Личность водителя.

Для правильного понимания действий и поступков водителя в сложных дорожных условиях, а также для разработки научно обо­снованных методов его воспитания и обучения необходимо не толь­ко изучить его отдельные психические качества (внимание, вос­приятие, мышление, эмоциональную устойчивость, скорость ре­акций и т.д.), но и знать психофизиологические свойства, харак­теризующие его как личность. Личность каждого человека инди­видуальна и неповторима. Любой человек отличается от других целым рядом особенностей, совокупность которых составляет его индивидуальность. Общепринятого определения личности нет. К. К. Платонов дает следующее определение: «Личность — чело­век как сознательное разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. Вне общества личности нет, так как каждый человек формируется как личность только в обществе, в коллективе и проявляется в общении с другими людь­ми. Короче говоря, личность — это человек как носитель созна­ния».

Личность — это совокупность индивидуально выраженных врож­денных и приобретенных психических, морально-нравственных и физических свойств человека. Личность — это конкретный чело­век со всеми своими достоинствами и недостатками, сильными и слабыми сторонами. «Можно твердо сказать, что за всю прошлую жизнь и в будущем не было и не будет двух наследственно иден­тичных людей», — пишет академик Н. М. Дубинин. Человек ста­новится личностью в детстве, когда включается в уже сложившу­юся систему общественных отношений. Дальнейшее, окончатель­ное формирование личности происходит в обществе, коллективе, семье, в общении с другими людьми. Однако личность не являет­ся пассивным продуктом социальной средрг. В процессе жизни и деятельности человек активно усваивает "социальный опыт. Это выражается в своеобразных для него мотивах поведения, способах действий и поступков, многообразии деятельности, направлен­ной на преобразование окружающей действительности, поисках и утверждении своего положения в обществе. Активность лично­сти находит свое выражение в жизненной позиции, проявляю­щейся в непримиримости к недостаткам, настойчивом преодоле­нии трудностей и препятствий, возникающих на пути к достиже­нию поставленной цели.

Личность всегда познается в деятельности человека. О личност­ных качествах бездействующего или спящего человека ничего ска­зать нельзя. Поведение в семье, на отдыхе, отношение к людям, себе, своей работе, взгляды, убеждения, мировоззрение в значи­тельной степени определяют и поведение человека за рулем авто­мобиля. Водители, которые в обычной жизни не считаются с дру­гими людьми, ведут себя так же и при управлении автомобилем. Еще нередки случаи, когда водители не переключают своевре­менно дальний свет на ближний, занимают без нужды левую по­лосу движения или середину дороги, резко перестраиваются из ряда в ряд и т.д. Подобные действия часто создают опасные до­рожные ситуации, которые при неблагоприятном стечении об­стоятельств приводят к ДТП. Поэтому для безопасности дорожно­го движения очень важно, какой человек сидит за рулем, что он представляет из себя как личность. Недаром говорят, что человек управляет автомобилем так, как он живет.

Иногда, даже долгое время общаясь с человеком, можно не разобраться в особенностях его личности. В других же случаях в течение нескольких часов совместной активной творческой рабо­ты можно полностью понять и раскрыть черты личности во всем ее многообразии. А иногда, в быстро протекающих экстремальных ситуациях, можно сделать правильный вывод о личности челове­ка по одному его поступку.

Наиболее существенными и постоянными чертами личности являются: направленность, потребности, интересы, способности, темперамент и характер.

Направленность личности — это совокупность взглядов и убеж­дений человека, ставших руководящими в его жизни и деятельно­сти. Важное значение для направленности имеют идеалы и миро­воззрение, потребности и интересы, которые определяют пове­дение человека в условиях данной социальной среды. Направлен­ность определяет активность и избирательное отношение к работе и людям. Различают профессиональную и бытовую направленность. Профессиональная направленность выражается в устойчивой и сильной привязанности человека к своей профессиональной дея­тельности. Бытовая направленность выражается в материальных, культурных и индивидуальных устремлениях.

Потребностями называются состояния, переживаемые челове­ком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо. По­требности животных ограничиваются их биологическими нужда­ми и сводятся к удовлетворению основных жизненных инстинк­тов: пищевого, полового и самосохранения. Потребности челове­ка многообразны. Они увеличиваются и изменяются в течение жизни одного человека и разных поколений людей. Общественное производство, создающее все новые предметы потребления, из­менение уклада жизни и общественных отношений создают все новые потребности.

Потребности могут быть материальными и духовными. К мате­риальным потребностям относятся потребности в пище, сне, за­щите от холода и жары и т.д. Духовные потребности (или культур­ные) выражаются в потребности к труду, творчеству, в усвоении духовной культуры, общении друг с другом, приобретении зна­ний и т.д. Разнообразие и глубина духовных потребностей зависят от образования, интересов, культурного уровня человека. Когда труд становится первой жизненной потребностью, он вызывает положительные эмоции, дает огромное моральное удовлетворе­ние, повышает производительность и эффективность труда. Это имеет большое значение для повышения эффективности любой деятельности, но особенно важно при выполнении работы, тре­бующей выраженного нервно-психического напряжения и физи­ческой выносливости. К такому виду труда относится и работа водителя автомобиля.

Направленность личности в значительной степени определяет­ся интересами человека.

Интерес — это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.

Интересы являются стимулом в приобретении знаний и совер­шенствовании профессионального мастерства. Если мы говорим, что человек с интересом относится к автомобилю, то под этим подразумевается, что он часто ведет разговоры по автомобильной тематике, интересуется всеми новинками, касающимися автомо­билей, стремится возможно больше уделять времени вождению автомобиля, изучению его технических особенностей и возмож­ностей. Такой интерес особенно важен для водителя-профессионала, так как он способствует повышению его водительского ма­стерства, производительности и эффективности труда.

Отсутствие интересов или незначительность их делает жизнь человека серой и бессодержательной. Отсутствие профессиональ­ного интереса ведет к отставанию, снижению квалификации, что особенно неблагоприятно для водителя автомобиля, так как это снижает его надежность.

Различают духовные и материальные интересы. Духовные — это прежде всего познавательные интересы, и именно они ха­рактеризуют высокий уровень развития личности. Непосредствен­ный интерес — это интерес к самому 'процессу деятельности: овладению знаниями, навыками, процессу творчества и труда. Опосредованный интерес — интерес.к результатам деятельно­сти (например, к приобретению профессии, получению води­тельских прав, материальных благ). Материальная заинтересован­ность играет очень важную роль. Интерес к профессиональной деятельности значительно возрастает, если она хорошо оплачи­вается и эта оплата соответствует количеству и качеству выпол­ненной работы. И, наоборот, интерес снижается, если такая связь отсутствует. Совпадение непосредственных и опосредованных ин­тересов позволяет активно и глубоко овладевать профессиональ­ными знаниями и навыками, постоянно совершенствовать мас­терство, что, в конечном счете, обеспечивает высокую эффек­тивность труда. При работе с большим интересом человек всегда ставит перед собой определенные цели, достижение которых дает ему большое моральное удовлетворение. А так как предела со­вершенствованию в любой деятельности не существует, то та­кой человек, достигнув поставленной цели, ставит перед собой все новые и новые задачи.

Различают широкие и узкие интересы. Узость интересов может привести к одностороннему развитию личности, но не исключает возможности добиться больших успехов именно в этой узкой об­ласти. Интересы присущи всем, но это не значит, что все люди одинаковые. Именно разнообразие интересов больше всего от­личает людей. Однако и при разнообразных интересах часто име­ется главный, ведущий интерес, которому уделяется особое вни­мание. Хорошо, если работа водителя совпадает с его ведущи­ми интересами, что обеспечивает высокий уровень специаль­ных знаний, профессиональное мастерство и надежность. Боль­шинство водителей с интересом относятся к своей работе и испытывают удовольствие при вождении автомобиля. Напри­мер, проведенный в ФРГ опрос 380 водителей показал, что только 10 % управляют автомобилем без удовольствия.

Иногда интерес к работе, предмету может вначале отсутство­вать и появиться только при более глубоком изучении предмета или при приобретении необходимых профессиональных навыков и совершенствовании мастерства. Отсутствие знаний, поверхно­стное отношение к работе не могут пробудить интереса к ней. И, наоборот, глубокое изучение технических особенностей и воз­можностей автомобиля, методов безопасности управления им в различных дорожных условиях, активное совершенствование про­фессионального мастерства может пробудить интерес водителя к его профессиональной деятельности и способствовать повыше­нию мастерства. Поэтому инженерам дорожного движения необ­ходимо постоянно вести работу по повышению профессиональ­ных знаний водителей, привлечению их к рационализаторской, изобретательской деятельности, автомобильному спорту, подни­мать престиж профессии водителя.

Для возникновения интереса к той или иной деятельности важ­ное значение имеют способности. Способностями называется со­вокупность психических свойств личности, которые обеспечива­ют успешное выполнение какой-либо одной или нескольких дея­тельностей.

Развиваясь в процессе деятельности, способности оказывают влияние на саму деятельность, повышая ее качество. Различают музыкальные, художественные, математические и многие другие способности. Управлять автомобилем может каждый здоровый че­ловек, но легкость овладения водительскими навыками различна у разных людей. Это зависит и от определенных способностей, наличие которых облегчает, а отсутствие затрудняет приобрете­ние необходимых для водителя знаний и обучение их практичес­кому вождению.

К способностям водителя можно отнести следующие качества: быстрое и точное восприятие, которое обеспечивается отлич­ным состоянием органов чувств, в особенности зрения, а также мышечно-двигательного чувства, слуха и др.;

ловкость, физическая выносливость, хорошая координация движений;

высокая скорость и точность сенсомоторных реакций;

широкое распределение, высокая интенсивность, быстрое пе­реключение и устойчивость внимания;

хорошая сообразительность, инициатива и наблюдательность; хорошая память, особенно зрительная, а также высокая готов­ность памяти;

интерес к технике и техническому мышлению, легкое приоб­ретение технических навыков;

легкое формирование и переделка двигательных и умственных навыков;

высокая эмоциональная устойчивость, самообладание, дисцип­линированность, настойчивость, смелость;

быстрота и точность определения скорости движения и про­странственных отношений.

Наличие таких способностей не только облегчает обучение, но и сами способности, совершенствуясь в процессе дальнейшей профессиональной деятельности, все более повышают надежность водителя, а следовательно, и безопасность движения. Необходимо также учитывать, что некоторые неблагоприятные для деятельно­сти водителя психологические качества при правильном индиви­дуальном обучении, а также активном преодолении их в процессе профессиональной деятельности могут совершенствоваться и ком­пенсироваться другими положительными качествами.

Успешное выполнение какой-либо деятельности не может быть обеспечено лишь одной отдельной способностью. Это может быть только следствием сочетания ряда способнЬстей. Такое сочетание называется одаренностью. Высокая степень одаренности называ­ется талантом. Людей, ни к чему не способных, нет. Любой чело­век, настойчиво развивая и совершенствуя имеющиеся у него спо­собности, может добиться успеха в интересующей его деятельно­сти. Каждый здоровый человек в большинстве случаев может на­учиться надежно и безопасно управлять автомобилем. Только од­ному для этого потребуется меньше усилий, а другому — больше. Кроме того, последний должен быть особенно внимательным за рулем, так как только этим он сможет компенсировать недоста­ток некоторых способностей, необходимых для надежного управ­ления автомобилем. Вместе с тем есть лица, у которых не только отсутствуют водительские способности, но еще и имеются такие отрицательные психологические качества, которые не могут обес­печить им безопасное управление автомобилем. Для своевремен­ного выявления и отстранения таких лиц во многих странах вве­ден психологический отбор при поступлении на курсы по подго­товке водителей автомобилей.

Люди отличаются друг от друга не только по направленно­стям, потребностям, интересам, способностям, но и по темпе­раменту. Темпераментом называются психологические особенно­сти личности, характеризующиеся особенностями протекания их психических процессов в коре головного мозга. Древнегреческий врач Гиппократ различал четыре темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Он считал, что темперамент зависит от количественного соотношения жид­костей в организме человека, а именно крови, слизи и желчи.

Сангвиник характеризуется сильной, уравновешенной и под­вижной нервной системой. Это живой, активный человек, с быс­трой сменой настроения, легко меняющимся эмоциональным состоянием, выражающемся в его речи, мимике, жестах. Он лег­ко справляется с задачами, требующими быстрой сообразитель­ности, легко берется за дело и переключается с одной работы на другую. Быстро принимает решения, быстро засыпает и просыпа­ется, легко входит в контакт с людьми. У него преобладает бод­рое, хорошее настроение. Сангвиник — наиболее оптимальный тип для работы водителем автомобиля, особенно в условиях горо­дов и на оживленных магистралях.

Флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой, что выражается в замедленном переходе от состояния возбуждения к торможению, и наоборот. Это человек медлительный, уравновешенный, спокойный. Смена эмоциональ­ных переживаний у него происходит медленно, их внешнее про­явление очень слабое, его трудно вывести из себя. Мимика и жес­ты однообразные, речь медленная и не сопровождается вырази­тельными движениями. Прежде чем что-нибудь сделать, флегма­тик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия, а принятые решения выполняет спокойно, неотступно, с трудом переключаясь на другой вид деятельности. Водитель флегматиче­ского темперамента хорошо проявляет себя в длительных рейсах, устойчив к монотонным раздражителям, что делает маловероят­ным его засыпание за рулем. В условиях быстро меняющейся до­рожной обстановки он затрудняется в ее своевременной оценке и быстром переключении с одних действий на другие. Однако упор­ство и трудолюбие флегматика обеспечивают ему с приобретени­ем опыта хорошее прогнозирование развития дорожной обста­новки, что в сочетании с отсутствием с его стороны поспешных, рискованных действий позволяет ему достаточно безопасно уп­равлять автомобилем.

Холерик характеризуется сильной подвижной но, неуравновешенной нервной системой. У него раздажительный процесс силе преобладает над тормозным. Это легко возбуждающийся, го­рячий, энергичный человек с сильными, быстро загорающимися чувствами, которые имеют яркое внешнее проявление. При воз­буждении порывист, вспыльчив, склонен к бурным эмоциональ­ным реакциям. Человек страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые захватывают его целиком. Он очень активен, энер­гичен, меньше других боится опасности, решителен, инициати­вен, но склонен к поспешным и необдуманным действиям.

Для холерика при управлении автомобилем характерна резкость, торопливость, а следовательно, нередко и преждевременность действий. Ему не хватает выдержки, терпения. Он часто превыша­ет скорость, резко тормозит, идет на рискованные маневры. Если вдали вспыхнул красный сигнал светофора, а водитель продол­жает движение на большой скорости, а затем резко тормозит, пугая пешеходов и других водителей, то можно с большой долей вероятности сказать, что за рулем холерик. Повышенная возбуди­мость холерика за рулем, его нетерпеливость, излишняя актив­ность приводят к большим энергозатратам, в результате чего он быстро утомляется, снижается его работоспособность и надеж­ность. Но благодаря большой силе нервных процессов холерик может успешно преодолевать отрицательные черты своего темпе­рамента. Это достигается путем постоянного контроля за своим поведением, действиями и поступками. Такой контроль выража­ется в волевом подавлении эмоциональных вспышек, поспешных, резких и непродуманных действий. В результате со временем он ста­новится более сдержанным и адекватно реагирует на различные стрессовые ситуации. Особенно необходим такой самоконтроль при управлении автомобилем; он может обеспечить достаточно высо­кую надежность водителя с холерическим темпераментом.

Меланхолик — человек со слабой нервной системой, его нерв­ные процессы неуравновешенны, могут быть подвижными или инертными. Чувства и настроение его однообразны, очень устой­чивы и не находят внешнего выражения. Мимика и движения мед­лительны, сдержанны. Меланхолик отличается нерешительностью, пассивностью, вялостью. Он плохо приспосабливается к новым условиям жизни и работы, часто отступает перед трудностями и даже не пытается их преодолеть. Склонен к колебаниям, долго не может принять решение, так как ему очень трудно выбрать какой- либо вариант из ряда возможных. При управлении автомобилем очень дисциплинирован, нетороплив, старательно прогнозирует развитие дорожной обстановки, не способен к рискованным дей­ствиям, а поэтому в простых дорожных условиях может достаточ­но надежно управлять автомобилем. Однако при интенсивном до­рожном движении, когда часто и неожиданно возникают опас­ные дорожно-транспортные ситуации, требующие быстрых реше­ний и действий, его надежность резко снижается. В таких случаях у меланхолика нередко появляется растерянность, страх, вплоть до паники, в результате чего он может произвести поспешные, не­правильные, а иногда бессмысленные действия или же вообще прекратить управление автомобилем. Поэтому меланхолик наиме­нее пригоден для водительской деятельности.

Сила нервных процессов — самый важный показатель, кото­рый имеет наибольшее жизненное значение. Показателем силы является высокая работоспособность и выносливость к сильным раздражителям. Это выражается в способности выдерживать боль­шие нервные нагрузки, которая проявляется в самообладании в опасных, тяжелых жизненных ситуациях и отсутствии нервных расстройств после них, высокой выносливости в любых экстре­мальных условиях деятельности.

Уравновешенность между силой и подвижностью нервных процессов выражается в отсутствии повышенной раздражитель­ности, дисциплинированности, способности сдерживать поспеш­ные необдуманные действия и поступки и вместе с тем своевре­менно реагировать, когда это необходимо.

Подвижность нервных процессов выражается в легкости перехода от возбуждения к торможению, и наоборот. Это выража­ется в скорости привыкания к новой обстановке, легкой перено­симости ожидания, быстром переключении к различным и даже противоположным видам деятельности, быстром засыпании и про­буждении, легком переключении внимания и мышления.

Сила процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, их подвижность и уравновешенность в значительной сте­пени определяют выносливость и работоспособность водителя, его волевые качества и эмоциональную устойчивость, скорость сенсомоторных реакций и скорость переключения внимания, сооб­разительность в сложной обстановке и другие особенности, кото­рые имеют важное значение для надежности водителя и безопас­ности дорожного движения.

1.4 Проблема подготовки водителей.

Неуклонно растущее количество дорож­но-транспортных происшествий, совершаемых молодыми водителями (со стажем вождения до 3 лет), потребовало комплексного анализа и выявления причин в системе подготовки во­дителей.

 

В связи с этим в 2010-2012 годах Запад­но-Сибирским филиалом федерального казён­ного учреждения «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного дви­жения МВД России» проведено комплексное исследование, направленное на оценку обще­го уровня подготовки кандидатов в водители и их психофизиологических особенностей. Для этого на первом этапе работы было проведено анкетирование кандидатов в водители (2 тыс. респондентов), каждая анкета состояла из двух блоков: первый блок анкеты - 10 вопросов на знание правил дорожного движения, второй блок анкеты включал в себя ряд вопросов, ка­сающихся программ обучения в автошколах направленных на исследование эффективно­сти их применения.

При обработке результатов первого бло­ка анкеты оказалось, что тестовый экзамен не сдали 84 % опрошенных кандидатов. Высокий процент кандидатов в водители, не сдавших эк­замен, свидетельствует о крайне низком уров­не их подготовки.

При этом итоги сдачи теоретической части квалификационных экзаменов в Госавтоинспекции показывают иные результаты: 80 % из этих респондентов сдали экзамен в государ­ственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) с первого раза (рис. 1).

100 – %     80.     60.     40.     20.     0.

Результаты Результаты

тестирования экзамена

в ГИБДД

□сдали не сдали

 

Рис.1. Сравнение результатов сдачи теоретической части квалификационных экзаменов на аппаратно­программных комплексах в подразделениях Госавтоинспекции с результатами тестирования

Результаты проведенного исследования позволяют сделать заключение о том, что в ав­тошколах уделяется недостаточное внимание изучению правил дорожного движения (ПДД), а обучение сводится к заучиванию существу­ющих экзаменационных билетов (перфокарт). Это становится возможным потому, что кан­дидаты в водители имеют неограниченный до­ступ к билетам с правильными ответами. Они имеются в свободной продаже, в сети Интернет и т. д. В основе заучивания экзаменационных билетов лежат механизмы зрительной памя­ти, которые связаны с сохранением и воспро­изведением зрительных образов. Зрительная память позволяет «видеть информацию» даже тогда, когда она не воздействует на органы чувств будущих водителей, в данном случае это экзаменационные билеты. Лекции по ПДД должны быть основаны на принципе вовлече­ния учеников (кандидатов в водители) в дискус­сии и обсуждения, с помощью которых ученик (кандидат в водители) сам доходит до понима­ния того или иного пункта правил дорожного движения. Впоследствии, отвечая на вопросы экзаменационных тестов, он «читает» предло­женную ситуацию, формирует решение и лишь

потом заглядывает в предложенные варианты ответов, выбирая нужный. Такой подход к обу­чению дает неоспоримые преимущества в жиз­ни, на дороге.

Как показали результаты анкетирования, в большинстве случаев организации, осущест­вляющие подготовку водителей, не выполняют минимальные требования при обучении кан­дидатов практическому вождению, 68 % опро­шенных не прошли полный курс обучения во­ждению (рис. 2).

Не выполнили программу – 68 %

Выполнили программу - 32 %


Рис. 2. Процентное распределение ответов респондентов на вопрос «Какое количество часов Вам было отведено на практическое обучение вождению ?»

В результате только 38 % сдают практиче­ский экзамен по вождению с 1-2-го раза, основ­ная часть (62 %) с третьего и более раз (рис. 3).

 

25 4 7

21

Рис. 3. Процентное распределение кандидатов в водители по количеству попыток сдачи экзамене на вождение (практическая часть), в %

Считаю

Для более полной оценки качества обу­чения практическим навыкам вождения в ав­тошколах нами был включен в анкету вопрос, позволяющий изучить мнение обучающихся о степени их готовности к самостоятельному уча­стию в дорожном движении. Как показывают результаты опроса, боль­шая часть опрошенных кандидатов в водители (85 % респондентов) не удовлетворены своим уровнем подготовки к вождению. (рис. 4).

не считают 85%

 

Рис. 4. Процентное распределение ответов респондентов на вопрос «Считаете ли Вы навыки вождения, полученные после обучения в автошколе, достаточными для самостоятельного участия в дорожном движении?»

Если водитель не приобретет необходимых навыков во время обучения в образовательной организации, то он вынужден будет приобре­тать их в реальных опасных ситуациях в про­цессе своей дальнейшей профессиональной деятельности. Такое обучение нередко дорого обходится водителю и другим участникам дви­жения, поэтому основные навыки управления автомобилем в наиболее часто встречающихся опасных дорожных ситуациях водитель должен получить во время обучения в автошколе.

Невыполнение примерных программ под­готовки водителей, экономия средств и вре­мени на часах, отведенных на практическую подготовку, приводит к тому, что кандидаты не могут сдать экзамены и неуверенно чувствуют себя на дороге.

Полученные результаты показывают, что необходим поиск современных эффективных подходов к системе подготовки водителей.

Кроме плохой подготовки кандидатов в автошколах, на безопасность дорожного дви­жения влияют психофизиологические осо­бенности человека, севшего за руль. К таким качествам относятся особенности личности, характеристики эмоциональной устойчивости, способность к логическому мышлению, моти­вация, показатели внимания, памяти, сенсомоторные и нейродинамические функции голов­ного мозга. Общепринято, что скорость реакции чрезвычайно важна для водителя. Однако уста­новлено, что хороший водитель в сложных и аварийных ситуациях обычно реагирует даже несколько медленнее, чем плохой, ибо в подоб­ных случаях надо действовать безошибочно, поэтому для безопасности дорожного движения чрезвычайно значима скорость реакции выбо­ра. Безусловно, можно спрогнозировать пове­дение водителя на основании анализа психо­физиологических особенностей, но запретить человеку, успешно сдавшему квалификацион­ный экзамен в ГИБДД, управлять транспорт­ным средством нельзя. Также необходимо отметить и то, что моло­дые автомобилисты-любители относятся к пол­ноправным участникам дорожного движения. Однако в силу своего любительского статуса они не проходят сквозь достаточно жесткую систе­му профессионального отбора, у них отсутствует психологическая подготовка в области целена­правленного формирования внутренней психо­логической установки, необходимой для надеж­ного и безопасного управления автомобилем в любых дорожных условиях.

Установлено, что большинство опасных ошибок совершают водители из-за неспособ­ности своевременно и правильно реагировать на неожиданное изменение дорожной обста­новки, что нередко определяется их ограничен­ными психофизиологическими возможностя­ми. Своевременное выявление и определенная коррекция индивидуальных особенностей таких кандидатов в водители является важным фак­тором в обеспечении безопасности дорожного движения, поскольку надежность работы во­дителя при управлении автомобилем, то есть его способность безотказно выполнять необ­ходимые манипуляции и адекватно оценивать дорожную ситуацию в определенных условиях и в течение определенного времени, во многом зависит от его психофизиологических особен­ностей.

В связи с этим на втором этапе работы было проведено психофизиологическое ис­следование кандидатов в водители (более 500 человек). У всех обследованных определялись уровень памяти, объем и переключение внима­ния, а также свойства нервных процессов, та­ких как сила, подвижность, уравновешенность, зрительно-моторная реакция. Кроме того, об­следование включало оценку типа темпера­мента, уровня тревожности и свойств личности. Работа проводилась с использованием авто­матизированного комплекса «Статус ПФ» [3].

Исследование показало, что 67 % канди­датов в водители являются условно «не реко­мендованными» к управлению транспортными средствами (ТС) по своим индивидуально-ти­пологическим особенностям:

- 85 % обследуемых кандидатов в водите­ли имеют низкий или средний уровень памяти. Память водителя имеет большое значение для усвоения теоретической части ПДД и в даль­нейшем для безаварийного вождения транс­портного средства.

90 % обследуемых кандидатов в водите­ли имеют низкий уровень объёма внимания.

- 80 % обследуемых кандидатов в водители имеют низкий или средний уровень переклю­чения внимания (намеренный перенос внима­ния с одного объекта на другой). Переключе­ние и распределение внимания в сочетании с правильной последовательностью действий и активностью наблюдения являются важным качеством осмотрительности и предосторож­ности водителя.

- 90 % обследованного контингента имеют низкое или среднее латентное время простой зрительно-моторной реакции. По показателю сложной зрительно-моторной реакции 89 % имеют низкий и средний уровень. Одним из важнейших навыков водителя, обеспечиваю­щих безопасность движения, является быстро­та реакции - закономерный ответ организма на внешнее воздействие.

- 67 % кандидатов в води­тели отличаются низким уров­нем силы нервных процессов и 33 % - средним. Сила нервной системы (работоспособность) обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость человека к воздействию сверх-сильных раздражителей и тем самым повышает надежность в экстремальных ситуациях.

- 63 % обследованных кан­дидатов в водители имеют низ­кую нормативность поведения - склонны к нарушению правил до­рожного движения.

В целях повышения эффек­тивности подготовки водителей необходимо проведение меро­приятий по оценке и контролю психологических и психофизио­логических качеств будущих во­дителей.

Необходимо определить со­держание, организацию и поря­док проведения психофизиоло­гического освидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств; описать процедуры обследования, психологи­ческие и психофизиологические портреты во­дителей с разной успешностью деятельности, нормативы их профессионально значимых показателей и технологию принятия решения о профессиональном допуске водителя. Опре­делить и разработать образовательные про­граммы подготовки водителей транспортных средств с учетом психологических и психофи­зиологических качеств будущих водителей. Не­обходимо совершенствовать всю систему под­готовки водителей.