Как воздействуют различные условия на развитие архитектуры в капиталистической и коммунистической системе?
До сих пор история архитектуры 20 века занимается, прежде всего, проектами западного капиталистического мира. Советская архитектура сводится к клише бесконечно унылой типовой застройки и безутешно пустых городских пространств.В отличие от западных стереотипов, приписывающих архитектуре всех коммунистических государств единый стиль, обусловленный одинаковыми условиями производства и нормативными предписаниями, мы, прежде всего, на основе культурных различий раскрываем многообразие форм и масштабов, которые без натяжек позволяют себя сопоставлять с развитием архитектуры в капиталистических государствах. Таким образом, и в закрытой политической системе Советского Союза, в его «периферийных республиках» оказалось возможным возникновение различных архитектурных направлений.
Когда Хрущев в 1955 году объявил конец эпохи сталинской архитектуры и начало соревнования с капитализмом, новая задача – 90% проектов должны оставаться типовыми – означала существенное ограничение творческой свободы архитекторов. Архитектуру призвали отказаться от излишеств сталинскогомонументализма и повернуть к простым и формам повседневной жизни. Ориентиром стал западный опыт массового строительства послевоенных лет, многие прогрессивные идеи которого были восприняты в Советском Союзе крайне односторонне. Жесточайшая система типизации и стандартизации вскоре привела к катастрофической скудости архитектурного языка, потере архитектурой присущих ей исторических признаков — связи с местом, природой, традицией.
Лишь с трудом в некоторых республиках пробивали себе дорогу самостоятельные архитектурные направления и выдающиеся личности. Сочетание интернационального языка архитектуры с национальными традициями и влияниями приводило к появлению так называемых «национальных стилей», которым удалось окончательно оформиться уже в брежневскую эру. Это отчетливо проявляется на примере различных интерпретаций идеи репрезентативных зданий, например, таких как Дворец Съездов коммунистической партии.. Архитекторы данного времени с их поиском национального модернизма и по сей день относятся к культурной элите своих стран.