Социологический инструментарий. Анкета (вопросник): структура, содержание, язык. Методические правила разработки анкеты.

В каждом социологическом методе есть особые, специально созданные для него инструменты — социологический инструментарий. В инструментарий метода также входят специальные технические средства сбора данных, логико-математический аппарат обработки и анализа информации (показатели, индексы, таблицы и графики, компьютерные программы для них и прочее).

C.И.-Совокупность методических и техн. средств проведения исследования, включающая методики сбора первичных данных и различные способы анализа и представления данных.

Инструментарий социологического наблюдения.

Способы регистрации результатов наблюдения зависят от задач исследования, особенностей объекта и предмета исследования, выбранного способа наблюдения. Наиболее часто в ходе социологического наблюдения применяются следующие средства:

- карточки наблюдения ;

- дневники наблюдения;

- протоколы наблюдения;

Карточки наблюдения предназначены для фиксирования результатов наблюдения в строго стандартизированном виде, чаще всего в закодированной форме.

Анкета – (от фр. «расследование») – это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний, воплощенный в виде опросного листа, вопросника. Анкета является основным средством коммуникации при проведении опроса и одним из условий получения объективно значимых результатов в различных опросах.

Анкета- объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов,направленных на выявление качественных и количественных характеристик объекта исследования. Перевод программных вопросов исследования в анкете формируются так называемую блочную структуру анкеты: каждая анкета –оригинальная система блоков/ «батарей» вопросов,которые представляют собой результат перевода проблемы заказчика в формулировки, понятные респодентам.

Структура анкеты включает в себя несколько элементов:

титульный лист;

вводная часть;

основная часть;

социально-демографическая часть;

заключительная часть

Титульный лист, содержит название организации проводимой исследования, дату исследования, город, где проводится организация. Вводная часть представляет собой непосредственное обращение к опрашиваемому, сообщает о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании результатов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих результатов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различные виды вопросов. Основная часть содержит вопросы, направленные на получения необходимой информации, она не должна быть слишком большой (не более 30 вопросов) и не должна содержать подряд несколько вопросов, поскольку это вызывает у респондента ощущение монотонности и утомления.В социально - демографической части содержаться блоки вопросов о социально - демографических характеристиках респондента - это «паспортичка» об объективном положении и статусе опрашиваемого. Она необходима для анализа собранных данных, для оценки представительности собранных результатов, проведения сравнительных исследований и т.д.заключительная часть, здесь кратко выражается цель анкеты, выражается благодарность за заполнение анкеты, и гарантируется анонимность опрашиваемого.

необходимо перевести язык науки на вопросы, обращенные к респондентам. Существуют большие различия в научных терминах и обыденном языке людей, поэтому разные понятия могут иметь для простых людей и ученых несовпадающие интерпретации. Иногда опрашиваемый вообще не знает значения того или иного понятия . Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной речи обследуемой совокупности лиц и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов следует строить таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты у респондента сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.

При составлении анкеты важно правильно перевести ПРОГРАММНЫЕ ВОПРОСЫ в более конкретные, сконцентрированные на одну характеристику ,процесс,факт,явление,технические вопросы(АНКЕТНЫЕ). При конструировании вопроса важно соблюсти баланс между его содержанием (сто интересует социолога) и формальной(стиль ,форма, язык, на который обращают внимание респодент) сторонами.

Методические требования к анкетным вопросам :учет компетентности и информирования респодентов о предмете опроса ;учет особенностей памяти и аналитических способностей респодентов; однозначность понимания смысла вопроса ; получение искренних и достоверных ответов; отсутствие длинных формулировок ;отсутствие редко употребляемых, иностранных и узкоспециализированных слов; расшифровка таких понятий ,как МНОГО, ЧАСТО, РЕДКО и тд;недвусмысленность . при оценке трудностей восприятия конкретного вопроса учитываются сложности грамматики и лексики ,уровень ясностисмысла вопросв и возможности формирования ответа ( уровень компетентности , припоминания событий ,представления сетуации, исчисления , сравнения значительного числа событий и тд)