Из постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»

…Ничем не оправданные башенные надстройки, многочисленные декоративные колоннады и портики и другие архитектурные излишества, заимствованные из прошлого, стали массовым явлением при строительстве жилых и общественных зданий, в результате чего за последние годы на жилищное строительство перерасходовано много государственных средств, на которые можно было бы построить не один миллион квадратных метров жилой площади для трудящихся.

Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений. Привлекательный вид здания и сооружения должен создаваться не путем применения надуманных, дорогостоящих декоративных украшений, а за счет органической связи архитектурных форм с назначением зданий и сооружений, хороших их пропорций, также правильного использования материалов, конструкций и деталей и высокого качества работ.

…Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают, что решительное преодоление недостатков в проектировании и строительстве, быстрое и полное устранение излишеств в архитектуре позволят сэкономить значительные средстваи направить их на дальнейшее расширение жилищного, культурно-бытового, промышленного и сельскохозяйственного строительства, а также на расширение работ по благоустройству в озеленению городов и поселков.

ИДЕИ ОБЩЕСТВА

1955«Мы должны настойчиво … разрабатывать, гибко применять такие приемы композиции , такие средства архитектурной выразительности, которые отвечают особенностям и требованиям массового индустриального строительства: простоте форм, повторяемости отдельных элементов здания и целых зданий…, применения современных строительных материалов и конструкций. »

Из статьи ”К новому подъему архитектурного творчества”(1955 год, ; журнал “Советская архитектура ” №7)
«Мы должны строить дешево, удобно и красиво. Обязательно - красиво! Красота нужна человеку, она возвышает его…» (И. Жолтовский)

«Постоянно развивайте в себе способность глубоко понимать нашу социалистическую действительность и зорко смотреть вперед, в коммунистическое будущее»(А.Веснин)

«Многие наши дома уныло стандартны. Речь идет не о технических стандартах, способствующих экономии, массовому строительству и т. д.Речь идет о стандарте художественного вкуса строителей »(А. Чаковский)

Из подборки материаллов ”Наш счет и пожелания архитекторам”(1955 год, ; журнал “Советская архитектура ” №11)
1956 «Новизна! Вот первое, что хочется сказать, знакомясь с новой застройкой. Целесообразность и повторяемость элементов, которыми оперирует эта архитектура, показывают, как именно можно строить по-новому, освобождаясь от кустарщины, от всяких излишеств и фальши.»

Из статьи Ю. Шасса ( 1956 год, ; журнал “Советская архитектура ” №3)

1969 «Почему мы упрекаем современные здания, сегодняшнюю нашу архитектуру в нехарактерности, нетрадиционности, какой-то, якобы, общности с зарубежными ”образцами”.

Это ошибка. Принципиальная ошибка, от того что мы слишком близко смотрим на происходящее, улавливаем лишь самое общее и не видим специфического…Нужно время, перспектива, чтобы вещь вошла в город, чтобы новая ткань срослась с окружением, стала своей…»

Из статьи М. Бархина ( 1969 год, ; журнал “Советская архитектура ” №3)

1970 «Союз архитекторов СССР… призван всемирно содействовать повышению профессионального уровня зодчих, проявлять постоянную заботу о творческом росте молодых архитекторов, активно бороться с любыми проявлениями чуждой идеологии…

Почетный долг советских архитекторов – создавать такие произведения зодчества, в которых были бы запечатлены на века великие социалистические преобразования нашей Родины и трудовые свершения советского народа, идущего на пути к коммунизму.»

Из Приветствия Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР 5 съезду архитекторов СССР( опубликовано в 1970 г, ; журнал “Советская архитектура ” №11)

1972 «…творческая разработка метода вариантности стандартных деталей даст возможность в каждом конкретном случае получить специфический архитектурный образ. Такая взаимосвязь не только не сковывает творческие возможности зодчего, а безгранично их расширяет»

Из статьи А. Полянского ( 1972год, ; журнал “Советская архитектура ” №6)

«Никакой шедевр не может быть положен в основу типового строительства, в расчете, что он сохранит свои художественные ценности…Улица Парфенонов была бы кошмаром и бессмыслицей» (В. Маркузон)

Из подборки материалов ( 1972год, ; журнал “Советская архитектура ” №5)

1976 «Экономия постоянный органический метод архитектуры является одной из граней в процессе создания любого произведения во всех видах и жанрах искусства,это закон ”прекрасного”…Экономия – это не только метод искусства, закон, но и мера таланта художника-архитектора, его зрелости как мастера и , в наших условиях, - его гражданственности»

Из статьи Г. Павлова ( 1976 год, ; журнал “Советская архитектура ” №1)

1977«Строительство коммунистического общества вызовет необходимость существенного улучшения архитектурного облика городов соответственно высоким эстетическим потребностям советских людей»

Из статьи Н. Баранова ( 1977 год, ; журнал “Советская архитектура ” №11)

1980 «В конечном счете наиболее плодотворными оказываются поиски преодоления вынужденной упрощенности архитектуры, которые шли самым трудным путем и были связаны со сборным домостроением. Проблема здесь не могла быть решена в пределах традиционного подхода к архитектурной композиции, где в центре внимания – здание как законченное в себе. Самоценное произведение…»

Из статьи А. Иконникова ( 1980 год, ; журнал “Советская архитектура ” №10)

1981«В ходе развития градостроительных программ в нашей стране формируется материально-пространственная среда, окружающая человека. Она призвана служить советским людям долгие годы, активно способствуя решению социальных, экономических и воспитательных задач общества, строящего коммунизм

Из статьи Г. Фомина ( 1981 год, ; журнал “Советская архитектура ” №2)

ПРАВИТЕЛЬСТВО

Из постановления Центрального Комитета КПСС от февраля 1983 года «О мерах по обеспечению выполнения планов строительства жилых домов и социально-бытовых объектов» (опубликовано в журнале ”Архитектура СССР” ,1883, №7, стр. 2)

…Архитектор, работающий над градостроительными проблемами, находится на водоразделе между прошлым и будущим. От того, насколько проектное решение обеспечивает связь времен, зависит развитие индивидуальности города – его цельность.

…Ряд интересных и смелых по замыслу проектов оказываются неосуществленными. Чаще приходится встречать безликую реальность многих построенных районов массовой застройки, в которых иногда отсутствуют такие градостроительные элементы, как площади общественных центров, пешеходные улицы, скверы, бульвары и т.д.

…Наряду с этим досадное чувство вызывают некоторые примерынекритичногопрямого взаимствования некоторых западных решений.Все это говорит о необходимости развития критики, творческих обсуждений проектных решений до их реализации и, конечно, активизации деятельности нашей науки по основополагающим вопросам теории советской архитектуры.

ИДЕИ ОБЩЕСТВА

1883 - 1885 «Вместе с тем, архитекторы должны добиться большей художественной выразительностиоблика наших городов и сел: ”…чтобы все окружающее нас несло на себе печать красоты, хорошего вкуса” – т.е. выполнять задачу, поставленную 26 съездом КПСС»

Из статьи Г. Ильинского ( 1983 год, ; журнал “ Архитектура СССР” №7)

«Чем выразительнее решение, тем назойливее оно становится при многократном тиражировании…Если полносборный дом запроектирован ярко, с богато развитой пластикой, многократное тиражирование приведет к неизбежной его девальвации. Он не выполнит своей функции объекта, привлекающего повышенное внимание индивидуальностью своего облика, вызывающего чувство эстетического удовлетворения, - все средства будут затрачены впустую»

А.Белоконь ( 1983 год, ; журнал “ Архитектура СССР” №7)

«Генеральная линия реализации исторической приемственности не в возрождении конкретных форм, не в рабском воспроизведении элементов окружающей среды, а в создании таких объектов, высокие эстетичексие качества которых духовно связывались бы с высотами, достигнутыми в прошлом, и отражая в то же время новые идеи и использование новых средств, были бы новаторскими»

М. Полещук ( 1983 год, ; журнал “ Архитектура СССР” №7)

«Беды массовой застройки объясняются тем, что в основу ее развития была положена идея нахождения оптимального технического универсального решения, а не архитектурная идея создания художественного произведения, отвечающего конкретной задаче и местным условиям. Художественный замысел – вот что физически отсутствовалодо сих пор в массовой застройке»

В. Дахно ( 1983 год, ; журнал “ Архитектура СССР” №8)

«Типовые проекты не рассчитаны на градостроительные возможности их применения. Необходимо помнить, что город – это не сумма зданий.»

А. Антонов ( 1983 год, ; журнал “ Архитектура СССР” №8)

Краткий вывод: На основе подборки фрагментов статей из журналов ”Архитектура СССР” можно увидеть как динамично развивались архитектурные идеи и мысли. Период с 1955 года характеризуется резким скачком от монументального “сталинского” стиля к “хрущевскому” типовому проектированию. Любые виды украшения фасадов теперь стали называться ”излишествами”, а главными условиями теперь были практичность и экономичность . С политической точки зрения, это было логично – потери, которые нанесла война, постепенно восполнялись и значительная часть населения получила жилье, с художественной - были недоработки – города теряли свою привлекательность, лицо. В связи с этим, уже при Брежневе, стали возникать новые вопросы: доработки градостроительных норм, отражение в архитектуре идей общества, более повышенное внимание к композиции здания. В итоге, к 1983 году назревает новая идея – идея совмещения старого и нового. Страна постепенно уходит от типового проектирования, встает новая задача – совместить функциональное решение здание с индивидуальным художественным решением.

Отразим вышесказанное в схеме:

 

 


С 1983 - г Идея объединения новаторства и традиций. Усиление значения композиции, художественного замысла в архитектруе, индивидуальности облика города. Постепенный уход от типового строительства.

 

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА

 

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ: «ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ НА АРХИТЕКТУРУ ВО ВРЕМЕНА ПРАВЛЕНИЯ

Н.С. ХРУЩЕВА И Л.И.БРЕЖНЕГО (1954-1984г). »

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: КОНСТАНТИНОВА Т.В.

ВЫПОЛНИЛИ СТ-ТЫ ГР. АП1-6:

ИЗВОЗЧИКОВА А.; ГУЦУЛ Я.; ВУКОЛОВА А.;

МАНВЕЛОВА Э.; МЕЛЬНИК О.; МАКАРОВА Д.; СОРОКИНА Н.;

КЛОЧКОВА М.; АРЧИКОВА Д.; БОРЦОВ Р.; КОСОВА Э.

 

г.Ростов-на-Дону

2013г.