В архитектуре

 

Поэтому не случайно свое самое полное воплощение

модернизм нашел в архитектуре и прикладном

искусстве, тех видах искусства, которые

несут функциональную нагрузку. Ведь нигде так отчетливо не

проявились все противоречия современной эпохи, как в архитектуре.

Стихийный рост городов, численности населения, занятого в

промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного

строительства повлекли за собой переуплотнение застройки,

повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени — все

это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие

эпохи.

 

Особенно заметным и интенсивным разрушение старой структуры

городов стало после Первой мировой войны. Самым значительным

явлением новой архитектуры стал функционализм, зародившийся

в 20-е годы. в Германии и воплощенный в Баухаузе —

идеологическом, производственном и учебном центре художественной

жизни. Главой нового направления стал немецкий архитектор,

дизайнер и теоретик архитектуры Вальтер Гропиус. Большой вклад в

распространение функционализма внес Шарль Эдуард Жаннере,

вошедший в историю под именем Ле Корбюзье (1887—1965) — крупнейший

архитектор XX в., внесший принципиально важные архитектурные

решения, под знаком которых зодчество развивалось в

течение многих десятилетий, а от многого не отказалось и сейчас.

Ему принадлежат знаменитые пять архитектурных принципов: дом

на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера,

горизонтально-протяженные окна, свободная композиция.

 

Современная архитектура многое взяла у функционализма: типы

домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными

квартирами), плоские покрытия, экономичные квартиры со встроенным

оборудованием, рациональная планировка интерьеров, использование

подвижных перегородок, звукоизоляция. Удачным было

и то, что принципы функционализма можно было удачно сочетать

с национальными особенностями разных стран. Примером такого

сочетания традиций и новаторства может служить шекспировский

мемориальный театр в Стрэдфорде-на-Эвоне (архитектор

Э. Скотт, 1932). При общей композиции объемов, характерных для

функционализма, он имеет романтический и поэтический облик,

свойственный английскому зодчеству, благодаря облицовке кирпичом

разного цвета, отделке несколькими породами дерева.

 

Развитие техники во второй половине XX в. предоставило архитекторам

необычайное разнообразие практических возможностей и приемов.

Пространственные железобетонные конструкции в виде парабол,

эллипсов, висячих седловидных форм создают новые эстетические

образы, предварительно напряженный бетон позволяет увеличивать

пролеты перекрытий, что дает возможность строить гигантские мосты,

очень хорошо отражающих эстетику инженерных сооружений.