективному управлению хозяйством страны.
Что же означают и как связаны по Хань Фэй-цзы такие понятия, как закон и «искусство управления»? «Главным для правителя является если не закон, то искусство управления. Закон - это то, что записано в книгах, хранящихся в правительственных учреждениях, и то, что объявляется народу. Искусство управления скрыто глубоко в сердце (правителя) и используется для того, чтобы разделять на (группы) с противоположными мнениями и скрытно yправлять сановниками. Поэтому закон должен быть ясен и понятен для всех, а искусство управления вовсе не следует показывать... Шэнь Бу-хай проповедовал искусство управления, а Гун Сунь-Ян устанавливал законы. Искусство управления — это умение назначать чиновников для выполнения (определенных) обязанностей, в соответствии с именем требовать исполнения, властвовать над жизнью и смертью (людей), определять способности чиновников. Все это в руках правителя. Законы - это распоряжения, осуществляемые чиновниками. Народ должен осознать, что решения о наказаниях, выносимые (чиновниками) на основании, законов, обязательны. Наказываются нарушители законов, награждаются строго соблюдающие их. Если правитель не обладает искусством управления, это ведет к злоупотреблениям высших; если чиновники не соблюдают законов, то наступает смута среди низших. Оба принципа должны быть налицо; они орудия власти правителя».
Из приведенной цитаты видно, что законы - это изложенные письменно распоряжения правителя, это уложения, на основании которых чиновники управляют народом. Искусство управления - это способность, умение правителя проявлять гибкость в управлении чиновниками и народом, так называемое «искусство правителя сидеть на троне лицом к югу».
Главным условием введения закона является выгода от его осуществления. «Если устанавливается закон, но обнаруживаются его недостатки, то эти недостатки тщательно взвешиваются, и если (даже при наличии этих недостатков) дело будет успешно осуществлено, закон устанавливают. Если при осуществлении дела обнаруживается вред, то этот вред тщательно взвешивается. И если даже при наличии этого вреда пользы все-таки больше, то дело осуществляется. В Поднебесной нет законов без недостатков, пользы без вреда».
Хань Фэй-цзы в своих суждениях об управлении на основе закона преимущественно следует Шан Яну, ссылки на которого приводятся во многих местах трактата. Суть реформы, которую провел Шан Ян, сводилась к выработке ясных законов и укладов, установлению наказаний и наград, поощрению земледельцев и воинов с целью обогатить страну и сделать сильной армию. Шан Ян, как политический деятель, отстаивавший принцип государственности в управлении, умело использовал тенденцию развития современной ему эпохи.
Однако Хань Фэй-цзы не был полностью согласен с Шан Яном. Во- первых, он считал, что учение Шан Яна о законах было недостаточно совершенным. Во-вторых, Хань Фэй-цзы не был согласен с Шан Яном в том, что тот говорил лишь о законах и умалчивал об «искусстве управления», то есть заботился лишь об интересах государства, но не отстаивал интересы правителя, был сторонником ответственного кабинета министров, а не абсолютной монархии. Хань Фэй-цзы, как уже отмечалось выше с рождения принадлежал к правящему дому, что и обусловило его позицию защиты интересов правителя; и именно поэтому-то он и проявлял особый интерес к «искусству управления». Более половины текста его книги отводится подробному изложению и защите принципа «искусства управления».
Хань Фэй-цзы отмечает, что в своей практической деятельности главе государства необходима определенная система управления - «искусство управления»: «Государство - колесница правителя, положение— его лошадь; если он управляет страной, не применяя искусства управления, то, хотя он и будет сам неустанно трудиться, ему не избежать беспорядка. Если он управляет, применяя искусство управления, то хотя он и будет жить праздно, все же станет мудрым правителем... Самый мудрый, управляя на основе законов, опирается на искусство управления, а не на людей».
«Искусство управления» Хань Фэй-цзы определяет как непостижимые для других методы, скрытые в душе; при ловком маневрировании ими кажется, что их очень трудно уловить и распознать. «Мудрый правитель, - пишет он, - в своем правлении подобен Небу (непроницаем), а в использовании людей - духам».
«Искусство управления», по Хань Фэй-цзы, базируется на следующих 8 принципах поведения руководителя.
1. Не уступать власть другим.
2. Заставлять людей следить за настроениями друг друга.
3. Быть скрытным, не разоблачать себя.
4. Считать всех людей дурными.
5. Не считаться ни с какими моральными ценностями.
6. Поощрять политику одурманивания народа.
7. В наказаниях проявлять непреклонность и строгость, в поощрениях - умеренность и осторожность.
8. При необходимости быть неразборчивым в средствах.
В тексте есть довольно обстоятельная аргументация и многочисленные иллюстрации указанных принципов. Вот как, например, звучит пояснение принципа о скрытности руководителя: «Если правитель скроет, что он любит и что ненавидит, он сумеет узреть истинную природу подчиненных... Смотри, но сам будь невидим; слушай, но так, чтобы тебя не слышали; знай, но так, чтобы о тебе не знали». А так выглядят разъяснения принципа о поощрениях и наказаниях: «При управлении Поднебесной обязательно следует основываться на чувствах людей. Последние сводятся к любви и отвращению, что позволяет применять награды и наказания. Если награды и наказания действенны, то можно установить запрещения, и тогда будет обеспечено правильное правление... Народ любит выгоду и жалованье и испытывает отвращение к казням и наказаниям. Правитель использует то, что желают или не желают люди, для управления силами народа. И никогда не следует утрачивать этого». А как должны сочетаться награды и наказания в управлении? Хань Фэй-цзы отвечает: «Когда наказаний больше, (чем наград), народ спокоен; если награды обильны, рождается коварство. Поэтому главное в управлении состоит в том, чтобы применять больше наказаний, (чем наград). Обилие наград - основание смуты».
Набор принципов у Хань Фэй-цзы достаточно широк и, как видим, весьма далек от этических положений гуманного конфуцианского управления. Его основной тезис - «для достижения цели все средства хороши». Однако и закон, и «искусство управления» не могут обходиться без поддержки власти. «Тигр и пантера побеждают человека и властвуют над всеми зверями, благодаря своим когтям и зубам. Если тигр и пантера лишатся когтей и зубов, человек наверняка справится с ними. Сила власти (положения) - когти и зубы правителя. Утратив их, правитель становится похожим на (беззубых) тигра и пантеру».
Таким образом, по Хань Фэй-цзы, власть (положение) - принципиально важный атрибут управления, от нее не только зависит спокойствие государства, но с ней неразрывно связаны также и замыслы объединения страны, установления господства над всем Китаем. При наличии «могущественной» власти даже человек средних способностей может управлять Поднебесной, а при отсутствии ее даже великий мудрец, даже самая выдающаяся личность не сможет управлять и поселком. Умелое ее использование обеспечивает спокойствие, богатство, почет и уважение, возможность поступать во всем по собственному усмотрению; при неумелом ее использовании правитель будет обременен нуждой и заботами и ему будет трудно избежать грабежей и убийства. «Все мудрые правители при управлении страной используют свое положение... Народ бесспорно подчиняется силе... Даже способный, не занимая положения, не может справиться с негодным».
Только сила власти, по мнению Хань Фэй-цзы, делает человека покорным. Орудием власти являются чиновники. Их нужно должным образом поддерживать, или, по выражению Хань Фэй-цзы, «подкармливать» для того, чтобы они оставались верными защитниками стоящей за ними силы. Одновременно чиновников следует лишать какой-либо самостоятельности.
И по поводу интерпретации категории «власть» Хань Фэй-цзы резко нападал на конфуцианский принцип гуманного управления, согласно которому главная цель власти -воспитание в человеке чувства долга, чести, справедливости. Хань Фэй-цзы, например, говорил, что если в государственных учреждениях главное - добродетель, то армия становится слабой, а земля зарастает травой. Управление государством должно быть нацелено на то, чтобы в стране не было никакой свободы размышления, а только слепое повиновение закону и стоящей за ним власти. «В царстве мудрого правителя нет книг ученых; обучают закону; не ведутся разговоры о прежних (мудрых) правителях; учителями же Считают чиновников». Деятельность представителей науки и искусства вредна, необходимо «пресечь их действия, уничтожить их сборища, рассеять их сообщества».
В управлении страной, говорил Хань Фэй-цзы, нужны лишь самые крайние и жестокие меры. Власть держится только на силе и принуждении. Никакие моральные соображения не следует учитывать, так как они могут вызвать опасные последствия. Самое главное, повторяет Хань Фэй-цзы, заключается в умении управлять государством на основе власти, используя закон и «искусство управления».
Хань Фэй-цзы об управлении персоналом. Хань Фэй-цзы, наблюдая гнилость административной власти в родном царстве Хань, особенности использования людей на государственной службе, выступал с критикой существующего положения. Он говорил: «В царстве Хань люди, которых содержат, не являются подходящими для государственной службы людьми, однако и используемые на службе люди, в свою очередь, не стоят того, чтобы их содержали». Смысл этого выражения - в требовании недопущения использования на государственной службе в Хань неспособных людей аристократии («которых содержат»); напротив, следует широко привлекать мудрых и способных людей из народа, надо сделать так, чтобы наиболее мудрые смогли заниматься управлением. Исходя из этого, Хань Фэй-цзы представил Ханьскому правителю (вану) следующие предложения.
9. Избавиться от бездарных людей.
10. Осуществить реформы административной службы.
11. Усилить наказания.
Но его предложения были отвергнуты Ханьским ваном.
Хань Фэй-цзы так говорит об использовании людей на службе при государственном управлении, основанном на законах: «Внутри страны действовать, невзирая на родственные связи, а вне страны действовать, не боясь врагов; поддерживать всех тех, которые соблюдают законы, и наказывать всех тех, которые нарушают законы». В то же время какого бы низкого сословия ни был человек - занимается ли он горным, лесным, водным промыслом, является ли он смотрителем тюрьмы или же поваром, пастухом и т.п., - нужно только, чтобы у него были деловые качества и способности, и тогда мы должны выдвигать его на должности в системе органов государственного управления. Иными словами, Хань Фэй-цзы являлся сторонником назначения чиновников на государственные должности в зависимости от его способностей и деловых качеств без учета их социального происхождения и положения в обществе. «Путь разумного правителя, - пишет Хань Фэй-цзы, - состоит в том, чтобы брать людей в зависимости от их способностей, исполнять свои обязанности, считать добродетельными, сообразуясь со службой, награждать за дела».
В трактате много места уделено взаимоотношениям между правителем и чиновниками. Хань Фэй-цзы рассматривал эти отношения с двух точек зрения. Во-первых, служащий рассматривается и ценится не как личность, а лишь как орудие, как безропотный исполнитель команды правителя. Во-вторых, это взаимоотношения между покупателем и продавцом. Первая точка зрения является старой, традиционной точкой зрения эпохи рабовладельческого строя. Любимое высказывание Хань Фэй-цзы: «Мудрый правитель вскармливает (как скот) своих чиновников». Наиболее откровенно он высказывается, когда сравнивает управление чиновниками с «выкармливанием» (приручением) ворона. «О том, как мудрый правитель управляет чиновниками, говорится в рассказе о выкармливании ворона... Чтобы ворон стал послушным, ему необходимо подрезать крылья, и он будет довольствоваться лишь той пищей, которую дает ему человек. Так разве он не станет ручным? Мудрый правитель также поступает и с чиновниками; он делает так, что чиновники, вынужденные получать содержание от правителя, не могут не преклоняться перед ним... Так разве они не станут покорными?»
Совершенно новой и крайне радикальной является другая его точка зрения, в соответствии с которой он рассматривает взаимоотношения между правителем и чиновниками как отношения между покупателем и продавцом. Хань Фэй-цзы пишет: «Чиновники продают правителю свои силы и жизнь, правитель покупает все это за титулы и жалованье. Между правителем и чиновниками нет чувств, связывающих отца и сына; их отношения построены на расчете». Взгляд на отношения между правителем и чиновниками как на отношения между покупателем и продавцом, построенные на расчете, является фактически новым взглядом, характерным для иной исторической эпохи. Во времена Хань Фэй-цзы такие отношения в обществе уже складывались, о чем много говорится в его сочинениях.
Большую роль в руководстве чиновниками, как и в управлении всем народом, Хань Фэй-цзы отводит системе наград и наказаний. «Чиновники боятся наказаний, - пишет он, - и считают полезными награды. Поэтому если правитель сам применяет свои наказания и награды, то чиновники боятся его авторитета и подчиняют себя его интересам». Хань Фэй-цзы, говоря о наградах и наказаниях, как о методах управления персоналом, касается и требований, предъявляемых к управленческим кадрам: «Чиновники излагают свои мысли, а правитель в соответствии с этим поручает им дела и требует исполнения. Те, у кого исполнение соответствует порученному делу, а дело - словам, награждаются. Те, у кого исполнение не соответствует порученному делу, а дело - словам, наказываются: у мудрого правителя чиновники не могут говорить не соответствующих делу слов».
Хань Фэй-цзы считал необходимым контролировать деятельность чиновника, проверять соответствие слов и дела и выполнение порученных заданий. Он писал: «...наказывают также и тех чиновников, которые много говорят, но мало делают; в этом случае наказание выносится не за то, что дела незначительны, а за то, что они не соответствуют словам (названию)».