Глава 2. Коммерческое обозначение
Индивидуализация лица в гражданском обороте осуществляется не только благодаря его фирменному наименованию, но и посредством иных средств, к числу которых в последнее время добавилось еще и коммерческое обозначение.
Это понятие обязано своим появлением вступлению в силу части второй ГК РФ (ст. 1027, 1032 и др.). В настоящее время в части четвертой ГК РФ появились статьи, регулирующие правовой режим этого специфического средства индивидуализации[11].
При этом следует констатировать недостаточность положений ГК РФ в этом отношении: на сегодняшний день практически отсутствует законодательная регламентация отношений, возникающих по поводу этого средства индивидуализации.
В соответствии с положениями ст. 1538 ГК РФ юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческие организации), а также индивидуальные предприниматели могут использовать для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий (ст. 132 ГК РФ) коммерческие обозначения, не являющиеся фирменными наименованиями и не подлежащие обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц.
При этом одно и то же коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Напротив, для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
В литературе высказывалась точка зрения, что под коммерческим обозначением следует понимать закрепленное законом средство индивидуализации юридического лица, представляющее собой словесное обозначение, исключительное право на которое возникает у юридического лица либо в силу его общеизвестности, либо в силу включения в его состав в качестве элементов иных средств индивидуализации юридического лица и результатов его деятельности (фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания)[12].
Однако законодатель пошел по иному пути, приурочив коммерческое обозначение к предприятию на ходу, а не к лицу, этим имущественным комплексом владеющему.
Владелец коммерческого обозначения обладает исключительным правом на его использование в гражданском обороте.
Момент возникновения исключительного права на коммерческое обозначение прямо не определен действующим гражданским законодательством. В литературе предложено считать, что право на коммерческое обозначение должно возникать с момента фактического введения такого обозначения в гражданский оборот, которым должен признаваться первый факт использования данного обозначения в предпринимательской деятельности.
ГК РФ установил, что на территории Российской Федерации действует исключительное право на коммерческое обозначение, используемое для индивидуализации предприятия, находящегося на территории России. Исключительное право на коммерческое обозначение прекращается, если правообладатель не использует его непрерывно в течение года.
В законе установлено, что исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование. Коммерческое обозначение или отдельные элементы этого наименования могут быть использованы правообладателем в принадлежащем ему товарном знаке. Коммерческое обозначение, включенное в товарный знак, охраняется независимо от охраны товарного знака.
Не допускается также использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее. Прежде всего это продиктовано интересами потребителей и имеет целью предупредить недобросовестную конкуренцию. Некоторые авторы называют этот признак новизной, которая выражается в отличии коммерческого обозначения от охраняемых средств индивидуализации[13]
Правообладателю принадлежит исключительное право на использование коммерческого обозначения в качестве средства индивидуализации принадлежащего ему предприятия любым не противоречащим закону способом, в том числе путем указания коммерческого обозначения на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках[14], если такое обозначение обладает достаточными различительными признаками и его употребление правообладателем для индивидуализации своего предприятия является известным в пределах определенной территории. Одного лишь фактического использования коммерческого обозначения для возникновения исключительного права на него недостаточно[15], необходимо, чтобы обозначение обладало вышеуказанными признаками, о чем непосредственно сказано в п.64 постановении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 26 марта 2009 г.
Специально в законе решается вопрос о соотношении прав на коммерческое обозначение и фирменное наименование. Фирменное наименование может использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Будучи включенным в коммерческое обозначение, оно охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения[16].
Разделяю мнение авторов Шаблинского И. и Тиллинг Е. которые отмечают, что высшие судебные инстанции оставили нерешенным важный, возникающий на практике вопрос, связанный с применением положений ст. 1538 ГК РФ, в которой содержится понятие коммерческого обозначения. Из буквального толкования указанной статьи, как уже сказано выше, следует, что для использования коммерческого обозначения должны соблюдаться следующие требования: коммерческое обозначение может использоваться для индивидуализации предприятия; предприятие должно соответствовать признакам, закрепленным в ст. 132 ГК РФ.
Единых подходов по отношению применения ст. 132 ГК РФ к ст. 1538 ГК РФ не существует. Так, предприятие в значении ст. 132 ГК РФ рассматривается как объект права. Предприятием признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественный комплекс признается недвижимость, и права на предприятие как имущественный комплекс и на сделки с ним подлежат государственной регистрации. Таким образом, факт принадлежности прав на предприятие как имущественный комплекс подтверждается свидетельством о праве собственности на данное предприятие. Между тем на практике такие предприятия встречаются крайне редко.
Поэтому имеет место неоднозначное толкование этой нормы судами[17], и возникает проблема невозможности использования коммерческих обозначений юридическими лицами, которые не являются собственниками предприятий. Это связано с буквальным толкованием положений ст. 1538 ГК РФ, в которой содержится прямая привязка понятия «предприятие» к ст. 132 ГК РФ. Между тем какие-либо единые рекомендации по применению норм ст. 1538 ГК РФ на данный момент отсутствуют.
В то же время разработчики Гражданского кодекса рассматривают право на коммерческое обозначение как «право на вывеску», которое возникает в силу самого использования обозначения и не подлежит обязательной государственной регистрации[18].
Шаблинский И. и Тиллинг Е видят необходимыми в целях разрешения данного вопроса разъяснения высших судебных инстанций для обеспечения единого подхода к применению обозначенных положений статьи 1538 ГК РФ[19].