Логистические конфликты и способы их решения.
Конфликты между сотрудниками, а иногда и между целыми подразделениями время от времени случаются в любой организации. Как показывает опыт, чаще всего в основе конфликтов одна из трех причин: борьба за ресурсы (время, деньги, внимание руководства и т. п.); несовпадение приоритетов деятельности; кардинальные различия в культуре и ценностях. Полностью избежать межфункциональных конфликтов в компании невозможно, но можно научиться ими управлять и даже извлекать пользу для бизнеса. За счет типичных для организации межфункциональных конфликтов можно придать ускорение процессу повышения производительности труда.
Традиционное организационно-функциональное разделение бизнеса в компании неизбежно приводит к возникновению между структурными подразделениями к конфликтам по параметрам, относящимся к логистике. Каждое подразделение или отдел, объединенное по предписанным функциям, занято выполнением и совершенствованием своих задач. Системы оценки работы подразделений, не позволяют воспринимать выполняемые функции как части единого процесса, а не как самостоятельные виды деятельности.
Рассмотрим подробнее некоторые виды конфликтов, возникающих на предприятии между функциональными подразделениями.
1) Параметр конфликта – уровень складских запасов.
Конфликт между отделом маркетинга и финансовым отделом. Отдел маркетинга заинтересован в максимизации запасов в дистрибьюции с целью повысить уровень обслуживания покупателей и снизить вероятность дефицита. Финансовый отдел стремится минимизировать запасы, так как в них замораживаются значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть направлены на другие цели. Конфликт решается службой логистики путем проектирования системы управления запасами, расчета ее параметров, в том числе оптимальных размеров запасов. Результат разрешения конфликта: оптимизация уровня складских запасов, минимизация полных издержек, максимальная доступность запасов для покупателей.
2) Параметр конфликта – размер закупаемой партии.
А. Конфликт между отделом закупок и складом. Отдел закупки заинтересован в приобретении как можно более крупных партий продукции для получения оптовых скидок. Склад, хотя и заинтересован в максимальной загрузке мощностей, все же ограничен по объему и стремится избежать дополнительных затрат, возникающих вследствие необходимости экстренного размещения прибывающих грузов (сверхурочная работа, привлечение дополнительного персонала, дополнительная эксплуатация оборудования, необходимость пересмотра размещения складированных грузов и связанные с этим затраты и т.п.). Вследствие существенного различия интенсивности входящих и исходящих материальных потоков, склад вынужден нести значительные издержки, связанные с содержанием запасов.
Б. Конфликт между отделом закупок и отделом продаж. Отдел закупок заинтересован в получении партионных скидок при закупке больших объемов продукции с ограниченным сроком хранения. Отдел продаж, учитывая возможные трудности и потери, связанные с продажей товаров, срок хранения которых подходит к концу или уже закончился, пытается снизить объемы закупок подобной продукции, поскольку ее продажа требует особого искусства.
Конфликт разрешается в процессе логистической координации путем создания системы управления запасами и расчета оптимального размера заказа.
Результат разрешения конфликта: минимизация общих логистических издержек, связанных с выдачей заказа, хранением запасов, потерями продаж и дефицитом.
3)Параметр конфликта – периодичность закупок.
Конфликт между отделом закупки и складом. Отдел закупки стремится делать редкие закупки крупными партиями. При этом с целью поддержания хороших отношений с поставщиками и для получения дополнительных скидок закупки могут осуществляться по удобному поставщикам графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и, следовательно, ритмичном поступлении продукции. Глубинной причиной конфликта является отсутствие системы управления запасами, а также субъекта, осуществляющего единое(интегрированное) управление ими в рамках фирмы.
Исходная информация для разрешения конфликта:
- потребность в заказываемой продукции за период;
- количество рабочих дней в году;
- оптимальный размер заказа.
Итог разрешения конфликта - минимизация общих логистических издержек, связанных с выдачей заказа и хранением запасов.
4) Параметр конфликта – тара и товароноситель.
Конфликт между отделом закупки и складом, отделом закупки и транспортным отделом. Отдел закупки, пытаясь получить скидки и дополнительные льготы от поставщиков, не придает особого значения параметрам тары и наличию товароносителя для формирования унифицированных грузовых единиц. Транспортный отдел стремится к максимально полной загрузке транспортных средств и, соответственно, уменьшению частоты рейсов с целью сокращения затрат на перевозки.
Склад заинтересован в использовании современных средств механизации при разгрузке транспортного средства, минимизации времени подготовки к проведению разгрузочных работ, минимальном количестве перевалок и т.п. Таким образом, отсутствие гармонизации параметров тары и грузовместимости транспортных средств, которое и лежит в основе данного конфликта, приводит к существенному увеличению логистических издержек.
Для разрешения конфликта используется информация:
- оснащение погрузочно-разгрузочного фронта склада предприятия оптовой торговли;
- вместимость, грузоподъемность используемых транспортных средств;
- размер закупаемых партий продуктов;
- ценовая политика и условия работы с поставщиками. Результат логистической координации - возможность механизировать разгрузочные работы, сократить простой транспортных средств под разгрузкой, сократить число перевалок и число технологических операций, уменьшить время складской грузопереработки, оптимизировать загрузку транспортных средств, а следовательно, снизить логистические издержки.
5) Параметр конфликта – продолжительность цикла доставки.
Конфликт между отделом маркетинга и транспортным отделом. Отдел маркетинга заинтересован в максимально быстрой доставке товаров от поставщиков на склад и со склада покупателям с целью поддержания высокого уровня обслуживания. Транспортный отдел фирмы стремиться выбрать наиболее экономичный маршрут, чтобы минимизировать транспортные расходы.
Необходимая информация:
- территориальное расположение поставщиков и покупателей;
- оптимизация продолжительности поставки и длительности полного цикла заказа. Результат определения оптимального маршрута - минимизация издержек на транспортировку при необходимой надежности доставки.
Этот список далеко не полный, к нему необходимо добавить еще целый ряд довольно часто встречающихся видов конфликтов.
В таблице 1.1 определены и рассмотрены основные параметры межфункциональных конфликтов, определены их участники, возможные последствия и способы разрешения.
Таблица 1.1. Параметры межфункциональных конфликтов
№ | ПАРАМЕТР | УЧАСТНИКИ | ГЛУБИНА | МЕТОДЫ |
КОНФЛИКТА | КОНФЛИКТА | ПОСЛЕДСТВИЙ | РАЗРЕШЕНИЯ | |
1. | Уровень | отдел маркетинга – | 1.Финансовые потери в | Наладить систему |
складских | финансовый отдел, | случае нехватки товара | обмена информацией | |
запасов | отдел маркетинга – | или его переизбытка на | между отделами. | |
склад | складе, и вследствие это- | Создание общей | ||
го его неликвидности. | информационной базы. | |||
2. Потеря возможных или | Согласование заказа | |||
существующих клиентов | дополнительных партий | |||
в случае нехватки товара | товара с отделом | |||
на складе. | логистики | |||
2. | Размер | отдел закупок – | 1.Проблемы хранения | Найти оптимум м/д |
закупаемой | склад, отдел | 2.Нехватка или излишки | размером складских | |
партии | закупок – отдел | товара | мощностей и периодом | |
продаж | поставок | |||
3. | Периодич- | отдел закупок – | 1. Проблемы с | Мотивация персонала и |
ность закупок | склад | обработкой товара | соответствующее тех- | |
ническое обеспечение | ||||
4. | Тара и | отдел закупок – | 1.Проблемы с обработкой | Согласование этих |
товароноси- | склад, отдел | товара | вопросов со службой | |
тель | закупок – транс- | 2.Порча товара во время | логистики | |
портный отдел | транспортировки | |||
5. | Продолжитель- | отдел маркетинга, | 1.Возможность потери | На основе прогнозов |
ность цикла | производство, | клиента | продаж определить | |
доставки | отдел продаж – | 2. Повышение издержек | оптимальный размер | |
транспортный | на доставку | партии. Произвести |
отдел, отдел мар- | 3.Простой производства | сравнительные расчеты | ||
кетинга, производ- | 4. Повышение издержек | повышения издержек на | ||
ство, отдел продаж | на хранение | транспорт и на | ||
– отдел закупок | хранение. | |||
6. | Стоимость | отдел закупок – | 1.Возможная потеря в | Использование теории |
закупаемых | финансовый отдел | качестве. | игр для принятия | |
материалов, | 2. Низкая | решения. | ||
условия и | оборачиваемость | |||
сроки оплаты | ||||
7. | Ассортимент- | отдел закупок – | 1.Потеря клиентов из-за | Грамотное планирова- |
ная политика | отдел маркетинга | непопадания в их | ние и прогнозирование | |
ожидания. | продаж. | |||
2. Потери от нехватки | Наладить систему | |||
ликвидного товара. | оперативного обмена | |||
3. Потери от «зависания» | информацией между | |||
на складе неликвидных | отделами | |||
позиций. | ||||
8. | Условия | отдел закупок – | 1.Повышение издержек на | Использование теории |
поставки | транспортный | доставку. | игр для принятия | |
отдел, финансовый | решений. | |||
отдел | ||||
9. | Длительность | производство – | 1.Отказ клиентов от | Внедрение новых |
Производ- ственного | отдел продаж, | заказа из-за длительности | технологий. | |
цикла | отдел маркетинга | его выполнения. | ||
2. Потери от невозмож- | ||||
ности быстрого реагиро- | ||||
вания на резкое увеличе- | ||||
ние спроса. | ||||
3. Ограничение возмож- | ||||
ности проведения выгодной | ||||
для компании рекламной | ||||
акции. | ||||
10. | Частота | отдел продаж - | 1.Ограничение | Мотивация сотрудников, |
отгрузок со | склад | возможностей быстрого | соответствующее | |
склада | реагирования на запросы | техническое оснащение. | ||
покупателей. | ||||
11. | Частота и | отдел закупок – | 1.Ограничение | Произвести сравнитель- |
скорость | склад, | возможностей быстрого | ные расчеты издержек | |
поставок | транспортный | реагирования на запросы | на транспорт и на | |
отдел, | покупателей. | хранение. | ||
производство | 2.Отказ клиентов от | Согласование этих | ||
заказа из-за длительности | вопросов со службой | |||
его выполнения. | логистики. | |||
12. | Качество и | Производство, | 1. Возможные потери от | Мотивация сотрудников, |
длительность | отдел продаж, | порчи товара при | соответствующее | |
погрузочно- | транспортный | разгрузке. | техническое оснащение) | |
разгрузочных | отдел – склад | 2. Потери от простоя | ||
работ | транспорта. | |||
13. | Возврат товара | Отдел продаж – | 1.Потеря клиентов. | Четко прописать |
отдел претензий, | 2. Осложнение | процедуру рекламации | ||
отдел закупок, | отношений с | |||
финансовый отдел | поставщиками. |
При правильном построении логистики подобные конфликты разрешаются персоналом службы логистики, ответственным за
межфункциональную координацию. Межфункциональная логистическая координация — согласование деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике или перекрестным функциям, при планировании и управлении деятельностью фирмы.
Различие в целях системы и ее подразделений является источником конфликтов (противоречий) между звеньями, т.к. отдельные функции звеньев реализуются в рамках определенной организационной структуры.
Очевидно, что руководители подразделений предприятия должны прежде всего ориентироваться на достижение своих локальных целей, а затем и целей логистической системы предприятия в целом, заключающихся в удовлетворении потребностей внутренних и внешних потребителей. Но для этого недостаточно просто осуществлять обмен информацией между сотрудниками подразделений; они должны совместно разработать и осуществлять логистическое обслуживание. От уровня их организационного взаимодействия зависят уровни конфликтов.
В социальной психологии принято выделять три способа разрешения конфликта:
1) изоляция, когда запрещается соприкосновение враждующих сторон; 2) компромисс;
3) элиминация, имеющая целью устранение, уничтожение противника
Наиболее конструктивной и экономичной формой разрешения
противоречий является компромисс.
Экономические компромиссы – категория, применяемая в процессе решения по комплексу вопросов предпринимательской деятельности.
Она выражается в расчетах, отражающих интересы как различных подразделений фирм, так и всех фирм – участниц логистического процесса. Однако когда принятие решений находится под воздействием большого числа переменных, гармонизация интересов достигается не путем расчетов, а сравнением качественных характеристик деятельности фирм.
Методология компромисса может быть эффективной для использования в логистической деятельности предприятий. Устранить противоречия между отдельными подразделениями логистической системы можно, используя следующие процедуры:
- построить дерево целей каждого подразделения;
- выявить те фрагменты деревьев целей, которые не реализованы на практике;
- спроектировать и создать общие средства, реализующие цели.
Само существование экономической организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности. Процесс формирования целей может быть организован в виде построения дерева целей. Сначала формируется генеральная цель – цель 0-го уровня, а затем последовательно цели более низких иерархических уровней, «раскрывающие» непосредственно предшествующие им цели более высокого иерархического уровня.
Принятие решений в конфликтной ситуации затрудняется из-за неопределенности поведения противника. Известно, что противник сознательно стремится предпринять наиболее выгодные для себя действия, обеспечивающие наибольший успех. При этом неизвестно, в какой мере противник умеет оценить обстановку и возможные последствия, как он оценивает способности противоположной стороны, возможности и намерения. Обе стороны конфликта не могут точно предсказать взаимные действия. Несмотря на такую неопределенность, принимать решения приходится каждой стороне конфликта.
В табл. 1.4 приведены типы возможных межфункциональных конфликтов - объектов межфункциональной логистической координации.
Таблица 1.4 Типы межфункциональных конфликтов - объектов межфункциональной логистической координации
Если участников конфликта боле двух, это означает, что на деле существует не одна конфликтная ситуация, а несколько: конфликт каждого участника с каждым. Введение в число функциональных подразделений службы логистики означает, что в случае ее существования транспортная и складская службы функционируют не самостоятельно, а являются ее подразделениями.
Список используемой литературы :
1. Гаджинский А.М Логистика
2. Сергеев В.И. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов.