В архитектуре
Поэтому не случайно свое самое полное воплощение
модернизм нашел в архитектуре и прикладном
искусстве, тех видах искусства, которые
несут функциональную нагрузку. Ведь нигде так отчетливо не
проявились все противоречия современной эпохи, как в архитектуре.
Стихийный рост городов, численности населения, занятого в
промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного
строительства повлекли за собой переуплотнение застройки,
повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени — все
это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие
эпохи.
Особенно заметным и интенсивным разрушение старой структуры
городов стало после Первой мировой войны. Самым значительным
явлением новой архитектуры стал функционализм, зародившийся
в 20-е годы. в Германии и воплощенный в Баухаузе —
идеологическом, производственном и учебном центре художественной
жизни. Главой нового направления стал немецкий архитектор,
дизайнер и теоретик архитектуры Вальтер Гропиус. Большой вклад в
распространение функционализма внес Шарль Эдуард Жаннере,
вошедший в историю под именем Ле Корбюзье (1887—1965) — крупнейший
архитектор XX в., внесший принципиально важные архитектурные
решения, под знаком которых зодчество развивалось в
течение многих десятилетий, а от многого не отказалось и сейчас.
Ему принадлежат знаменитые пять архитектурных принципов: дом
на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера,
горизонтально-протяженные окна, свободная композиция.
Современная архитектура многое взяла у функционализма: типы
домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными
квартирами), плоские покрытия, экономичные квартиры со встроенным
оборудованием, рациональная планировка интерьеров, использование
подвижных перегородок, звукоизоляция. Удачным было
и то, что принципы функционализма можно было удачно сочетать
с национальными особенностями разных стран. Примером такого
сочетания традиций и новаторства может служить шекспировский
мемориальный театр в Стрэдфорде-на-Эвоне (архитектор
Э. Скотт, 1932). При общей композиции объемов, характерных для
функционализма, он имеет романтический и поэтический облик,
свойственный английскому зодчеству, благодаря облицовке кирпичом
разного цвета, отделке несколькими породами дерева.
Развитие техники во второй половине XX в. предоставило архитекторам
необычайное разнообразие практических возможностей и приемов.
Пространственные железобетонные конструкции в виде парабол,
эллипсов, висячих седловидных форм создают новые эстетические
образы, предварительно напряженный бетон позволяет увеличивать
пролеты перекрытий, что дает возможность строить гигантские мосты,
очень хорошо отражающих эстетику инженерных сооружений.