Личность водителя.
Для правильного понимания действий и поступков водителя в сложных дорожных условиях, а также для разработки научно обоснованных методов его воспитания и обучения необходимо не только изучить его отдельные психические качества (внимание, восприятие, мышление, эмоциональную устойчивость, скорость реакций и т.д.), но и знать психофизиологические свойства, характеризующие его как личность. Личность каждого человека индивидуальна и неповторима. Любой человек отличается от других целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Общепринятого определения личности нет. К. К. Платонов дает следующее определение: «Личность — человек как сознательное разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в обществе, в коллективе и проявляется в общении с другими людьми. Короче говоря, личность — это человек как носитель сознания».
Личность — это совокупность индивидуально выраженных врожденных и приобретенных психических, морально-нравственных и физических свойств человека. Личность — это конкретный человек со всеми своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами. «Можно твердо сказать, что за всю прошлую жизнь и в будущем не было и не будет двух наследственно идентичных людей», — пишет академик Н. М. Дубинин. Человек становится личностью в детстве, когда включается в уже сложившуюся систему общественных отношений. Дальнейшее, окончательное формирование личности происходит в обществе, коллективе, семье, в общении с другими людьми. Однако личность не является пассивным продуктом социальной средрг. В процессе жизни и деятельности человек активно усваивает "социальный опыт. Это выражается в своеобразных для него мотивах поведения, способах действий и поступков, многообразии деятельности, направленной на преобразование окружающей действительности, поисках и утверждении своего положения в обществе. Активность личности находит свое выражение в жизненной позиции, проявляющейся в непримиримости к недостаткам, настойчивом преодолении трудностей и препятствий, возникающих на пути к достижению поставленной цели.
Личность всегда познается в деятельности человека. О личностных качествах бездействующего или спящего человека ничего сказать нельзя. Поведение в семье, на отдыхе, отношение к людям, себе, своей работе, взгляды, убеждения, мировоззрение в значительной степени определяют и поведение человека за рулем автомобиля. Водители, которые в обычной жизни не считаются с другими людьми, ведут себя так же и при управлении автомобилем. Еще нередки случаи, когда водители не переключают своевременно дальний свет на ближний, занимают без нужды левую полосу движения или середину дороги, резко перестраиваются из ряда в ряд и т.д. Подобные действия часто создают опасные дорожные ситуации, которые при неблагоприятном стечении обстоятельств приводят к ДТП. Поэтому для безопасности дорожного движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет из себя как личность. Недаром говорят, что человек управляет автомобилем так, как он живет.
Иногда, даже долгое время общаясь с человеком, можно не разобраться в особенностях его личности. В других же случаях в течение нескольких часов совместной активной творческой работы можно полностью понять и раскрыть черты личности во всем ее многообразии. А иногда, в быстро протекающих экстремальных ситуациях, можно сделать правильный вывод о личности человека по одному его поступку.
Наиболее существенными и постоянными чертами личности являются: направленность, потребности, интересы, способности, темперамент и характер.
Направленность личности — это совокупность взглядов и убеждений человека, ставших руководящими в его жизни и деятельности. Важное значение для направленности имеют идеалы и мировоззрение, потребности и интересы, которые определяют поведение человека в условиях данной социальной среды. Направленность определяет активность и избирательное отношение к работе и людям. Различают профессиональную и бытовую направленность. Профессиональная направленность выражается в устойчивой и сильной привязанности человека к своей профессиональной деятельности. Бытовая направленность выражается в материальных, культурных и индивидуальных устремлениях.
Потребностями называются состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. Потребности животных ограничиваются их биологическими нуждами и сводятся к удовлетворению основных жизненных инстинктов: пищевого, полового и самосохранения. Потребности человека многообразны. Они увеличиваются и изменяются в течение жизни одного человека и разных поколений людей. Общественное производство, создающее все новые предметы потребления, изменение уклада жизни и общественных отношений создают все новые потребности.
Потребности могут быть материальными и духовными. К материальным потребностям относятся потребности в пище, сне, защите от холода и жары и т.д. Духовные потребности (или культурные) выражаются в потребности к труду, творчеству, в усвоении духовной культуры, общении друг с другом, приобретении знаний и т.д. Разнообразие и глубина духовных потребностей зависят от образования, интересов, культурного уровня человека. Когда труд становится первой жизненной потребностью, он вызывает положительные эмоции, дает огромное моральное удовлетворение, повышает производительность и эффективность труда. Это имеет большое значение для повышения эффективности любой деятельности, но особенно важно при выполнении работы, требующей выраженного нервно-психического напряжения и физической выносливости. К такому виду труда относится и работа водителя автомобиля.
Направленность личности в значительной степени определяется интересами человека.
Интерес — это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
Интересы являются стимулом в приобретении знаний и совершенствовании профессионального мастерства. Если мы говорим, что человек с интересом относится к автомобилю, то под этим подразумевается, что он часто ведет разговоры по автомобильной тематике, интересуется всеми новинками, касающимися автомобилей, стремится возможно больше уделять времени вождению автомобиля, изучению его технических особенностей и возможностей. Такой интерес особенно важен для водителя-профессионала, так как он способствует повышению его водительского мастерства, производительности и эффективности труда.
Отсутствие интересов или незначительность их делает жизнь человека серой и бессодержательной. Отсутствие профессионального интереса ведет к отставанию, снижению квалификации, что особенно неблагоприятно для водителя автомобиля, так как это снижает его надежность.
Различают духовные и материальные интересы. Духовные — это прежде всего познавательные интересы, и именно они характеризуют высокий уровень развития личности. Непосредственный интерес — это интерес к самому 'процессу деятельности: овладению знаниями, навыками, процессу творчества и труда. Опосредованный интерес — интерес.к результатам деятельности (например, к приобретению профессии, получению водительских прав, материальных благ). Материальная заинтересованность играет очень важную роль. Интерес к профессиональной деятельности значительно возрастает, если она хорошо оплачивается и эта оплата соответствует количеству и качеству выполненной работы. И, наоборот, интерес снижается, если такая связь отсутствует. Совпадение непосредственных и опосредованных интересов позволяет активно и глубоко овладевать профессиональными знаниями и навыками, постоянно совершенствовать мастерство, что, в конечном счете, обеспечивает высокую эффективность труда. При работе с большим интересом человек всегда ставит перед собой определенные цели, достижение которых дает ему большое моральное удовлетворение. А так как предела совершенствованию в любой деятельности не существует, то такой человек, достигнув поставленной цели, ставит перед собой все новые и новые задачи.
Различают широкие и узкие интересы. Узость интересов может привести к одностороннему развитию личности, но не исключает возможности добиться больших успехов именно в этой узкой области. Интересы присущи всем, но это не значит, что все люди одинаковые. Именно разнообразие интересов больше всего отличает людей. Однако и при разнообразных интересах часто имеется главный, ведущий интерес, которому уделяется особое внимание. Хорошо, если работа водителя совпадает с его ведущими интересами, что обеспечивает высокий уровень специальных знаний, профессиональное мастерство и надежность. Большинство водителей с интересом относятся к своей работе и испытывают удовольствие при вождении автомобиля. Например, проведенный в ФРГ опрос 380 водителей показал, что только 10 % управляют автомобилем без удовольствия.
Иногда интерес к работе, предмету может вначале отсутствовать и появиться только при более глубоком изучении предмета или при приобретении необходимых профессиональных навыков и совершенствовании мастерства. Отсутствие знаний, поверхностное отношение к работе не могут пробудить интереса к ней. И, наоборот, глубокое изучение технических особенностей и возможностей автомобиля, методов безопасности управления им в различных дорожных условиях, активное совершенствование профессионального мастерства может пробудить интерес водителя к его профессиональной деятельности и способствовать повышению мастерства. Поэтому инженерам дорожного движения необходимо постоянно вести работу по повышению профессиональных знаний водителей, привлечению их к рационализаторской, изобретательской деятельности, автомобильному спорту, поднимать престиж профессии водителя.
Для возникновения интереса к той или иной деятельности важное значение имеют способности. Способностями называется совокупность психических свойств личности, которые обеспечивают успешное выполнение какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают влияние на саму деятельность, повышая ее качество. Различают музыкальные, художественные, математические и многие другие способности. Управлять автомобилем может каждый здоровый человек, но легкость овладения водительскими навыками различна у разных людей. Это зависит и от определенных способностей, наличие которых облегчает, а отсутствие затрудняет приобретение необходимых для водителя знаний и обучение их практическому вождению.
К способностям водителя можно отнести следующие качества: быстрое и точное восприятие, которое обеспечивается отличным состоянием органов чувств, в особенности зрения, а также мышечно-двигательного чувства, слуха и др.;
ловкость, физическая выносливость, хорошая координация движений;
высокая скорость и точность сенсомоторных реакций;
широкое распределение, высокая интенсивность, быстрое переключение и устойчивость внимания;
хорошая сообразительность, инициатива и наблюдательность; хорошая память, особенно зрительная, а также высокая готовность памяти;
интерес к технике и техническому мышлению, легкое приобретение технических навыков;
легкое формирование и переделка двигательных и умственных навыков;
высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисциплинированность, настойчивость, смелость;
быстрота и точность определения скорости движения и пространственных отношений.
Наличие таких способностей не только облегчает обучение, но и сами способности, совершенствуясь в процессе дальнейшей профессиональной деятельности, все более повышают надежность водителя, а следовательно, и безопасность движения. Необходимо также учитывать, что некоторые неблагоприятные для деятельности водителя психологические качества при правильном индивидуальном обучении, а также активном преодолении их в процессе профессиональной деятельности могут совершенствоваться и компенсироваться другими положительными качествами.
Успешное выполнение какой-либо деятельности не может быть обеспечено лишь одной отдельной способностью. Это может быть только следствием сочетания ряда способнЬстей. Такое сочетание называется одаренностью. Высокая степень одаренности называется талантом. Людей, ни к чему не способных, нет. Любой человек, настойчиво развивая и совершенствуя имеющиеся у него способности, может добиться успеха в интересующей его деятельности. Каждый здоровый человек в большинстве случаев может научиться надежно и безопасно управлять автомобилем. Только одному для этого потребуется меньше усилий, а другому — больше. Кроме того, последний должен быть особенно внимательным за рулем, так как только этим он сможет компенсировать недостаток некоторых способностей, необходимых для надежного управления автомобилем. Вместе с тем есть лица, у которых не только отсутствуют водительские способности, но еще и имеются такие отрицательные психологические качества, которые не могут обеспечить им безопасное управление автомобилем. Для своевременного выявления и отстранения таких лиц во многих странах введен психологический отбор при поступлении на курсы по подготовке водителей автомобилей.
Люди отличаются друг от друга не только по направленностям, потребностям, интересам, способностям, но и по темпераменту. Темпераментом называются психологические особенности личности, характеризующиеся особенностями протекания их психических процессов в коре головного мозга. Древнегреческий врач Гиппократ различал четыре темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Он считал, что темперамент зависит от количественного соотношения жидкостей в организме человека, а именно крови, слизи и желчи.
Сангвиник характеризуется сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быстрой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием, выражающемся в его речи, мимике, жестах. Он легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, легко берется за дело и переключается с одной работы на другую. Быстро принимает решения, быстро засыпает и просыпается, легко входит в контакт с людьми. У него преобладает бодрое, хорошее настроение. Сангвиник — наиболее оптимальный тип для работы водителем автомобиля, особенно в условиях городов и на оживленных магистралях.
Флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, что выражается в замедленном переходе от состояния возбуждения к торможению, и наоборот. Это человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Смена эмоциональных переживаний у него происходит медленно, их внешнее проявление очень слабое, его трудно вывести из себя. Мимика и жесты однообразные, речь медленная и не сопровождается выразительными движениями. Прежде чем что-нибудь сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятые решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности. Водитель флегматического темперамента хорошо проявляет себя в длительных рейсах, устойчив к монотонным раздражителям, что делает маловероятным его засыпание за рулем. В условиях быстро меняющейся дорожной обстановки он затрудняется в ее своевременной оценке и быстром переключении с одних действий на другие. Однако упорство и трудолюбие флегматика обеспечивают ему с приобретением опыта хорошее прогнозирование развития дорожной обстановки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных, рискованных действий позволяет ему достаточно безопасно управлять автомобилем.
Холерик характеризуется сильной подвижной но, неуравновешенной нервной системой. У него раздажительный процесс силе преобладает над тормозным. Это легко возбуждающийся, горячий, энергичный человек с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. При возбуждении порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональным реакциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энергичен, меньше других боится опасности, решителен, инициативен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.
Для холерика при управлении автомобилем характерна резкость, торопливость, а следовательно, нередко и преждевременность действий. Ему не хватает выдержки, терпения. Он часто превышает скорость, резко тормозит, идет на рискованные маневры. Если вдали вспыхнул красный сигнал светофора, а водитель продолжает движение на большой скорости, а затем резко тормозит, пугая пешеходов и других водителей, то можно с большой долей вероятности сказать, что за рулем холерик. Повышенная возбудимость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя активность приводят к большим энергозатратам, в результате чего он быстро утомляется, снижается его работоспособность и надежность. Но благодаря большой силе нервных процессов холерик может успешно преодолевать отрицательные черты своего темперамента. Это достигается путем постоянного контроля за своим поведением, действиями и поступками. Такой контроль выражается в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких и непродуманных действий. В результате со временем он становится более сдержанным и адекватно реагирует на различные стрессовые ситуации. Особенно необходим такой самоконтроль при управлении автомобилем; он может обеспечить достаточно высокую надежность водителя с холерическим темпераментом.
Меланхолик — человек со слабой нервной системой, его нервные процессы неуравновешенны, могут быть подвижными или инертными. Чувства и настроение его однообразны, очень устойчивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения медлительны, сдержанны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. Он плохо приспосабливается к новым условиям жизни и работы, часто отступает перед трудностями и даже не пытается их преодолеть. Склонен к колебаниям, долго не может принять решение, так как ему очень трудно выбрать какой- либо вариант из ряда возможных. При управлении автомобилем очень дисциплинирован, нетороплив, старательно прогнозирует развитие дорожной обстановки, не способен к рискованным действиям, а поэтому в простых дорожных условиях может достаточно надежно управлять автомобилем. Однако при интенсивном дорожном движении, когда часто и неожиданно возникают опасные дорожно-транспортные ситуации, требующие быстрых решений и действий, его надежность резко снижается. В таких случаях у меланхолика нередко появляется растерянность, страх, вплоть до паники, в результате чего он может произвести поспешные, неправильные, а иногда бессмысленные действия или же вообще прекратить управление автомобилем. Поэтому меланхолик наименее пригоден для водительской деятельности.
Сила нервных процессов — самый важный показатель, который имеет наибольшее жизненное значение. Показателем силы является высокая работоспособность и выносливость к сильным раздражителям. Это выражается в способности выдерживать большие нервные нагрузки, которая проявляется в самообладании в опасных, тяжелых жизненных ситуациях и отсутствии нервных расстройств после них, высокой выносливости в любых экстремальных условиях деятельности.
Уравновешенность между силой и подвижностью нервных процессов выражается в отсутствии повышенной раздражительности, дисциплинированности, способности сдерживать поспешные необдуманные действия и поступки и вместе с тем своевременно реагировать, когда это необходимо.
Подвижность нервных процессов выражается в легкости перехода от возбуждения к торможению, и наоборот. Это выражается в скорости привыкания к новой обстановке, легкой переносимости ожидания, быстром переключении к различным и даже противоположным видам деятельности, быстром засыпании и пробуждении, легком переключении внимания и мышления.
Сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, их подвижность и уравновешенность в значительной степени определяют выносливость и работоспособность водителя, его волевые качества и эмоциональную устойчивость, скорость сенсомоторных реакций и скорость переключения внимания, сообразительность в сложной обстановке и другие особенности, которые имеют важное значение для надежности водителя и безопасности дорожного движения.
1.4 Проблема подготовки водителей.
Неуклонно растущее количество дорожно-транспортных происшествий, совершаемых молодыми водителями (со стажем вождения до 3 лет), потребовало комплексного анализа и выявления причин в системе подготовки водителей.
В связи с этим в 2010-2012 годах Западно-Сибирским филиалом федерального казённого учреждения «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения МВД России» проведено комплексное исследование, направленное на оценку общего уровня подготовки кандидатов в водители и их психофизиологических особенностей. Для этого на первом этапе работы было проведено анкетирование кандидатов в водители (2 тыс. респондентов), каждая анкета состояла из двух блоков: первый блок анкеты - 10 вопросов на знание правил дорожного движения, второй блок анкеты включал в себя ряд вопросов, касающихся программ обучения в автошколах направленных на исследование эффективности их применения.
При обработке результатов первого блока анкеты оказалось, что тестовый экзамен не сдали 84 % опрошенных кандидатов. Высокий процент кандидатов в водители, не сдавших экзамен, свидетельствует о крайне низком уровне их подготовки.
При этом итоги сдачи теоретической части квалификационных экзаменов в Госавтоинспекции показывают иные результаты: 80 % из этих респондентов сдали экзамен в государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) с первого раза (рис. 1).
100 – % 80. 60. 40. 20. 0. |
Результаты Результаты
тестирования экзамена
в ГИБДД
□сдали не сдали
Рис.1. Сравнение результатов сдачи теоретической части квалификационных экзаменов на аппаратнопрограммных комплексах в подразделениях Госавтоинспекции с результатами тестирования
Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о том, что в автошколах уделяется недостаточное внимание изучению правил дорожного движения (ПДД), а обучение сводится к заучиванию существующих экзаменационных билетов (перфокарт). Это становится возможным потому, что кандидаты в водители имеют неограниченный доступ к билетам с правильными ответами. Они имеются в свободной продаже, в сети Интернет и т. д. В основе заучивания экзаменационных билетов лежат механизмы зрительной памяти, которые связаны с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная память позволяет «видеть информацию» даже тогда, когда она не воздействует на органы чувств будущих водителей, в данном случае это экзаменационные билеты. Лекции по ПДД должны быть основаны на принципе вовлечения учеников (кандидатов в водители) в дискуссии и обсуждения, с помощью которых ученик (кандидат в водители) сам доходит до понимания того или иного пункта правил дорожного движения. Впоследствии, отвечая на вопросы экзаменационных тестов, он «читает» предложенную ситуацию, формирует решение и лишь
потом заглядывает в предложенные варианты ответов, выбирая нужный. Такой подход к обучению дает неоспоримые преимущества в жизни, на дороге.
Как показали результаты анкетирования, в большинстве случаев организации, осуществляющие подготовку водителей, не выполняют минимальные требования при обучении кандидатов практическому вождению, 68 % опрошенных не прошли полный курс обучения вождению (рис. 2).
Не выполнили программу – 68 % |
Выполнили программу - 32 %
Рис. 2. Процентное распределение ответов респондентов на вопрос «Какое количество часов Вам было отведено на практическое обучение вождению ?»
В результате только 38 % сдают практический экзамен по вождению с 1-2-го раза, основная часть (62 %) с третьего и более раз (рис. 3).
25 4 7
21
Рис. 3. Процентное распределение кандидатов в водители по количеству попыток сдачи экзамене на вождение (практическая часть), в %
Считаю |
Для более полной оценки качества обучения практическим навыкам вождения в автошколах нами был включен в анкету вопрос, позволяющий изучить мнение обучающихся о степени их готовности к самостоятельному участию в дорожном движении. Как показывают результаты опроса, большая часть опрошенных кандидатов в водители (85 % респондентов) не удовлетворены своим уровнем подготовки к вождению. (рис. 4).
не считают 85%
Рис. 4. Процентное распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы навыки вождения, полученные после обучения в автошколе, достаточными для самостоятельного участия в дорожном движении?»
Если водитель не приобретет необходимых навыков во время обучения в образовательной организации, то он вынужден будет приобретать их в реальных опасных ситуациях в процессе своей дальнейшей профессиональной деятельности. Такое обучение нередко дорого обходится водителю и другим участникам движения, поэтому основные навыки управления автомобилем в наиболее часто встречающихся опасных дорожных ситуациях водитель должен получить во время обучения в автошколе.
Невыполнение примерных программ подготовки водителей, экономия средств и времени на часах, отведенных на практическую подготовку, приводит к тому, что кандидаты не могут сдать экзамены и неуверенно чувствуют себя на дороге.
Полученные результаты показывают, что необходим поиск современных эффективных подходов к системе подготовки водителей.
Кроме плохой подготовки кандидатов в автошколах, на безопасность дорожного движения влияют психофизиологические особенности человека, севшего за руль. К таким качествам относятся особенности личности, характеристики эмоциональной устойчивости, способность к логическому мышлению, мотивация, показатели внимания, памяти, сенсомоторные и нейродинамические функции головного мозга. Общепринято, что скорость реакции чрезвычайно важна для водителя. Однако установлено, что хороший водитель в сложных и аварийных ситуациях обычно реагирует даже несколько медленнее, чем плохой, ибо в подобных случаях надо действовать безошибочно, поэтому для безопасности дорожного движения чрезвычайно значима скорость реакции выбора. Безусловно, можно спрогнозировать поведение водителя на основании анализа психофизиологических особенностей, но запретить человеку, успешно сдавшему квалификационный экзамен в ГИБДД, управлять транспортным средством нельзя. Также необходимо отметить и то, что молодые автомобилисты-любители относятся к полноправным участникам дорожного движения. Однако в силу своего любительского статуса они не проходят сквозь достаточно жесткую систему профессионального отбора, у них отсутствует психологическая подготовка в области целенаправленного формирования внутренней психологической установки, необходимой для надежного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.
Установлено, что большинство опасных ошибок совершают водители из-за неспособности своевременно и правильно реагировать на неожиданное изменение дорожной обстановки, что нередко определяется их ограниченными психофизиологическими возможностями. Своевременное выявление и определенная коррекция индивидуальных особенностей таких кандидатов в водители является важным фактором в обеспечении безопасности дорожного движения, поскольку надежность работы водителя при управлении автомобилем, то есть его способность безотказно выполнять необходимые манипуляции и адекватно оценивать дорожную ситуацию в определенных условиях и в течение определенного времени, во многом зависит от его психофизиологических особенностей.
В связи с этим на втором этапе работы было проведено психофизиологическое исследование кандидатов в водители (более 500 человек). У всех обследованных определялись уровень памяти, объем и переключение внимания, а также свойства нервных процессов, таких как сила, подвижность, уравновешенность, зрительно-моторная реакция. Кроме того, обследование включало оценку типа темперамента, уровня тревожности и свойств личности. Работа проводилась с использованием автоматизированного комплекса «Статус ПФ» [3].
Исследование показало, что 67 % кандидатов в водители являются условно «не рекомендованными» к управлению транспортными средствами (ТС) по своим индивидуально-типологическим особенностям:
- 85 % обследуемых кандидатов в водители имеют низкий или средний уровень памяти. Память водителя имеет большое значение для усвоения теоретической части ПДД и в дальнейшем для безаварийного вождения транспортного средства.
90 % обследуемых кандидатов в водители имеют низкий уровень объёма внимания.
- 80 % обследуемых кандидатов в водители имеют низкий или средний уровень переключения внимания (намеренный перенос внимания с одного объекта на другой). Переключение и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются важным качеством осмотрительности и предосторожности водителя.
- 90 % обследованного контингента имеют низкое или среднее латентное время простой зрительно-моторной реакции. По показателю сложной зрительно-моторной реакции 89 % имеют низкий и средний уровень. Одним из важнейших навыков водителя, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции - закономерный ответ организма на внешнее воздействие.
- 67 % кандидатов в водители отличаются низким уровнем силы нервных процессов и 33 % - средним. Сила нервной системы (работоспособность) обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверх-сильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях.
- 63 % обследованных кандидатов в водители имеют низкую нормативность поведения - склонны к нарушению правил дорожного движения.
В целях повышения эффективности подготовки водителей необходимо проведение мероприятий по оценке и контролю психологических и психофизиологических качеств будущих водителей.
Необходимо определить содержание, организацию и порядок проведения психофизиологического освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств; описать процедуры обследования, психологические и психофизиологические портреты водителей с разной успешностью деятельности, нормативы их профессионально значимых показателей и технологию принятия решения о профессиональном допуске водителя. Определить и разработать образовательные программы подготовки водителей транспортных средств с учетом психологических и психофизиологических качеств будущих водителей. Необходимо совершенствовать всю систему подготовки водителей.