Социальная статика и социальная динамика. Какова, по мнению Конта,роль семьи в обществе?

Любой объект, по О. Конту, может изучаться с двух точек зре­ния: статической и динамической. Поэтому социологию он разде­лил на две части - социальную статику и социальную динамику. Для социальной статики высшая цель - обнаружение законов со­циального порядка, для социальной динамики - законов прогресса. Социальная статика - это социальная анатомия, изучающая строение социального организма, социальная динамика - соци­альная физиология, изучающая его функционирование. Объектом изучения социальной статики является общество "в состоянии покоя", объектом социальной динамики - общество "в состоянии движения".

Общество рассматривается О. Контом как органическое це­лое, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве. В соотношении и взаимодействии общества и личности главным, исходным для О.Конта служит первое: не индивиды соз­дают общество, а общество определяет социальную природу лич­ности. В качестве важнейших структурных элементов, институтов общества он выделял семью, государство, религию, которые анализируются с точки зрения их роли в установлении согласия и со­лидарности. По его мнению, именно семья, а не индивид, состав­ляет простейшую единицу общества. Важнейшей функцией семьи является воспитание молодого поколения в духе преодоления врожденного эгоизма и индивидуализма.

Государство, по О. Конту, - это главный гарант общественно­го порядка, выразитель "общественного духа", стоящий на страже социальной солидарности. Следование общественному порядку, подчинение государству и его законам - это священный долг любо­го члена общества. Но единство общества, всего человечества должно базироваться, прежде всего, на духовном, моральном един­стве. Поэтому особенно велика, по его мнению, роль религии, ре­лигиозных убеждений, образующих фундаментальную основу со­циального порядка.

Социальная динамика - это теорий общественного развития. О. Конт подчеркивает непрерывный и преемственный характер про­гресса. Первичным, решающим фактором развития общества яв­ляется духовное, умственное развитие. Поэтому характер общест­ва на каждом историческом этапе и направление его развития оп­ределяются "состоянием человеческих умов". Трем ступеням умственного развития - теологической, метафизической и позитив­ной - соответствуют и три стадии исторического прогресса.

На теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений. Теологическое состояние умов приводит к военно-авторитарному режиму, в котором основ­ная власть принадлежит священникам и военным. Метафизическая стадия, по мнению О.Конта, является переходной эпохой, для ко­торой характерно разрушение религиозных убеждений - фунда­мента общественного порядка - и замена их умозрительными, сверхчувственными принципами бытия, философскими абстрак­циями. Как для первой, так и для второй стадии свойственен поиск внутренней природы, начала и назначения всех вещей.

Только на позитивной, научной стадии строй человеческого мышления становится в полном смысле окончательным, зрелым. Это проявляется в том, что поиск сущностей заменяется исследо­ванием позитивных законов, то есть постоянных отношений, суще­ствующих между наблюдаемыми явлениями. Именно подобного рода законы обеспечивают рациональное предвидение. Характер­ными чертами позитивной стадии являются расцвет промышлен­ности, разбитие наук, рост их общественного значения. Именно на этой стадии формируется позитивная наука - социология. Позднее О. Конт пришел к выводу о том, что социология должна стать новой "религией человечества" с ее проповедью всеобщей любви и по­клонения человечеству. Противоречивость позиции О. Конта про­явилась в том, что он, с одной стороны, провозгласил подход к со­циологии как к объективной, строгой и беспристрастной науке, с другой - социология оказалась для него не просто наукой, а миро­воззрением, призванным практически преобразовать всю социаль­ную жизнь, включая мораль, политику, религию и т.д.