В.№11 Некоторые специфические требования к авиационным ГТД в зависимости от их применения ( незаметность в инфракрасном и радиолокационном диапазонах длин волн)

К ЛА военного назначения предъявляются требования по обеспечению низких уровней заметности в радиолокационном (РЛ) и инфракрасном (ИК) диапазонах длин волн.

Впервые концепция малой заметности ЛА и конкретные требования к уровням демаскирующих признаков в РЛ и ИК–диапазонах спектра были разработаны в США в 70-х годах прошлого столетия, и послужили толчком к развертыванию широкомасштабных работ в рамках программы «Stealth» («Стелс»). Суть концепции — самолет должен иметь минимальную заметность для систем обнаружения и наведения оружия зенитно–ракетных комплексов и истребителей–перехватчиков. Исходя из этой концепции были созданы «самолеты–невидимки» F–117A и B–2, которые находятся на вооружении ВВС США и принимали участие в боевых действиях.

При разработке требований к уровням заметности ЛА учитываются следующие факторы:

- предназначение ЛА, его цели и задачи;

- потребные летно–технические характеристики ЛА, характеристики навигационно–прицельного оборудования и вооружения;

- технический уровень систем обнаружения и наведения оружия и боевые возможности средств поражения ЛА, имеющихся на вооружении противника;

- состав и характеристики систем бортового комплекса обороны ЛА (система предупреждения об облучении и пусках ракет, системы постановки активных и пассивных помех в различных диапазонах спектра);

- имеющиеся научно–технические разработки в области техники и технологии малозаметности;

- экономический потенциал страны–разработчика.

Общие требования к уровням заметности ЛА в РЛ и ИК–диапазонах спектра включают в себя:

- перечень типов ЛА и их массовые характеристики;

- условия полета ЛА и режим работы СУ;

- диапазоны длин волн в РЛ и ИК–диапазонах спектра и потребные уровни заметности в различных угловых зонах передней и задней полусферы.

На основе общих требований к заметности ЛА устанавливаются требования к системам и элементам ЛА, формирующим его РЛ и ИК–сигнатуру. Установлены такие требования и к двигателю ЛА. Они содержат данные о требуемых уровнях РЛ–контрастности (эффективной площади рассеяния, м2) и ИК–контрастности (силе излучения, Вт/ср) двигателя в различных угловых зонах передней и задней полусферы на режимах малой заметности.