В.№6 Возможность развития ГТД по тяге.

Требование развития ГТД по тяге связано с существующей в настоящее время практикой создания семейств самолетов на основе базовой модели. Как правило, после разработки базовой модели самолета создаются модификации с укороченным и удлиненным фюзеляжем, соответственно – с пониженной и повышенной пассажировместимостью, а также модификации с увеличенной дальностью полета и грузовые варианты.

Варианты базового самолета с увеличенными пассажировместимостью и дальностью полета, имеют увеличенный взлетный вес и требуют пропорционального повышения тяги двигателей для сохранения тяговооруженности и летно – технических характеристик. Поэтому конструкция базовой модели двигателя должна допускать развитие двигателя в сторону повышения тяги. При использовании самолетов на высокогорных аэродромах или в условиях постоянного жаркого климата может потребоваться расширение условий эксплуатации. Например, поддержание взлетной тяги до +450С, а не до +300С, что равносильно повышению тяги в стандартных условиях.

Повышение тяги до 10% обеспечивается без изменения конструкции двигателя. Путем регулировки САУ повышают частоту вращения турбокомпрессора (возрастает температура газа перед турбиной) в пределах существующих запасов по температуре. Форсирование двигателя осуществляется обычно после накопления определенного опыта эксплуатации базовой модели и устранения первоначальных дефектов. При необходимости могут применяться более эффективные ТЗП лопаток турбин.

Модификация двигателя с повышением тяги до 20% без изменения габаритных диаметров двигателя может повлечь за собой значительное изменение конструкции и повышение параметров. Например, может потребоваться увеличение числа подпорных ступеней, повышение расхода воздуха и степени сжатия вентилятора за счет увеличения частоты вращения ротора НД, если имеется запас по производительности вентилятора. Или возникнет необходимость перепрофилирования лопаток вентилятора, применение более жаропрочных материалов в турбине и в последних ступенях компрессора, интенсификация охлаждения турбины.

Повышение тяги свыше 20% может потребовать увеличение диаметра вентилятора для значительного повышения расхода воздуха. А это означает фактически разработку нового двигателя на базе существующего газогенератора, новой мотогондолы, реверс и т.д.

Создание модификаций ГТД различной тяги (мощности) на базе единого газогенератора рассматривается в разделе 2.5.2.