ВОЛНА (Титченер)

Время попадания на гребень (аккомодация) – готовность гребня принять элемент с конкретными свойствами.


 

Классификации видов внимания: анализ оснований и сравнительная характеристика.

Джеймс. 3 основания для классификкации:

1) По объекту

 Чувственное (сенсорное) – объектами являются содержания сознания, получаемые при помощи органов чувств – ощущения и восприятия.

 Умственное (интеллектуальное) – направлено на процессы мышления, памяти, воображения.

2) Аффективная сфера сознания

 Непосредственное, если объект интересен сам по себе

 Производное, опосредованное, если объект приобретает интерес лишь по ассоциации

3) Волевая сфера (переживание усилия)

o Непроизвольное (пассивное, рефлекторное) происходит без усилия

o Произвольное (активное) сопровождается чувством усилия. Всегда опосредовано, т.е. его объект связан с отдаленным интересом.

Гамильтон. 3 три вида внимания.

1) Простое, жизненный непреодолимый акт.

2) Определяемый желанием акт, который, несмотря на произвольность, может быть задержан нашей волей.

3) Акт, намеренно детерминированный волей.

Вундт. Считал различение непроизвольного (несоответствие целям и намерениям субъекта) и произвольного внимания ошибочным.

Классификация внимания.

1) Вынужденное (врожденное, естественное, инстинктивное), детерминанты лежат в видовом опыте организма. Примеры: громкие звуки, яркий свет, сильные боли, холод и жар, интенсивные толчки (удар грома, взрыв, выстрел, яркие вывески, блестящие предметы, зубная боль), движения (падающая звезда, ползущий муравей), ритмичные повторения (капающий кран), внезапное, новое, неожиданное и странное.

2) Невольное внимание - непроизвольное внимание, зависимое от индивидуального опыта субъекта. Складываются в процессе стихийного научения. Пр.: мужчины замечают женщин и наоборот; при голоде и жажде, человек замечает вывески продовольственных магазинов первую очередь.

3) Привычное внимание – особый случай произвольного внимания. Побудительный аспект – сходство с текущими и предшествующими содержаниями сознания. Пр.: водитель автомобиля готов к восприятию дорожных знаков (иногда называют профессиональным вниманием. Рибо считает эту форму внимания – высшей.

4) Собственно произвольное внимание. Возникает в ситуации конфликта, между выбранным объектом и объектом непроизвольного внимания. Пр.: при действии сильных отвлекающих помех, препятствующих обнаружению и осознанию слабого сигнала. Для этого вида внимания характерно чувство напряжения, так как оно совершается вопреки текущим интересам и желаниям, благодаря слабому мотиву, лежащему за пределами наличной ситуации. Связано с чувством долга и принятыми моральными обязательствами, идеями и установками.

5) Выжидательное внимание – разновидность произвольного внимания. Пр.: при решении задач на бдительность.

6) Трансформация волевого внимания в спонтанное (послепроизвольное) – вариант развития произвольного внимания. Пр.: Гамильтон. Начинать не легко, но потом человек увлекается.

Виды внимания:

1) Селективное (фокусированное). Пр.: отбор стимуляции, заданной какими-либо признаками и отвержение других потоков стимуляции. Обычно сосредоточение на какой-то деятельности. Исследуют при помощи дихотического предъявления двух сообщений.

2) Распределенное внимание.

3) Непрерывное внимание: при решении монотонных задач.

4) Автоматическое внимание: селекция релевантного источника информации не требует расходов ресурсов внимания.

5) Фокальное внимание намеренно направленно на объект, находящийся в центре сознания.

6) Периферическое внимание распространяется на содержание краевой области сознания. См. следующий вопрос.

Классификация Найдиффера. Она базируется на различении двух измерений внимания –объема (широкий и узкий фокус) и направленности (внешняя, внутренняя).

 Широкое внешнее внимание. Характерно для детей с СДВГ, художников, футболистов.

 Узкое внешнее. Характерно для программистов и ювелиров.

 Широкое внутренне. Характерно для ученых-гуманитариев, философов.

 Узкое внутренне. Характерно для ученых-естественников, технарей, фанатиков.


 

Основные функции внимания:

 Различение

 Избирательность

 Настройка

 Мобилизация организма

Свойства внимания.

Свойства объясняются с помощью метафоры луча прожектора.

  1. направленность → луч прожектора направлен на определенную область пространства потенциальных объектов внимания.
  2. степень, интенсивность → уровень освещенности, мера ясности и отчетливости содержаний, находящихся в фокусе текущего сознательного опыта. В когнитивной психологии → количество ресурсов, вкладываемых в переработку релевантной информации; ее оценивают по уровню или глубине этой переработки.
  3. Объем → телесный угол луча прожектора или площадь пятна света; число простых впечатлений или идей, осознаваемых ясно и отчетливо.
  4. распределение → расщепление луча на два или более направления.
  5. устойчивость (динамика) → оценка частоты колебаний и сдвигов внимания.
    1. Длительность (блоки внимания). Опыты Биллса (колебания внимания при непрерывной работе, № 17в)
    2. Изменение направленности (сдвиги внимания)

 Непроизвольные (отвлечение внимания)

 Произвольные (переключение внимания)

 Инерционность внимания

 Аккомодация внимания

    1. Изменение степени (колебание внимания).

 

Эффекты и критерии наличия внимания.

Эффекты внимания. Классическая психология сознания.

  1. Господство внимания. Это монархический строй сознания.
    1. Действенность. Внимаемое состояние сознания определяет действия человека.
    2. Острота содержания сознания. Внимаемое состояние сознания лучше запоминается.
  2. Аналитический эффект. Внимаемое состояние сознания воспроизводится ясно и отчетливо. Детальность плюс отграниченность от других сходных состояний сознания.
  3. Задержка внимаемого содержания сознания (фиксирующий эффект).
  4. Увеличение интенсивности внимаемого процесса или содержания сознания (усиливающий эффект).

Гиппенрейтер. Критерии (признаки) внимания.

I. Классическая психология сознания: ясность и отчетливость содержаний сознания, находящихся в поле внимания (феноменальный, субъективный критерий). Есть и факультативные субъективные критерии внимания: переживание усилия, эмоция интереса.

II. Продуктивный критерий (объективный). Повышается качество когнитивного (мышление, восприятие) или исполнительного продукта при наличии внимания.

III. Мнемический критерий. Относится к продуктивному, но его особенность в том, что запоминание есть всегда, когда есть внимание (побочный продукт любого внимательного действия).

IV. Внешние реакции. Мимика, поза, поворот головы, фиксация глаз и т.д. Психофизиологические корреляты: ЭЭГ, КГР, зрачковый рефлекс и др.


 

Проблема внимания. Сравнительная характеристика ранних представлений о внимании в различных психологических школах.

Проблема внимания: существует внимание или нет!

  1. Аристотель. Внимание – отдельная функция или проявление других функций.
  2. Психология сознания.
    1. Вундт. Внимание – особый процесс сознания или характеристика других процессов сознания.
    2. Титченер. Внимания как особого процесса нет.
    3. Джеймс. Как психолог: Не существует внимания как отдельного механизма. Как философ: внимание есть – усилие внимания=усилие воли.
  3. Ассоцианизм. Моторная теория Рибо и теория волевого внимания Ланге. Внимание существует как отдельный процесс. Эти теории – шаг к деятельностному подходу к вниманию.
  4. Бихевиористы. Внимание – специфическая или тотальная настройка организма.
  5. Гештальтпсихология. На первом этапе возражали Вундту, отрицая его понимание внимания, но возражали и Титченеру. Предложили определение внимания как эго-объектной силы.

 

Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его места в структуре деятельности (по И.П. Зинченко).

Зинченко. Непроизвольное запоминание происходит только в деятельности (немнемической), а не изолировано, как думали на Западе.

Эксперимент: есть объект деятельности, на который направлен субъект, а есть объект на который субъект не направлен (там и есть непроизвольное запоминание).

Методика: 15 карточек с картинками. 12 предметов можно классифицировать:

1) примус, чайник, кастрюля

2) барабан, мяч, медвежонок

3) яблоко, груша, малина

4) лошадь, собака, петух

Последние 3 карточки: ботинки, ружье, жук. + в углу каждой карточки были написаны числа. Испытуемым говорили, что это исследование мышления (I опыт) или внимания (II опыт).

I опыт. Над разложить карточки по содержанию, а лишние отложить. Потом надо было назвать предметы; числа называть не надо было, но они находились в поле зрения испытуемых.

II опыт. Рама, надо разложить карточки по номерам по возрастающей (см. рис. на стр. 468). Испытуемые должны осознавать цифры. Деятельность не мнемическая.

Результаты: в первом опыте запоминались лучше картинки, а во втором – числа. Почему? Т.к. эти объекты были прямо включены в деятельность. Внимание было направлено в первом случае на картинки, а во втором – на числа, отсюда и результаты. Зинченко: все не так просто!

Дополнительный опыт 1. 15 одних картинок и 15 других картинок. Надо разложить по первым буквам: молоток-мяч, парта-паровоз и т.д.

Дополнительный опыт 2. То же, но только по признаку: замок-ключ и т.д.

Задачи специально запомнить не ставилось. В этих опытах нельзя было сослаться на отсутствие внимания.

Парадокс: дошкольники во втором основном опыте (числовой ряд) не полностью входили в ситуацию эксперимента и часто отвлекались на картинки, совершая с ними непроизвольные действия → лучше запоминали картинки. То же и в первом опыте.

Память не сводится к простому запечатлению. Выводы: зарубежная психология: «случайное» запоминание; отечественная психология: непроизвольное запоминание зависит от ориентировочных реакций в процессе целенаправленной деятельности.