Методологическая позиция

Будет ли методология жить дальше в стиле ММК и Г.П. зависит не от того, как будет обозначено место для наследия ММК (и всех организованных Г.П. движений и подходов) в амбарах мировой и европейской культуры, а от тех, кто сможет и захочет воспроизводить и транслировать методологическую позицию. Занять эту позицию, внезапно оказавшуюся пустой, может лишь уникальный self-made man с невероятной волей, особым опытом жизненных ситуаций и форм подготовки, постоянно развертывающий и аккумулирующий техники мысли и действия. Второго Методолога, на мой взгляд, никогда не будет.

Но можно попробовать обозначить наиболее важные характеристики собственно методологической позиции, а если хорошо поработать, то и сыграть или сценировать в рамках оргдеятельностной игры (или в более широких рамках – например, рамках целой жизни) эту методологическую позицию – командой, а иногда даже индивидуально. Я почти пятнадцать лет наблюдал и анализировал работу Г.П., стремился скопировать способы его мысли и действия и все это время параллельно выстраивал свою собственную линию работ, в последние годы все чаще действуя против Учителя. Наверное, в молодые годы Г.П. был и сильнее физически, и здоровее, но что касается силы духа и интеллектуальной мощи, то они прирастали в нем до последнего тяжелого недуга. И поэтому с моей стороны это была честная игра, поскольку каждая сложная ситуация обсуждалась с ним, анализировалась, и тем самым накапливался опыт для организации следующих работ и столкновений.

Что же собой представляет такая вещь, как методологическая позиция? На схеме в центре изображена раздвоенная (или сдвоенная) фигурка, левой части которой приписывается методологическое мышление, а правой – методологическая рефлексия. Такое рисование указывает для рефлексии форму организации, а для мышления – материал, в котором оно может осуществляться.

(Рисование на схемах фигурок-позиционеров означает простую здравосмысленную процедуру – различение разных способов мысли и действия и их отчуждение от размышляющего у доски или пишущего текст.)

Методологическая позиция (господа, оставьте ваши аналогии с неразрезанными сиамскими близнецами) действует в пространстве, организованном в структуре из трех мест.

В нижнем правом углу обозначено место практик. Это означает, что обсуждаемая позиция не может быть оторвана от определенного вида практики, а деятельность, не имеющая пристроенной или надстроенной методологической позиции, практикой, в свою очередь, быть названа не может. В истории методологии на месте практик побывали: логика, психология, педагогика, лингвистика, семиотика, проектирование, оргуправление, финансы, автомобильный рэкет и много всего разного (лично для меня первой практикой сегодня является соорганизованный учебный план в локальных образовательных системах, но об этом – в других публикациях). Методологическая позиция есть неотъемлемая компонента любой и всякой практики, а практика может складываться только при условии активной эксплуатации методологической позиции. Берите любой пример на выбор: научные предметы, архитектура, педагогика...

Нововведение в любой сфере мыследеятельности появляется вследствие методологической работы и мыслительного конструирования, новой схемы идеального объекта. Это место обозначено в верхнем углу нашей схемы.

Здесь уместен вопрос: а бывают ли неметодологическая рефлексия и неметодологическое мышление? Да, конечно. Рефлексия может оформляться и в схемах интроспекции, и в социально-коммунальных схемах. Бывают такие вещи как “рефлексивная свечка” (возгонка) и много других рефлексивных чудес. Методолог хоть и верит иногда в чудеса, но рефлексию стремится оформлять мыслительно-конструктивно. Но и конструктивная работа мысли может развертываться не в материале рефлексии, а, например, в материале знаковых форм (чистое мышление). Как тренировочное упражнение – это полезно и здорово, а иногда при этом удается сотворить что-нибудь невиданное-новое (где бы только этой конструкции найти затем рефлексию, чтобы под себя подмять?).

Методологическая рефлексия работает по принципу прихватывания определенной формы: категорий, план-карт работ, понятий и других логически и пространственно проработанных схем. Поставщиком-снабженцем этих форм-схем выступают методологическое мышление, а также музей системомыследеятельностной методологии (на схеме – слева внизу). Ну, а если принять утверждение (которое представляется весьма правдоподобным), что корпус постоянно пополняемых представлений, идей СМД-методологии есть особая упаковка материала культуры, то можно говорить о его изоморфности миру содержания (по К.Попперу) или миру идей (по Платону).

Со схемы можно снять три принципа самоорганизации методологической позиции:

– принцип инструментализма и практичности;

– принцип конструктивно-мыслительного развертывания (творения новых знаков, схем мыслеформ);

– принцип заимствования и преодоления определенной культурно-нормированной формы.

На схеме не обозначено, но может домысливаться за ней (как своего рода фон или подмалевок), место ММК и СМД-движения – среда и почва произрастания методологической позиции и всех оснащающих ее идей, средств, представлений. Но СМД-движения больше не существует, а на его обломках вырастает наряду с методологической позицией много разного: конгрессы, фестивали, форумы, Академии, Ассоциации, Сети и ремесленные училища. По обломкам бродят бывшие методологи, пытающиеся за кусок хлеба с кетчупом заложить свое прошлое в философских, педагогических, психологических, культурологических, социологических и других ломбардах-НИИ.