Понятие экскурсии. Этапы разработки новой экскурсии

Экскурсионная деятельность становится одной из важнейших составляющей туристского продукта. Почти все виды туров предусматривают экскурсии – экологические, этнографические, историко-культурные, военно-исторические, искусствоведческие.

Прежде чем перейти к этапам разработки экскурсии следует разобраться, что такое экскурсия. В толковом словаре Ушакова дано такое объяснение этого понятия: экскурсия – это коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью. В Большой Советской Энциклопедии дана такая трактовка этого понятия: экскурсия - это (от лат. excursio - поездка, вылазка), посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т.д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Борис Емельянов определили экскурсию – как целенаправленный наглядный процесс познания окружающего мира

(история, культура, традиции). Это процесс, который построен на заранее подобранных объектах и мастерстве экскурсовода. В Малой советской энциклопедии (1960 г., т. 10, с. 770) сказано, что «экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, общеобразовательной или культурно-просветительной целью».

В приведенных определениях слова «экскурсия» существуют разногласия. Например, у Емельянова, в Малой Советской Энциклопедии и в Большой Советской Энциклопедии экскурсия имеет научную и образовательную цель, а в толковом словаре Ушакова экскурсия, кроме образовательной цели, имеет увеселительную цель. Различия в формулировках целей, задач и форм проведения экскурсий возникают из-за различного времени их создания. В разные периоды времени экскурсии давали различные цели и задачи.

Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было использовано в 1976 г. Тогда было определено пятнадцать этапов:

1. Определение цели и задач экскурсии.

2. Выбор темы.

3. Отбор литературы и составление библиографии.

4. Определение источников экскурсионного материала. Знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме.

5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.

6. Составление маршрута экскурсии.

7. Объезд или обход маршрута.

8. Подготовка контрольного текста экскурсии.

9. Комплектование «портфеля экскурсовода».

10. Определение методических приемов проведения экскурсии.

11. Определение техники ведения экскурсии.

12. Составление методической разработки.

13. Составление индивидуальных текстов.

14. Прием (сдача) экскурсии.

15. Утверждение экскурсии.[1]

Первый этап подготовки экскурсии помогает творческой группе более организовано и осмыслено осуществлять свою деятельность. Цель экскурсии - это то ради чего будет проводиться будущая экскурсия. Существуют следующие цели:

а) Патриотическое воспитание.

б) Расширение кругозора.

в) Привить уважение к другому народу, культуре и обычаям.

Определение цели является очень важным этапом в разработке новой экскурсии, потому что, поставив четкую цель можно более четко определиться с темой экскурсии. Выбор темы напрямую зависит от спроса потребителей или индивидуального заказа. Тема экскурсии является связывающим звеном в подборе объектов, то есть она объединяет объекты в единое целое. Для большей раскрываемости темы экскурсии необходимо правильно подобрать материал (литературу, схемы, фотографии).

В процессе разработки новой экскурсии составляется список библиографии, состоящий из книг, журналов, газет и брошюр. Список необходим для того, что бы оказать помощь экскурсоводам в написании текста и оценить объем работы с источниками. Весь перечень литературы размножается для удобства работы группы. В списке называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. Главным источником является архив. [2]

Кроме письменных источников используются и такие источники получения информации, как фильм о каком-либо объекте. Иногда, если есть такая возможность, берут интервью у родственников человека имеющего отношение к данному объекту или у очевидцев какого-либо события.

После того как были выбраны источники информации творческая группа переходит к следующему очень важному этапу, а именно к выбору объектов показа. От правильности подбора объектов зависит, то насколько хорошо будет воспринята экскурсия экскурсантами. Задачей экскурсоводов в данном этапе является отбор наиболее интересных объектов отвечающих выбранной теме и поставленной цели

В качестве объектов могут выступать:

а) Природные объекты - парки, леса, водоемы.

б) Здания и сооружения - мавзолеи, памятники, церкви, старинные постройки

в) Памятники археологии - захоронения, древние поселения, каналы, городища

Этот этап заканчивается составлением карточки объектов. В нее вносят следующую информацию:

а) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

б) историческое событие, связанное с памятником, дата события;

в) местонахождение объекта (город, поселок и т.д.);

г) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

д) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним)

е) сохранность памятника;

ж) охрана памятника (на кого возложена);

з) в каких экскурсиях памятник используется;

и) дата составления карточки, фамилия и должность составителя. [3]

На основе отобранных объектов показа составляется маршрут экскурсии. Он представляет собой наиболее удобный путь следования туристической группы, согласно выбранной теме. Одной из задач маршрута является раскрытие наиболее полно темы экскурсии. Маршрут должен отвечать требованиям безопасности, быть логичным. Расстояния от одного объекта до другого не должны быть слишком большими, время переезда не более 15 минут. Возле объекта должна находиться смотровая площадка, благоустроенная парковка, санитарная зона.

В экскурсоведении выделяют три вида построения маршрута: хронологический, тематический и тематико-хронологический. Экскурсия, в которой используют хронологический маршрут, объекты выстраиваются в соответствии с проживанием человека какого-либо этапа или в соответствии с ходом каких-либо действий. Примером может служить экскурсия, посвященная жизни и творчеству А.С. Пушкина. По тематическому принципу построены экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни человека или города. Последний вид используется при проведении обзорных экскурсий. Хронология соблюдается только при раскрытии подтемы. Рекомендуется разрабатывать несколько вариантов движения группы, учитывая особенности города.

После составления маршрута экскурсии экскурсоводы переходят к этапу объезда маршрута. В этой процедуре принимают участие представители творческой группы, экскурсовод, водитель, руководитель экскурсионного бюро. При совершении объезда ставятся задачи:

1) ознакомиться с улицами, площадями, по которым проложен маршрут;

2) уточнить место расположения объекта и место предполагаемой остановки;

3) освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;

4) провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса (пешеходной группы), а также уточнить продолжительность экскурсии в целом;

5) проверить целесообразность использования намеченных объектов показа;

6) выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;

7) выбрать методику ознакомления с объектом;

8) в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры. [4]

Далее составляется контрольный текст экскурсии. Он призван раскрыть все подтемы входящие в экскурсию, определить тематическую направленность, сформировать определенную точку зрения на события и факты. Краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, художественно-публицистический стиль написания - это основные требования к тексту.

Теперь творческая группа приступает к формированию «портфеля экскурсовода». Необходимо сначала разобраться, что означает данный термин. «Портфель экскурсовода» - это условное наименование комплекта наглядных пособий, используемых в ходе проведения экскурсии. Эти пособия обычно помещаются в папке или небольшом портфеле. [5]

Одной из задач «портфеля экскурсовода» является восстановление недостающих звеньев экскурсии, показ первоначального облика объекта или будущего. В него входят фотографии, схемы, макеты, муляжи, копии документов, рисунки, образцы продукции, географические карты. Содержание портфеля основывается на тему экскурсии.

Последующим этапом в работе творческой группы будет выбор методических приемов проведения экскурсии. Работая над этим этапом, экскурсоводы отбирают наиболее эффективные методы показа и рассказа, которые в свою очередь зависят от аудитории и времени проведения экскурсии. Так же здесь проводится работа над определением приемов сохранения внимания и активизации процесса восприятия экскурсионного материала.

Следующее над чем начинают работать экскурсоводы – это выбор техники ведения экскурсии. Она представляет собой все организационные моменты экскурсионного процесса. К организационным моментам относят: выход экскурсантов из автобуса, место остановки автобуса, скорость движения автобуса на определенных участках маршрута, знакомство экскурсовода с группой, расстановка экскурсионной группы у объекта, ответы на вопросы экскурсантов, движение группы у объекта, средства показа. Эти моменты записываются в графу методической разработки «Организационные указания».

Определив технику ведения экскурсии, начинают работать над составлением методической разработки. Итак, методическая разработка – это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.[6] Она излагает требования экскурсионной методики с учетом особенностей демонстрируемых объектов и дисциплинирует экскурсовода. Она отвечает следующим требованиям:

а) Подсказать экскурсоводу пути для раскрытия темы;

б) Дать экскурсоводу наиболее эффективные методические приемы показа и рассказа;

в) Содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии;

г) Соединять показ и рассказ в единое целое. [7]

Методическая разработка состоит из трёх частей: вступления, основной и заключительной части. Вступление и заключительная части оформляются в виде краткого плана, а основная часть в виде таблицы из семи граф-колонок.

Вступление:

а) познакомиться с группой, представив себя и водителя;

б) напомнить правила поведения на улице, в автобусе, при выходе из автобуса;

в) назвать тему экскурсии;

г) охарактеризовать маршрут экскурсии;

Заключение:

а) подвести итоги экскурсии;

б) сделать вывод по теме экскурсии;

в) предложить экскурсантам задать интересующие их вопросы по теме экскурсии; [8]

Одним из важнейших этапов в разработке новой экскурсии является составление индивидуального текста экскурсовода. Экскурсоводы составляют его самостоятельно и в основу для него берут контрольный текст, разработанный творческой группой. Индивидуальный текст отличается от контрольного тем, что он построен в соответствии с методической разработкой, материал идет в той последовательности, в которой идут объекты и имеет четкое деление на части. В процессе ведения экскурсии экскурсовод может пользоваться индивидуальным текстом. Для удобства его переносят на специальные карточки, где записываются краткие данные об объекте, основные мысли рассказа, отдельные цитаты, исторические даты. [9]

Особо важным элементом в экскурсии является логический переход. Хорошо составленный логический переход придает экскурсии стройность, дает гарантию того, что следующая подтема будет воспринята с интересом. Часто в экскурсиях пользуются формальными переходами. «Формальным называется такой переход, который не связан с содержанием экскурсии и не является «переходным мостиком» от одной части экскурсии к другой».[10](Например: «Теперь мы пройдем немного дальше…») Такие переходы необходимы, если расстояние от одного объекта к другому очень маленькое. Более эффективен логический переход, связанный с темой. Он может начаться до передвижения группы к следующей остановке или закончиться возле объекта. Он диктуется содержанием темы экскурсии и особенностями объекта. Длительность перехода обычно равна длительности перехода от объекта к объекту.

После написания индивидуального текста начинается подготовка заключительных этапов. Один из них это прием (сдача) экскурсии. Она поручается руководителю творческой группы, так же в этом процессе участвуют члены творческой группы и методического отдела, руководитель экскурсионного учреждения и руководители других секций. Прием (сдача) экскурсии проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями и исправления недочетов. Участники должны быть предварительно ознакомлены с контрольным текстом, методическими разработками, схемой маршрута, списком литературы.

Последним этапом в разработке экскурсии является утверждение экскурсии. При положительном заключении о контрольном тексте и методических разработках, а так же при расчете стоимости и определения нормы прибыли руководителем экскурсионного бюро издается приказ об утверждении новой экскурсионной темы и списка экскурсоводов допущенных до ее проведения.

Таким образом, составление новой экскурсионной темы, безусловно, занимает много времени. В этом процессе все этапы взаимосвязаны и один этап вытекает из другого. Если какой-либо этап будет выполнен некачественно, то это повлияет на качество всей экскурсии. Эта деятельность считается завершенной, когда будут готовы все необходимые документы.