Логистические конфликты и способы их решения.

 

Конфликты между сотрудниками, а иногда и между целыми подразделениями время от времени случаются в любой организации. Как показывает опыт, чаще всего в основе конфликтов одна из трех причин: борьба за ресурсы (время, деньги, внимание руководства и т. п.); несовпадение приоритетов деятельности; кардинальные различия в культуре и ценностях. Полностью избежать межфункциональных конфликтов в компании невозможно, но можно научиться ими управлять и даже извлекать пользу для бизнеса. За счет типичных для организации межфункциональных конфликтов можно придать ускорение процессу повышения производительности труда.

 

 

Традиционное организационно-функциональное разделение бизнеса в компании неизбежно приводит к возникновению между структурными подразделениями к конфликтам по параметрам, относящимся к логистике. Каждое подразделение или отдел, объединенное по предписанным функциям, занято выполнением и совершенствованием своих задач. Системы оценки работы подразделений, не позволяют воспринимать выполняемые функции как части единого процесса, а не как самостоятельные виды деятельности.

 

 

Рассмотрим подробнее некоторые виды конфликтов, возникающих на предприятии между функциональными подразделениями.

 

1) Параметр конфликта – уровень складских запасов.

 

Конфликт между отделом маркетинга и финансовым отделом. Отдел маркетинга заинтересован в максимизации запасов в дистрибьюции с целью повысить уровень обслуживания покупателей и снизить вероятность дефицита. Финансовый отдел стремится минимизировать запасы, так как в них замораживаются значительные финансовые ресурсы, которые могли бы быть направлены на другие цели. Конфликт решается службой логистики путем проектирования системы управления запасами, расчета ее параметров, в том числе оптимальных размеров запасов. Результат разрешения конфликта: оптимизация уровня складских запасов, минимизация полных издержек, максимальная доступность запасов для покупателей.

 

 

2) Параметр конфликта – размер закупаемой партии.

А. Конфликт между отделом закупок и складом. Отдел закупки заинтересован в приобретении как можно более крупных партий продукции для получения оптовых скидок. Склад, хотя и заинтересован в максимальной загрузке мощностей, все же ограничен по объему и стремится избежать дополнительных затрат, возникающих вследствие необходимости экстренного размещения прибывающих грузов (сверхурочная работа, привлечение дополнительного персонала, дополнительная эксплуатация оборудования, необходимость пересмотра размещения складированных грузов и связанные с этим затраты и т.п.). Вследствие существенного различия интенсивности входящих и исходящих материальных потоков, склад вынужден нести значительные издержки, связанные с содержанием запасов.

 

Б. Конфликт между отделом закупок и отделом продаж. Отдел закупок заинтересован в получении партионных скидок при закупке больших объемов продукции с ограниченным сроком хранения. Отдел продаж, учитывая возможные трудности и потери, связанные с продажей товаров, срок хранения которых подходит к концу или уже закончился, пытается снизить объемы закупок подобной продукции, поскольку ее продажа требует особого искусства.

Конфликт разрешается в процессе логистической координации путем создания системы управления запасами и расчета оптимального размера заказа.

Результат разрешения конфликта: минимизация общих логистических издержек, связанных с выдачей заказа, хранением запасов, потерями продаж и дефицитом.

 

 

3)Параметр конфликта – периодичность закупок.

Конфликт между отделом закупки и складом. Отдел закупки стремится делать редкие закупки крупными партиями. При этом с целью поддержания хороших отношений с поставщиками и для получения дополнительных скидок закупки могут осуществляться по удобному поставщикам графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и, следовательно, ритмичном поступлении продукции. Глубинной причиной конфликта является отсутствие системы управления запасами, а также субъекта, осуществляющего единое(интегрированное) управление ими в рамках фирмы.

Исходная информация для разрешения конфликта:

- потребность в заказываемой продукции за период;

- количество рабочих дней в году;

- оптимальный размер заказа.

Итог разрешения конфликта - минимизация общих логистических издержек, связанных с выдачей заказа и хранением запасов.

 

 

4) Параметр конфликта – тара и товароноситель.

Конфликт между отделом закупки и складом, отделом закупки и транспортным отделом. Отдел закупки, пытаясь получить скидки и дополнительные льготы от поставщиков, не придает особого значения параметрам тары и наличию товароносителя для формирования унифицированных грузовых единиц. Транспортный отдел стремится к максимально полной загрузке транспортных средств и, соответственно, уменьшению частоты рейсов с целью сокращения затрат на перевозки.


Склад заинтересован в использовании современных средств механизации при разгрузке транспортного средства, минимизации времени подготовки к проведению разгрузочных работ, минимальном количестве перевалок и т.п. Таким образом, отсутствие гармонизации параметров тары и грузовместимости транспортных средств, которое и лежит в основе данного конфликта, приводит к существенному увеличению логистических издержек.

Для разрешения конфликта используется информация:

- оснащение погрузочно-разгрузочного фронта склада предприятия оптовой торговли;

- вместимость, грузоподъемность используемых транспортных средств;

- размер закупаемых партий продуктов;

- ценовая политика и условия работы с поставщиками. Результат логистической координации - возможность механизировать разгрузочные работы, сократить простой транспортных средств под разгрузкой, сократить число перевалок и число технологических операций, уменьшить время складской грузопереработки, оптимизировать загрузку транспортных средств, а следовательно, снизить логистические издержки.

 

 

5) Параметр конфликта – продолжительность цикла доставки.

Конфликт между отделом маркетинга и транспортным отделом. Отдел маркетинга заинтересован в максимально быстрой доставке товаров от поставщиков на склад и со склада покупателям с целью поддержания высокого уровня обслуживания. Транспортный отдел фирмы стремиться выбрать наиболее экономичный маршрут, чтобы минимизировать транспортные расходы.

Необходимая информация:

- территориальное расположение поставщиков и покупателей;

- оптимизация продолжительности поставки и длительности полного цикла заказа. Результат определения оптимального маршрута - минимизация издержек на транспортировку при необходимой надежности доставки.

 

Этот список далеко не полный, к нему необходимо добавить еще целый ряд довольно часто встречающихся видов конфликтов.

 

 

В таблице 1.1 определены и рассмотрены основные параметры межфункциональных конфликтов, определены их участники, возможные последствия и способы разрешения.

 

 

Таблица 1.1. Параметры межфункциональных конфликтов

 

ПАРАМЕТР УЧАСТНИКИ ГЛУБИНА МЕТОДЫ
  КОНФЛИКТА КОНФЛИКТА ПОСЛЕДСТВИЙ РАЗРЕШЕНИЯ
1. Уровень отдел маркетинга – 1.Финансовые потери в Наладить систему
  складских финансовый отдел, случае нехватки товара обмена информацией
  запасов отдел маркетинга – или его переизбытка на между отделами.
    склад складе, и вследствие это- Создание общей
      го его неликвидности. информационной базы.
      2. Потеря возможных или Согласование заказа
      существующих клиентов дополнительных партий
      в случае нехватки товара товара с отделом
      на складе. логистики
2. Размер отдел закупок – 1.Проблемы хранения Найти оптимум м/д
  закупаемой склад, отдел 2.Нехватка или излишки размером складских
  партии закупок – отдел товара мощностей и периодом
    продаж   поставок
3. Периодич- отдел закупок – 1. Проблемы с Мотивация персонала и
  ность закупок склад обработкой товара соответствующее тех-
        ническое обеспечение
4. Тара и отдел закупок – 1.Проблемы с обработкой Согласование этих
  товароноси- склад, отдел товара вопросов со службой
  тель закупок – транс- 2.Порча товара во время логистики
    портный отдел транспортировки  
5. Продолжитель- отдел маркетинга, 1.Возможность потери На основе прогнозов
  ность цикла производство, клиента продаж определить
  доставки отдел продаж – 2. Повышение издержек оптимальный размер
    транспортный на доставку партии. Произвести

 

    отдел, отдел мар- 3.Простой производства сравнительные расчеты
    кетинга, производ- 4. Повышение издержек повышения издержек на
    ство, отдел продаж на хранение транспорт и на
    – отдел закупок   хранение.
6. Стоимость отдел закупок – 1.Возможная потеря в Использование теории
  закупаемых финансовый отдел качестве. игр для принятия
  материалов,   2. Низкая решения.
  условия и   оборачиваемость  
  сроки оплаты      
7. Ассортимент- отдел закупок – 1.Потеря клиентов из-за Грамотное планирова-
  ная политика отдел маркетинга непопадания в их ние и прогнозирование
      ожидания. продаж.
      2. Потери от нехватки Наладить систему
      ликвидного товара. оперативного обмена
      3. Потери от «зависания» информацией между
      на складе неликвидных отделами
      позиций.  
8. Условия отдел закупок – 1.Повышение издержек на Использование теории
  поставки транспортный доставку. игр для принятия
    отдел, финансовый   решений.
    отдел    
9. Длительность производство – 1.Отказ клиентов от Внедрение новых
  Производ- ственного отдел продаж, заказа из-за длительности технологий.
  цикла отдел маркетинга его выполнения.  
      2. Потери от невозмож-  
      ности быстрого реагиро-  
      вания на резкое увеличе-  
      ние спроса.  
      3. Ограничение возмож-  
      ности проведения выгодной  
      для компании рекламной  
      акции.  
10. Частота отдел продаж - 1.Ограничение Мотивация сотрудников,
  отгрузок со склад возможностей быстрого соответствующее
  склада   реагирования на запросы техническое оснащение.
      покупателей.  
11. Частота и отдел закупок – 1.Ограничение Произвести сравнитель-
  скорость склад, возможностей быстрого ные расчеты издержек
  поставок транспортный реагирования на запросы на транспорт и на
    отдел, покупателей. хранение.
    производство 2.Отказ клиентов от Согласование этих
      заказа из-за длительности вопросов со службой
      его выполнения. логистики.
12. Качество и Производство, 1. Возможные потери от Мотивация сотрудников,
  длительность отдел продаж, порчи товара при соответствующее
  погрузочно- транспортный разгрузке. техническое оснащение)
  разгрузочных отдел – склад 2. Потери от простоя  
  работ   транспорта.  
13. Возврат товара Отдел продаж – 1.Потеря клиентов. Четко прописать
    отдел претензий, 2. Осложнение процедуру рекламации
    отдел закупок, отношений с  
    финансовый отдел поставщиками.  

 

При правильном построении логистики подобные конфликты разрешаются персоналом службы логистики, ответственным за

 

межфункциональную координацию. Межфункциональная логистическая координация — согласование деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике или перекрестным функциям, при планировании и управлении деятельностью фирмы.

 

 

Различие в целях системы и ее подразделений является источником конфликтов (противоречий) между звеньями, т.к. отдельные функции звеньев реализуются в рамках определенной организационной структуры.

Очевидно, что руководители подразделений предприятия должны прежде всего ориентироваться на достижение своих локальных целей, а затем и целей логистической системы предприятия в целом, заключающихся в удовлетворении потребностей внутренних и внешних потребителей. Но для этого недостаточно просто осуществлять обмен информацией между сотрудниками подразделений; они должны совместно разработать и осуществлять логистическое обслуживание. От уровня их организационного взаимодействия зависят уровни конфликтов.

 

В социальной психологии принято выделять три способа разрешения конфликта:

1) изоляция, когда запрещается соприкосновение враждующих сторон; 2) компромисс;

3) элиминация, имеющая целью устранение, уничтожение противника

 

Наиболее конструктивной и экономичной формой разрешения

противоречий является компромисс.

 

Экономические компромиссы – категория, применяемая в процессе решения по комплексу вопросов предпринимательской деятельности.

 

 

Она выражается в расчетах, отражающих интересы как различных подразделений фирм, так и всех фирм – участниц логистического процесса. Однако когда принятие решений находится под воздействием большого числа переменных, гармонизация интересов достигается не путем расчетов, а сравнением качественных характеристик деятельности фирм.

Методология компромисса может быть эффективной для использования в логистической деятельности предприятий. Устранить противоречия между отдельными подразделениями логистической системы можно, используя следующие процедуры:

- построить дерево целей каждого подразделения;

 

- выявить те фрагменты деревьев целей, которые не реализованы на практике;

- спроектировать и создать общие средства, реализующие цели.

 

Само существование экономической организации предполагает, что у нее есть некоторые цели и мотивы жизнедеятельности. Процесс формирования целей может быть организован в виде построения дерева целей. Сначала формируется генеральная цель – цель 0-го уровня, а затем последовательно цели более низких иерархических уровней, «раскрывающие» непосредственно предшествующие им цели более высокого иерархического уровня.

Принятие решений в конфликтной ситуации затрудняется из-за неопределенности поведения противника. Известно, что противник сознательно стремится предпринять наиболее выгодные для себя действия, обеспечивающие наибольший успех. При этом неизвестно, в какой мере противник умеет оценить обстановку и возможные последствия, как он оценивает способности противоположной стороны, возможности и намерения. Обе стороны конфликта не могут точно предсказать взаимные действия. Несмотря на такую неопределенность, принимать решения приходится каждой стороне конфликта.

 

В табл. 1.4 приведены типы возможных межфункциональных конфликтов - объектов межфункциональной логистической координации.

 


 

 

Таблица 1.4 Типы межфункциональных конфликтов - объектов межфункциональной логистической координации

Если участников конфликта боле двух, это означает, что на деле существует не одна конфликтная ситуация, а несколько: конфликт каждого участника с каждым. Введение в число функциональных подразделений службы логистики означает, что в случае ее существования транспортная и складская службы функционируют не самостоятельно, а являются ее подразделениями.

 

Список используемой литературы :

1. Гаджинский А.М Логистика

2. Сергеев В.И. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов.