Вопрос 29 Влияние шумов, тишины и звуков на драматургию сценария

С точки зрения звуковой драматургии различают три концепции тишины:

·Тишина, не нарушаемая ни единым звуком. Это один из наиболее эффективных способов вызвать глубокое драматическое напряжение (вспомните, как этот прием используют в цирке, где перед выполнением самого сложного трюка оркестр замолкает, и тишина с особой силой подчеркивает напряженность момента);

·Тишина, которая является основой звуковой драматургии эпизода, но прерывается короткими, одиночными звуками, чаще всего шумами. Вспомните, с какой впечатляющей силой используется этот прием в мультфильме режиссера Ф. Хитрука "История одного преступления": человек, измученный шумом, наконец засыпает в наступившей тишине. И вдруг вскакивает, разбуженный звуком капли, упавшей из крана… Этот одиночный, короткий звук, нарушающий тишину, не уничтожает ее цельность, даже наоборот, еще больше подчеркивают ее;

·И, наконец, тишина, не имеющая самостоятельной функции, являющаяся не носителем драматургического содержания, а лишь компонентом других звуковых средств. Это может быть, например, длинная пауза в музыкальном сопровождении, выразительное молчание в разговоре, необходимая "передышка" между двумя сценами, эпизодами, продуманное чередование звука и тишины.

Некоторые звуки после окончания своего звучания требуют какого-то момента тишины, некоторой паузы. Это создает более ощутимый психологический эффект, воздействует на зрителей в нужном направлении.

Речь - это звуковое выражение мыслей и чувств персонажей. Она связана с интеллектом и рациональностью.

Через интонацию, артикуляцию и лексику раскрываются темперамент, характер, мысли, эмоции, отношение к окружающим, способность к общению, жизненная позиция персонажа. Через слово устанавливаются почти все причинно-следственные связи и передается большинство пространственно-временных характеристик.

Большое влияние на развитие кино оказал человеческий голос. Речь явилась важнейшим выразительным элементом звукозрительного образа. "Речь, введенная в кинофильм в виде диалога или монолога, важна не столько как конструктивный элемент звукового ряда, сколько как акустическая форма выражения психологического содержания". Однако актерские диалоги, написанные в сценарии, служат лишь основой, материалом, из которого формируется в дальнейшем семантическая (смысловая) выразительность фильма.

Для драматурга звуковое кино - это прежде всего возможность использования человеческой речи как богатейшего выразительного средства, как незаменимого способа ведения действия для создания разговорной кинопьесы. Диалог был и в немом сценарии. Но был он в виде надписей (титров) на экране.