III. Изучение нового материала.

Беседа по опросам.

- Как узнают о прошлом? (отв детей)

- Человек на Земле живет уже 2,5 млн лет. Откуда же нам сегодня известно, как жили люди Древней Руси?

Оказывается, все, что нас окружает, это история - следы про­шлого. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности - вещи, изделия из разных материалов, предметы до­машней утвари, хитроумные приспособления, произведения искус­ства или просто записки, воспоминания, письма. Могут переда­ваться из уст в уста рассказы, сказки, предания, легенды, послови­цы и другие виды устного творчества людей. Все это может служить источниками исторических знаний, знаний о прошлом

своего народа.

 

На доске: вверху - табличка «Исторические источники»;

внизу - иллюстрации (см. оборудование).

- Можно ли разделить исторические источники на группы? Ес­ли да, то на какие группы вы бы их разделили? (В случае затрудне­ния учащихся помогает им учитель.)

- Историк распределил бы эти источники следующим обра­зом:

Учитель группирует картинки.

- Как назовете эти группы?

На доске: таблички «Вещественные» - слева, «Письменные» - слева.

- Все ли виды исторических источников представлены на дос­ке? Есть ли такие источники, которые нельзя показать? Вам захо­телось узнать историю своей семьи?

На доске: табличка «История семьи».

- Какие исторические источники могут вам пригодиться? фотография, медаль и другое.)

- Какими письменными источниками вы можете воспользо­ваться? (Письма, рисунки и другое.)

- как еще можно узнать о прошлом своих родителей, бабушек, дедушек, родных?(отв. детей.)

- как можно назвать такой источник?

На доске: табличка «Устные».

- где находят исторические источники далекого прошлого наших предков?(на раскопках)

- Как называют людей, занимающихся раскопками? (археологами)

Физминутка:

Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.

 

Словарная работа.

Археолог(составлены из двух греческих слов: «археос»- древний и «логос»- наука, слово

- Чем занимается наука археология?

Археология-наука, занимающаяся изучением прошлого человечества на основе

раскопок.

Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены раскопки и найденные в них предметы быта наших предков.

- ребята, осталась очень большая область, где изучают большие вещественные источники. Давайте вспомним, с какими вещественными источниками мы уже успели познакомиться(орудия труда, утварь, одежда, посуда, предметы мебели, роскоши, осветительные приборы, кроме этого, нас еще ожидают встречи со многими знакомыми.)

Сейчас попадете туда и увидите.


Вещественные и письменные

Устные, изобразительные-

Раскройтесь нам таинственные

Источники удивительные!

 

 

та