Лидерство в образовании
Лидерство осуществляется в определенной сфере деятельности и в конкретной социальной организации, поэтому можно говорить о том, что существуют разные профессиональные области лидерства, имеющие свою специфику (спорт, политика, бизнес, наука, образование). В каждой сфере деятельности складываются различные профессиональные ситуации, предъявляются разные требования к личным и профессиональным качествам потенциальных лидеров. Особую важность лидерство представляет для сферы образования, где возможности повышения эффективности функционирования и развития ограничены, поскольку результат деятельности не объективирован в конкретном продукте, прибыли, а представляет собой определенное субъективное качество, состояние человека.
Природа и специфика образовательного лидерства может быть рассмотрена в контексте сложившихся представлений о сущности образования и воспитания, их целях и средствах, месте обучающего и обучаемого в образовательном процессе.
Неоднозначность, нелинейность развития образования как системного объекта создают условия для проявления социальных инициатив, формирования и выдвижения лидеров. Важнейшим направлением новой педагогики должно быть инициирование собственных линий в развитии обучаемого, вытекающих из его природы, соответствие тенденций педагогической деятельности и тенденций его самоорганизующей и самосозидающей деятельности. Лидеры выстраивают образовательный процесс так, чтобы предоставить обучаемым, опираясь на их интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебном поведении и учебной деятельности, активизировать интеллектуальный потенциал обучаемых и помочь в формировании индивидуальных лидерских стратегий.
Педагогическая задача сохранения и развития активности обучаемого в учебе может решаться только на принципе автономии процесса самоутверждения обучаемого как личности, поддерживаемого механизмами саморегуляции. Наиболее эффективным механизмом саморегуляции и способом взаимодействия выступает механизм лидерства.
Лидерство как социальный механизм, обеспечивает не только упорядочение и регулирование деятельности образовательной системы, но, прежде всего, способствует более эффективному и успешному её функционированию.
Учитывая специфику образовательной деятельности, особенности современной ситуации в образовании, а также производность категории «образовательное лидерство» от более общей категории «лидерство», определим образовательное лидерство как механизм повышения эффективности деятельности в сфере образования, предполагающий личностно-профессиональную субъектность сторон, которые вступают во взаимодействие по поводу образовательной деятельности.
Соответственно, лидеры в образовании - наиболее продвинутые в личностном и профессиональном отношениях работники сферы образования, способные осуществить «прорыв» вперед как на уровне собственной личности, так и на уровне образовательного учреждения в целом.
В понимании лидерства в образовании можно выделить два подхода:
1) лидерство как высокий уровень профессионализма педагога, как профессиональная позиция педагога; лидер - самостоятельно действующий субъект педагогического процесса, имеющий свое видение этого процесса, свою технологию и стиль обучения; его пространство - содержание и формы образования, стратегия и стиль поведения в учебном коллективе.
Потребности человека не замыкаются на его профессиональной деятельности. В зависимости от опыта, ситуации и мотивационной структуры профессиональные мотивы трансформируются в потребности самовыражения и через них в необходимость лидерства в определенной сфере;
2) лидерство как руководство образованием, как управленческая позиция; лидер - представитель власти в образовании с соответствующими функциями и качествами; поле его деятельности - система образования и ее структуры.
Важным условием эффективности любой организации является лидирование руководителя в ведущем типе деятельности. Лидерство как бы дополняет собой руководство, повышая тем самым эффективность функционирования организации, производительность труда, минимизируя социальные конфликты. Исследователи лидерства эмпирическим путем определили, что возможности административного воздействия ограничены и составляют 50-60% возможной власти. Так, например, У.И. Деминг, ведущий адвокат компании «Профессионализм в управлении», высказывается еще более однозначно: 85-90% проблем любой организации связаны с отсутствием лидерства.
Лидерами в каждой из двух обозначенных позиций могут становиться как руководители в сфере образования, так и педагоги. Новое понимание педагогической деятельности, ее содержания, форм, методов является не только важной предпосылкой лидерства в образовании, но и задает его специфику. Отличительные черты образовательного лидерства состоят в следующем:
1) лидер и последователи, в отличие от более изученной политической формы лидерства, имеют непосредственные контакты между собой;
2) педагогическая деятельность предполагает полифункциональность своего субъекта (виды профессиональной деятельности: воспитательная, преподавательская, научно-методическая); поэтому образовательное лидерство – многоролевое;
3) лидерство индивидуально, тогда как в сфере политики, экономики оно отличается достаточно высоким корпоративным характером, так называемое групповое лидерство;
4) лидерскими чертами и навыками необходимо обладать не только руководителям образовательных организаций, но и иным субъектам образовательного процесса;
5) образовательное лидерство состоит не столько в действиях, направленных на утверждение собственной позиции в социальной общности, но, прежде всего, на развитие лидерских способностей и реализацию лидерских потенций у своих последователей.
Осуществление лидерства предполагает наличие у субъектов в организации, малой группе лидерского потенциала, т.е. наличие у субъекта способностей, качеств, необходимых знаний, умений и навыков для выполнения лидерской роли в образовательной организации.
Наличие у педагога комплекса профессионально-значимых и личностных качеств позволяет сделать вывод о его лидерском потенциале. Изучение лидерского потенциала предполагает рассмотрение этапов его развития: формирование – развитие – реализация.
Отсутствие лидерского потенциала у человека характеризуется тем, что он не ориентирован на лидерские формы поведения, его не привлекает статус лидера, у него отсутствует сформированный блок лидерских качеств, необходимых при современной ситуации в образовании, а также ему свойственен низкий уровень активности (субъектности) в профессиональной деятельности. Формирование (зарождение) лидерского потенциала связано с тем, что у человека формируется определенный образ лидера и лидерства в целом, он осознает свои индивидуально-психические особенности, свойства, способности и возможности, необходимые для выполнения лидерской роли, у него проявляется необходимый блок лидерских качеств. Развитие лидерского потенциала сопровождается формированием установки на лидерскую позицию в совместной жизнедеятельности; происходит оценка своей лидерской роли в эмоционально окрашенной форме (привлекает – не привлекает, нравится – не нравится). Реализация лидерского потенциала предполагает овладение лидерской ролью, практику лидерского поведения. Схематично процесс формирования и развития лидерского потенциала можно представить так:
return false">ссылка скрыта
|
| ||||||||
|
| ||||||||
|
| ||||||||
В приведенной схеме стадии логически следуют одна за другой. Это – идеальная модель развития лидерского потенциала. На самом же деле на любой из стадий может случиться остановка, когда условия социальной среды перестают стимулировать дальнейшую актуализацию лидерского потенциала человека. Поэтому на практике важна взаимосвязь объективных (социальная среда) и субъективных факторов (возраст, личные качества, личные жизненные обстоятельства) на каждом этапе становления лидера.
Лидерство невозможно выделить из той социальной среды, в которой оно осуществляется. Среда ставит лидера в некие условия, предоставляет ему возможности или, напротив, ограничивает их. Лидер преобразует окружающую его среду, он организует предметные и социальные факторы так, чтобы они служили предпосылками его действий, занятий или хотя бы им не препятствовали. Одновременно он упорядочивает свое собственное поведение в соответствии с факторами среды, адаптирует к ним свои действия.
Специфическим этапом в процессе становления лидера является период студенчества, во время которого происходит овладение основами будущей профессии, а также накопление и дальнейшее развитие профессионально-значимых и личностных качеств для лидерской деятельности.
Поэтому возможен еще один срез лидерства в образовании – обучение лидеров, подготовка личностей, ориентированных на получение «работающих» фундаментальных знаний, которые могут быть востребованы со стороны общества и способствуют продуктивной лидерской самореализации в профессиональной деятельности и в различных видах межличностных отношений.
Показатели данного вида лидерства: творческая активность, увлеченность, проявляющаяся в учебно-познавательной деятельности; наличие интереса к учебе, стремление к успеху в ней; высокая оценка собственных профессиональных знаний и умений; готовность к инновациям и новому жизненному опыту. Следует отметить, что черты лидерства у педагогов и обучаемых во многом совпадают. Это обусловлено особенностями сферы образования, где субъектностью обладают обе стороны взаимодействия.
Важной проблемой студенческого лидерства является проблема выдвижения личности в лидерскую позицию. Указанный процесс предполагает активность личности, её реализацию в форме творчества, познавательной, интеллектуальной, организаторской деятельности.
Лидерская позиция в группе как никакая другая позволяет студенту актуализировать свои способности, потенции. Степень активности определяется не только природно-биологическими задатками (высоким энергетическим потенциалом, экстравертным типом темперамента) студента, но и вузовской средой (организационной культурой, творческой атмосферой, информационными условиями, уровенем конфликтности, общим морально-эстетическим климатом).
Сформировавшаяся в обществе потребность в лидерах ставит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании качеств и навыков лидерства не только практически у всех руководителей в сфере образования, но и у педагогов. Потребность общества в новой генерации лидеров может быть удовлетворена через разработку и реализацию специальной программы подготовки лидеров, где особый акцент сделан на стимулирование тех технологий и методик обучения, в которых через предметное обучение реализуются более общие принципы развития и воспитания деятельной личности.
Вопросы для самоконтроля
- Прокомментируйте утверждение: лидерство – это универсальная потребность любой сложно организованной системы. Почему необходимо рассматривать лидерство не только как механизм саморегуляции, но и как фактор самоуправления социальной системы?
- Чем отличаются отношения в системе «лидер – последователи» от отношений в системе «руководитель – подчиненные»? Назовите общие и отличительные черты лидерства и руководства.
- Назовите несколько качеств личности, которые, на ваш взгляд, необходимы лидеру. Будут ли они равноценны в различных ситуациях, в разных типах социальных организаций (научной лаборатории, образовательном учреждении, промышленном предприятии)?
- Приведите пример проявления лидерства в образовании. Какие качества позволили педагогу занять лидирующую позицию? Определите используемый им стиль лидерства.
- Как может быть удовлетворена потребность общества и системы образования в новой генерации лидеров? Сформулируйте основные цели, содержательные блоки программы подготовки лидеров в образовании.
Литература
1. Адаир Дж. Эффективное лидерство. М.: ЭКСМО. 2003.
2. Андрюхина Л.М. Проблема стиля в психологии и педагогике. Философский анализ. Екатеринбург., 1992.
3. Беннис У., Нанус Б. Лидеры: Стратегия принятия самостоятельных решений. СПб., 1995.
4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарики. 2002.
5. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону., 1996.
6. Карлов Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М., 1996.
7. Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Дубна., 1997.
8. Максвелл Дж. Воспитай в себе лидера. М., 2002.
9. Матвеева Н.А. О соотношении инерционности и субъектности в образовании // Социс. 2002. № 3.
10. Менегетти А. Психология лидера. Пермь: «Хортон Лимитед». 1995.
11. Пищулин Н.П., Федорова М.Ю. Социология лидерства: Научные труды. М., 1997.
12. Практическое руководство для лидеров 21 века. Алма-Ата., 1996.
13. Психология и психоанализ власти. Т.1,2. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ». 1999.
14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. М.,1997.
15. Трейси Б., Шеелен Ф.М. Личность лидера. М., 2002.
16. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров. Модуль 9. М.: ИНФРА-М. 2000.
17. Шейнов В.П. Психология власти. М., 2003.
18. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб., 2003.
19. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М.: ТЕИС. 2002.