Проблемы классификации органов.
Существует много критериев классификации органов государства. В современной юридической литературе традиционно проводят классификацию с принципа разделения властей:
1. Законодательные
2. Исполнительные
3. Судебные
Специфика современного российского государства, фактического его построения в эту классическую модель разделения властей не вписывается. Есть целый ряд органов, которые нельзя однозначно отнести в какую-то ветвь власти. Одним из признаков исполнительной власти предполагает исполнительно-распорядительный порядок деятельности (организация исполнения законов) и в связи с этим эти органы наделяются возможностью издания подзаконных нормативно-правовых актов.
В зависимости от способа образования, органы государственной власти подразделяются на:
· Выборные
· Назначаемые
· Выборно-назначаемые
НО куда отнести главу администрации субъекта? Выбирается законодательным органом субъекта, если не избирается, назначается Президентом.
Классификация органов в зависимости от порядка формирования (порядок получения властных полномочий):
v Первичные органы государственной власти. Это органы, которые получают свои властные полномочия непосредственно от источника власти (в России – от народа, монархия – от бога);
v Производные органы государственной власти.
По характеру деятельности:
Ø Органы непосредственного осуществления государственной власти. Они прямо предусмотрены Конституцией.
Ø Органы, которые обеспечивают работу первых.
Правительство в рамках первой классификации производный, в рамках второй – непосредственно осуществляющий государственную власть.
Принцип федерализма:
1. Федеральные органы государственной власти;
2. Органы государственной власти субъекта.
Проблема возникает при разграничении ведения и полномочий.
В зависимости от широты компетенции выделяют две категории органов:
ü Органы общей компетенции
ü Органы специальной компетенции
ü Органы чрезвычайной компетенции
При возникновении ЧС создаются органы по устранению этой ситуации, последствий этой ситуации. Куда их отнести? Возникает необходимость выделения органов 3его вида – органы чрезвычайной компетенции.
С этой классификацией связана классификация, которая проводится в зависимости от срока осуществления своих полномочий:
§ Постоянные органы. Это органы, срок полномочий которых ничем и никем не ограничен. Вне зависимости от сменяемости членов этого органа.
§ Временные органы
Органы чрезвычайной компетенции всегда должны быть временными. Но в России нет ничего более постоянного, чем то, что создаётся на времяJ. В некоторых источниках к временным органам относится Государственная Дума.
Классификация в соответствии с принципом иерархичности органов государственной власти. В учебной литературе выделяют две группы органов: высшие органы и местные органы. Высший органы, это орган, который возглавляет определенную систему (подсистему). Местный орган возглавляет власть на местах. Например, органы исполнительной власти. высший орган – правительство. Местный орган – территориальное представительство. Вопрос: куда относить министерства? Необходимо выделять:
· Высший орган. Возглавляет систему.
· Центральный. Подчинен высшим, но возглавляет другие органы.
· Местные. Подчинены всем другим органам. По вопросам совместного ведения органы исполнительной власти субъекта относятся к этому виду классификации.
В последнее время в юридической литературе появилась точка зрения о том, что государственные органы в зависимости от содержания их полномочий разделяются на:
Органы государственной власти
Органы государства
Получается, что есть органы государства, которые не осуществляют государственную власть и не наделены властными полномочиями. Это такие же органы государственной власти, но специфические. И то, что они не упомянуты как органы государственной власти не значит, что эти органы не обладают властными полномочиями. Такой подход это «отрыжка» советских времен, когда шло разграничение органов государственной власти на органы государственной власти и органы местного самоуправления.