III. Изучение нового материала.
Беседа по опросам.
- Как узнают о прошлом? (отв детей)
- Человек на Земле живет уже 2,5 млн лет. Откуда же нам сегодня известно, как жили люди Древней Руси?
Оказывается, все, что нас окружает, это история - следы прошлого. Человек оставляет на земле множество свидетельств своей деятельности - вещи, изделия из разных материалов, предметы домашней утвари, хитроумные приспособления, произведения искусства или просто записки, воспоминания, письма. Могут передаваться из уст в уста рассказы, сказки, предания, легенды, пословицы и другие виды устного творчества людей. Все это может служить источниками исторических знаний, знаний о прошлом
своего народа.
На доске: вверху - табличка «Исторические источники»;
внизу - иллюстрации (см. оборудование).
- Можно ли разделить исторические источники на группы? Если да, то на какие группы вы бы их разделили? (В случае затруднения учащихся помогает им учитель.)
- Историк распределил бы эти источники следующим образом:
Учитель группирует картинки.
- Как назовете эти группы?
На доске: таблички «Вещественные» - слева, «Письменные» - слева.
- Все ли виды исторических источников представлены на доске? Есть ли такие источники, которые нельзя показать? Вам захотелось узнать историю своей семьи?
На доске: табличка «История семьи».
- Какие исторические источники могут вам пригодиться? фотография, медаль и другое.)
- Какими письменными источниками вы можете воспользоваться? (Письма, рисунки и другое.)
- как еще можно узнать о прошлом своих родителей, бабушек, дедушек, родных?(отв. детей.)
- как можно назвать такой источник?
На доске: табличка «Устные».
- где находят исторические источники далекого прошлого наших предков?(на раскопках)
- Как называют людей, занимающихся раскопками? (археологами)
Физминутка:
Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.
Словарная работа.
Археолог(составлены из двух греческих слов: «археос»- древний и «логос»- наука, слово
- Чем занимается наука археология?
Археология-наука, занимающаяся изучением прошлого человечества на основе
раскопок.
Рассмотрите иллюстрации, на которых изображены раскопки и найденные в них предметы быта наших предков.
- ребята, осталась очень большая область, где изучают большие вещественные источники. Давайте вспомним, с какими вещественными источниками мы уже успели познакомиться(орудия труда, утварь, одежда, посуда, предметы мебели, роскоши, осветительные приборы, кроме этого, нас еще ожидают встречи со многими знакомыми.)
Сейчас попадете туда и увидите.
Вещественные и письменные
Устные, изобразительные-
Раскройтесь нам таинственные
Источники удивительные!
та