Сервисная схема страхования в туризме

Сервисная страхование в туризме наиболее привлекательно для клиентов: в случае возникновения страховой ситуации путешественник должен набрать номер диспетчерской, указанный в полисе, и специальная сервисная служба прибудет к нему для оказания медицинской, юридической, технической или любой другой помощи. Соответственно, эта служба выступает от лица страховщика, поэтому оплачивать счета не потребуется. Обычно сервисные договоры оказывают следующую помощь:

· услуги по медицинской эвакуации

· услуги по возвращению на родину для лечения

· организация визита к клиенту

· сопровождение несовершеннолетних детей

· экстренные стоматологические услуги (в большинстве случаев максимальная стоимость услуг составляет 400 и более долларов в зависимости от страны)

· юридическая консультация

· содействие при утере багажа и документов

1. Экономика туризма и рынок. Структура экономики туризма

Рынок туризма можно определить, как общественно-экономическое явление, объединяющее спрос и предложение для обеспечения процесса купли-продажи туристского продукта в данное время и в определенном месте.


При характеристике рынка туризма необходимо учитывать следующие моменты:
- Основным предметом купли-продажи являются услуги;
- Кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев, Которые обеспечивают связь спроса и предложения;
Q спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; большой замещаемостью; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
- Туристской предложение также характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме Имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.
Для более четкого понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т.п.) необходимо, по мнение известного российского специалиста В. И. Азара, принимать во внимание отношения субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемость). Влияние субституции тем ощутимее, чем большее число заменителей имеет и или иная Туристская услуга. Комплементарности проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг (например, транспортных) автоматически приводить к необходимости покупки целого комплекса других (услуг питания, развлечений и т.д.).
Как и всякий другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существует достаточно много признаков классификации туристского рынка. Отметим Лишь наиболее важные, Которые Имеют первостепенное значение для маркетинговых исследований.
По отношении к определенному району (например, регион, страна или группа стран) можно выделить следующие рынки:
- Рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района по этому району;
- Рынок въездного туризма, включающий путешествия по какому-либо района лиц, не являющихся его жителями;
- Рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей какого-либо района в другой район.
Если под районом подразумевается страна, то можно по-разному сочетать термины «внутренний» и «Въездной туризм», получая следующие виды рынков туризма (рис. 6.1):
- Рынок туризма в пределах страны, включающий внутренний и Въездной туризм
- Рынок национального туризма, охватывающий внутренний туризм и выездной туризм
- Рынок международного туризма, состоящий из въездного и выездного туризма.
Важна также классификация по другим признакам.
В зависимости от цели путешествия выделяют рынки туризма:
- Рекреационного;
- Делового;
- Научного;
- Культурно-познавательного;
- Религиозного; Q этнического.
В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного туризма и неорганизованного.
По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.
В зависимости от способа передвижения различают рынки туризма:
- Пешеходного;
- Железнодорожного;
- Авиационно;
- Морского и речного;
- Автомобильного.
Практически каждый из перечисленных туристских рынков также неоднороден. Так, например, рынок делового туризма включает поездки делегаций или отдельных лиц для участия в переговорах, совещаниях, с целью посещения выставок и ярмарок. Еще одной разновидностью делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. По своему характеру они приближаются к познавательным поездки, но специальная программа посещения РАЗЛИчНЫХ объектов и предприятий, а также однородный состав участников предопределяют целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность делового туризма.
Перечисленные классификационные группировки туристских рынков НЕ исчерпывают всего их разнообразия. Так, самостоятельными можно, например, считать рынки экологического, семейного, приключенческий туризма.
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:
- Целевой, т.е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовывать Свои цели;
- Бесплодный, т.е. рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;
- Основной, т.е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;
- Дополнительный, т.е. рынок, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
- Растущий, т.е. рынок, имеющий реальные возможности для роста объема продаж;
- Прослоенный, т.е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превращения в активный рынок при определенных условиях (однако может стать и бесплодными рынком).

 

2.Туризм и эффективность функционирования экономики

Эффективность в общем понятии означает получение какого-то определенного эффекта, то есть действенность результата.

Экономическая эффективность - это процесс хозяйствования, результат которого выражается определенной выгодой, достигнутой при определенных затратах денежных, материальных, информационных ресурсов и рабочей силы.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТУРИЗМА означает получение выигрыша (экономического эффекта), от:

организации туризма в масштабах государства;

туристского обслуживания населения региона;

производственно-обслуживающего процесса туристской фирмы.

Экономическая эффективность туризма является составным элементом общей эффективности общественного труда и выражается определенными критериями и показателями.

Под критерием следует понимать основное требование к оценке правильности решения поставленной задачи. Необходимость критерия возникает потому, что следует четко определить, с каких позиций следует подходить к расчету эффективности производственно-обслуживающего процесса туризма.

Общественное производство функционирует в интересах всего общества, поэтому его эффективность следует оценивать исходя из степени достижения целей общества.

В соответствии с теорией оптимального функционирования экономики эффективность на отдельном "участке" должна оцениваться с позиций общего эффекта, то есть частные критерии эффективности должны соответствовать глобальному критерию, "вытекать" из него.

Общий критерий эффективности общественного производства заключается в достижении в интересах общества наибольших результатов при наименьших затратах средств и рабочей силы.

Проблемы эффективности туризма целесообразно рассматривать с помощью системного подхода.

Системный подход предполагает установление разных критериев и показателей для разных уровней управления и определенную иерархию целей и соответственно им критериев эффективности.

Туризм непосредственно участвует в создании национального дохода страны.

Доля туризма в национальном доходе составляет: в Германии - 4,6%, в Швейцарии - 10%. Совокупный вклад туризма в экономику страны включает как прямой, так и косвенный вклад.

Прямое влияние туризма на экономику страны (региона) - это результат расходов туриста на покупку услуг и товаров туризма. Деньги, потраченные туристами в месте пребывания, создают доход, который приводит к цепной реакции: расходы - доходы - расходы - доходы и т.д.

Этот процесс означает косвенное влияние туризма на экономику страны (региона). Туризм генерирует вторичный спрос на товары и услуги. Косвенный вклад туризма в экономику страны проявляется в эффекте повторения затрат туристов на покупку услуг и товаров в определенное время и в определенном месте. Этот эффект называется "эффект мультипликации" или "мультипликатор".

Мультипликатор - это соотношение отклонения от равновесного чистого национального продукта (валового национального продукта за вычетом отчислений на потребление капитала) и исходного изменения в расходах на инвестиции, вызвавшего данное изменение реального чистого национального продукта.

Действие мультипликатора доходов от туризма покажем на следующем условном примере. Группа иностранных туристов тратит в одном из регионов России на услуги туристской фирмы и на покупку товаров и услуг у других предприятий определенную сумму.

Доход - это выручка фирмы и предприятий от продажи туристам услуг и товаров. Доход региона - это налоги, полученные из этой выручки и оставляемые в распоряжение региона.

Деньги туристов начинают полностью работать на экономику региона, когда туристская фирма покупает местные (региональные) товары и услуги. Продавцы этих товаров и услуг, получив деньги от туристов, выплачивают из них заработную плату своим работникам, которые, в свою очередь, тратят их на покупку товаров и оплату услуг и т.д.

Экономический эффект от развития туризма в регионе проявляется прежде всего в создании дополнительных рабочих мест в туристской индустрии, повышении занятости населения, а также в стимулировании развития слабых в экономическом отношении регионов.

Качество рабочих мест в туристской индустрии имеет свои особенности, к которым относятся:

сезонный характер занятости в туристском обслуживании населения;

значительный удельный вес работников, занятых неполный рабочий день;

большой удельный вес низко квалифицированного физического труда;

ограниченные возможности автоматизации и компьютеризации рабочих мест в туристской индустрии (особенно в гостиничном и ресторанном хозяйствах).

Развитие туристской индустрии в регионе и повышение качества туристского обслуживания являются дополнительным источником формирования доходной части территориального бюджета.

Создание предприятий туристской индустрии в удаленных малонаселенных и индустриально слаборазвитых регионах, но представляющих интерес для туристов (из-за красивого ландшафта, богатых охотничьих угодий, мест, удобных для занятий спортом, и т.п.) способствует развитию таких регионов.

Экономические показатели развития туризма

Становление и развитие туризма как отрасли характеризуются системой определенных экономических показателей, которые отражают количественный объем реализации туристских услуг и их качественную сторону, а также экономические показатели производственно-обслуживающей деятельности туристских хозяйствующих субъектов.

Система показателей развития туризма включает:

объем туристского потока;

состояние и развитие материально-технической базы;

показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы;

показатели развития международ

Отдельно выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма. К ним относятся:

количество туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);

количество туродней по иностранным туристам;

суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

Развитие туризма для каждой страны (региона) имеет как преимущества, так и недостатки.

Преимущества проявляются в следующем:

увеличивается денежный поток в регион, в том числе приток иностранной валюты;

растет валовой национальный продукт;

создают новые рабочие места;

реформируется структура отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением;

привлекается капитал, в том числе иностранный. Недостатки развития туризма проявляются атом, что туризм:

влияет на рост цен на местные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы, на недвижимость и т.д.;

способствует оттоку денег за границу при туристском импорте;

вызывает экологические и социальные проблемы. Бесконтрольное развитие туризма может негативно повлиять на экологическую обстановку в стране, изменить стиль жизни коренного населения.

 

1.Туристский спрос. Закон спроса в туризме.

Спрос – это количество любого продукта или услуги, которое потребители хотят и могут купить по определенной цене за определенный период времени. Спрос характеризуется обратно пропорциональной зависимостью между количеством продукта и ценой: чем ниже цена продукта, тем выше спрос, и наоборот. Туристский спрос – это общее количество людей, которые путешествуют или желают путешествовать, пользуются туристским оборудованием и услугами за пределами традиционного места жительства. Туристский спрос включает в себя три основные элемента: 1) действительный (или фактический) спрос; 2) скрытый спрос (потенциальный и откладываемый); 3) нулевой спрос.

Закон спроса гласит: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса при неизменности всех прочих параметров (качества и т.д.), и, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. Степень чувствительности потребителей к изменению цены на продукты есть эластичность спроса.

Для спроса на некоторые продукты характерна относительная чувствительность потребителей к изменению цены: небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции. Спрос на такие продукты эластичен. Однако есть продукты, в отношении которых потребители относительно нечутки к изменению цен на них: существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве покупок. Этот спрос – неэластичен.

Степень ценовой эластичности (неэластичности) спроса измеряют с помощью коэффициента (Ed):

 

,

 

где Ed – коэффициент эластичности спроса; ∆Q – изменение количества спрашиваемого продукта; ∆P – изменение цены на этот продукт.

Когда спрос эластичен, коэффициент эластичности всегда будет больше единицы, и наоборот, при неэластичном спросе коэффициент всегда будет меньше единицы.

Спрос в туризме крайне эластичен. К факторам, влияющим на коэффициент эластичности, относят: заменяемость, удельный вес в доходе потребителя, фактор времени и др.

Спрос меняется под воздействием следующих факторов:

– потребительские вкусы;

– число туристов;

– доход потенциальных туристов;

– цены на сопряженные туры (услуги);

– потребительские ожидания;

– сезонность;

– и др.

Таким образом, туристский спрос не является постоянной величиной, он постоянно изменяется под воздействием огромного числа факторов.

 

 

2.Организация финансовых отношений в туризме.

Функционирование экономического механизма в туризме зависит от:

1) развития финансовых отношений;

2) организации финансового механизма.

Как известно сущность и функции финансов являются общими для всех отраслей экономики. Однако специфика туризма определяет особенности сущности финансов и функционирования финансового механизма.

Финансы туристской фирмы — это финансы хозяйствующего субъекта. В задачи турфирмы входит формирование денежных фондов и их использование в целях осуществления своей производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости. В ходе производственно-обслуживающего процесса возникают многочисленные финансовые отношения: турагентa с туроператором, турагента с другим турагентом, турфирмы с органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг, турфирмы со своими работниками, турфирмы с банковской системой, турфирмы с бюджетом и внебюджетными фондами, с налоговой службой и многие другие.

Для туризма характерны следующие особенности:

1.Особая схема кругооборота оборотных средств. Это обусловлено следующим: во-первых, объектом деятельности туризма является человек (турист), спрос которого зависит от его вкусов и интересов, во-вторых, в туризме процессы производства, реализации и организации потребления турпродукта соединены в единый производственно-обслуживающий процесс;

2.Особенности кругооборота оборотных средств в туризме. Как показывают проведенные исследования в среднем оборачиваемость оборотных средств в туризме выше, чем на заводе или в магазине, торгующем промышленными товарами, но ниже, чем в продовольственных магазинах и на базах.

3.Состав и структура финансовых ресурсов. Состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке. Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка. Это объясняется тем, что между моментом продажи и актом потребления турпродукта имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются за несколько месяцев до начала отдыха, поэтому одновременно возникает кредиторская и дебиторская задолженность у турагентов и туроператоров.

4. Состав и структура источников финансовых ресурсов. В основном финансирование проводится за счет привлеченных средств (более 2/3) и частично - за счет собственных. Отсутствие заемных средств, связано с тем, что турфирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги. Среди полученных средств основная доля (50 % и более) приходится на кредиторскую задолженность.

5. Туристские фирмы не пользуются кредитованием под оборотные средства, так как источник финансовых ресурсов туристской фирмы - собственные и привлеченные средства.

Привлеченные средства постоянно находятся в распоряжении турфирмы, и она пользуется ими бесплатно на долговременной основе, поэтому их можно приравнять к собственным средствам. Потребность в заемных средствах у турфирмы возникает при кредитовании инвестиций, необходимых для строительства гостиниц, приобретения автобусов и т. д.

6.Формирование цены на продукцию туризма. Расчет цены на турпродукт производится на основе нормативной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их финансовом положении.

Для современного этапа развития туристского рынка характерны следующие тенденции. Во-первых, подверженность рынка влиянию политических и экономических факторов, во-вторых, способность его к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке как в России, так и за рубежом. В последнее время со стороны иностранных граждан растет спрос на поездки в российские регионы с целью паломнического, этнического (родственного), экскурсионного и экологического туризма. Российские регионы предлагают широкий спектр самых разнообразных и нетрадиционных видов туризма, аналогов которым на мировом туристском рынке нет. На развитие современного туристского рынка оказывают влияние следующие факторы:

-за последние 10 лет сокращение рабочей недели значительно замедлилось, поскольку в мировой экономике обострилась конкурентная борьба. В результате рабочее время стало более гибким, а занятость и пенсионное обеспечение – менее гарантированными;

-рабочая нагрузка увеличивается, а время для отдыха постоянно сокращается, качество жизни снижается. Компании вынуждены минимизировать свои рабочие издержки, из которых отпуска и пенсии являются самыми дорогостоящими;

-высокий уровень технологий делает работодателей менее зависимыми от персонала, что вынуждает рабочих и служащих трудиться дольше и в менее благоприятных условиях, чтобы сохранить свои рабочие места.

В ходе исследования тенденций развития отпускного времени, проведенного в 18 странах, в которых осуществляется 73 % всех расходов на туризм в мире, был сделан вывод о том, что влияние этих тенденций на мировой туризм будет весьма значительным. И хотя спрос на отдых вряд ли ослабеет, сокращение отпускного времени будет происходить все более быстрыми темпами. Отпуска будут длиться по 3-4 дня, включая выходные, но увеличится их частота, поскольку людям потребуются более интенсивные перерывы на отдых.

Естественно, что все эти тенденции оказывают определенное влияние на развитие туристской отрасли, затрагивая и экономические аспекты развития туризма. Анализ экономических аспектов развития туристской отрасли позволяет сделать следующие выводы:

1. Туризм обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития. Но он не является решением всех экономических проблем. Необходимо приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание не только социальные выгоды, но и все издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих.

2. Система показателей развития туризма для региона (страны) включает: объем туристского потока; средние туристские расходы в сутки; состояние и развитие материально-технической базы; показатели финансово-экономической деятельности туристской фирмы; показатели развития международного туризма.

3. Россия недостаточно эффективно защищает свои интересы на мировом рынке торговли туруслугами, так как развитие въездного и внутреннего туризма в нашей стране - на довольно низком уровне. Но намечаются и положительные тенденции. В настоящий период, когда российский рубль падает по отношению к доллару и другим валютам, доллар в России имеет большую покупательную способность, чем где-либо еще, что привлекает иностранных туристов и способствует повышению туристского экспорта и увеличению валового национального продукта. Особый спрос вызывают такие виды туризма, как паломнический, экскурсионный и экологический. Кроме того, зарубежные поездки для наших граждан стали не столь доступны, и россияне обратились к внутренним путешествиям по своей стране.

4. Особенностью функционирования закона предложения на российском рынке является то, что при повышении цены на товары в общем и туристский продукт в частности предложение не увеличивается, а напротив, снижается, следовательно, кривая предложения стремится вниз. Это явление получило название «российского парадокса». Кризис августа 1998 г. повлек за собой в среднем трехкратное повышение цен, в то же время он разорил многих предпринимателей и сократил предложение туристского продукта.

5. В России, в отличие от многих других стран, спрос не эластичен по цене, т. е. по статистике цены растут более быстрыми темпами, чем уменьшается спрос на туруслуги.

6. Туризм приобретает все большее значение в стимулировании слабых в структурном отношении регионов. Создание туристских предприятий в удаленных и индустриально слабо развитых районах частично нейтрализует такие негативные последствия прогресса, как отток населения в городские агломерации, сокращение обрабатываемых сельскохозяйственных угодий, разрушение традиционного уклада жизни сельского населения.

7. Величина цены на турпродукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на него. Поскольку спрос на туруслуги имеет сезонный характер, применяется сезонная дифференциация цен и тарифов.

8. Задачами туристской фирмы являются формирование денежных фондов и их использование на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления производственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

Анализ практического опыта развитых в сфере туризма стран позволяет сделать следующие рекомендации, которые должны помочь дальнейшему развитию туристской отрасли в России в современных рыночных условиях:

• государственным органам применять системный подход к решению проблем туристского комплекса страны, позволяющий выявить и стимулировать те формы туризма, которые приносили бы всем участникам - туристам, турпредприятиям, населению турцентра - возможно большую экономическую пользу при одновременной минимизации недостатков затрат, будь они экономического, экологического или социального характера, а также создавать и реализовывать комплексные государственные программы регионального развития;

• разработать методику учета и расчета вклада туристского комплекса в экономику страны;

• сокращать расходы государства на региональные комитеты по туризму по примеру Франции, где государственные офисы по туризму получают 60 % средств из бюджета, а 40 % должны зарабатывать сами для рекламы, участия в выставках и других целей;

• турфирмам разрабатывать, продвигать на рынке и реализовывать короткие туры на выходные дни;

• обратить особое внимание на развитие материально-технической базы туристских регионов;

• в связи с интернационализацией и интеграцией международной туристской индустрии использовать международные стандарты страхования, ценообразования и качества туристского обслуживания с учетом национальной специфики российского рынка.

1.Туристское предложение. Закон предложения в туризме.

Туристическое предложение в общем виде является объектом туризма. Это означает, что в туристической предложения принадлежит все, что может быть использовано для удовлетворения туристического спроса: гостиницы, рестораны, заведения развлекательного характера, климат, ландшафт и т.д.. Таким образом,туристическое предложение охватывает различные элементы, с целью оптимизации управления необходимо систематизировать.

Туристическое предложение - это совокупность услуг и продуктов, которые подаются на рассмотрение клиента, желающего осуществить туристическое путешествие.


Объектом туристического предложения является потребитель - турист. Поэтому при планировании иразработке пакета услуг необходимо выяснить реальные потребности туриста и ориентировать на нихпредложение.

Туристическое предложение должна быть достоверной и правдивой, поскольку в дальнейшем при осуществлении путешествия турист будет обязательно сравнивать увиденное в турагентстве и в реальности. Степень соответствия рекламируемого и реального должно быть максимальным, поскольку другой вариант разочарует туриста.

Туристическое предложение состоит из первичной (потенциальной) и производной (производственной) предложения.


Первичная (потенциальная) предложение интересно для туристов своей естественной полезностью и создается не только для туристических целей. ее определяют такие составляющие:

- Природные особенности страны (географическое положение, климат, топография, растительный и животный мир);

- Социально-культурные факторы (культура, традиции и обычаи, сооружения мирового значения, гостеприимство);

- Общая инфраструктура (пути сообщения, коммуникации газо-, водо-и электроснабжения, очистные сооружения, учреждения культуры и досуга).

Производная (производственная) предложение состоит из элементов, которые создаются исключительно для туристического использования. В составе туристического предложения можно выделить туристическую инфраструктуру и туристическую супраструктуры.

Туристическая инфраструктура - совокупность объектов, обеспечивающих отдых и развлечения туристов.Она обусловлена ​​развитием туризма и имеет много общего с общей инфраструктурой (первичной предложением): если в определенной местности постоянно отдыхают туристы, то мощности систем, рассчитанных на обеспечение жизнедеятельности только местного населения, на всех не хватит.

Туристическая супраструктура - это совокупность хозяйственных и культурно-исторических объектов, которые дополняют туристическую инфраструктуру, расположены на туристической территории и повышают уровень удовлетворения туриста от путешествия.

Отнесение предложения к первичной или производной основывается на том, какие особенности, пригодны для использования в туризме, уже имеющиеся, которые необходимо создать для привлечения туристов.

Важную роль в стратегическом планировании в туристической индустрии играет понимание жизненного цикла туристического продукта (выход на рынок, рост, зрелость, насыщение, упадок), что определяет его привлекательность. В связи с быстрыми изменениями образа жизни людей и технологическим развитием жизненный цикл отдельных туристических продуктов стал короче, чем был раньше. Каждый этап жизненного цикла также предусматривает определенные задания для развития туристического предложения.

1. Этап выведения продукта на рынок характеризуется высокими расходами (расходы на стимулирование спроса - рекламу новой услуги), медленным ростом объемов продаж. На первом этапе жизненного цикла турпродукта случается большое количество неудач, ведь наряду со значительными затратами на внедрение турпродукта на рынке, прибыли еще нет.

2. Этап роста характеризуется ростом прибыли и сбыта, если новинка пользуется спросом на рынке.Однако рост прибыли может сделать рынок привлекательным для конкурентов. Расходы турфирмы на стимулирование спроса остаются высокими, но акцент должен делаться на мотивацию целенаправленного выбора и покупки комплекса туристических услуг, а не мотивацию туриста в приобретении тура. Благодаря увеличению объемов продаж цены на турпродукт могут снизиться.

3. Этап зрелости - этап реализации зрелого продукта, то есть такого, который прочно закрепился на рынке.Темпы его сбыта могут продолжать увеличиваться, но медленнее, чем на предыдущем этапе. Турфирмы пытаются найти способы удержать свою долю на рынке. Горнолыжные курорты наиболее удачным примером зрелого продукта. После нескольких лет увеличение темпов сбыта тур-продукта рост продаж постепенно замедляется, курорты реализуют попытки сохранить свою долю на рынке, диверсифицировать предложение (например, путем альтернативного туризма).

4. Этап насыщения характеризуется наибольшими объемами продаж, продукт максимально проникает на рынок. Массовое производство и предоставление услуги, использование новых технологий работы с потребителями, активизация рекламной деятельности дают возможность снизить уровень цен и сделать турпродукт наиболее доступным.

5. Этап упадка характеризуется уменьшением спроса на продукт. Одни турпродукты находятся на этапе насыщения в течение нескольких лет, а другие со временем устаревают и на рынок выводятся новые.Учитывая то, как спадает спрос, снижаются и затраты на рекламу. Следовательно, фирмы, которые не выдерживают конкуренции, вынуждены уходить с рынка.

Для многих туристических предложений характерен переход от этапа упадка к этапу роста, что может быть обусловлено экономическим развитием территории, улучшением экологии, переориентацией на другие категории туристов и другими факторами.

Следовательно, предложение фирм должна быть рассчитана на широкий круг потребителей с разным уровнем дохода с целью охватить как можно большую долю рынка. Поэтому планирование продукта должно осуществляться с учетом ожиданий потребителей. Создание "правильного продукта" - задача нелегкая, потому что потребности, требования и желания потребителя постоянно изменяются; конкуренция тоже влияет на жизненный цикл продукта - успешные продукты могут оказаться на этапе упадка или умирают.

"Традиционный" продукт (стандартные туристические пакеты) является мало-эластичной предложением.Современные условия предъявляют к нему целый ряд замечаний:

- Часто труднодоступный (во времени, финансово, информационно);

- Недостаточно разнообразен (во Флориде предлагают то же, что и в Средиземноморье или Полинезии);

- Массовый;

- Приобретает стандартных рис ("3 S", зимой - поход в горы, летом отдых на море).

Определяя тенденции на будущее, следует отметить, что, очевидно, продукт будет не таким простым для определения. Специалисты отмечают, что он будет интегрированным как по вертикали (производители, посредники, продавцы), так и по горизонтали (поставщики отдельных частей) - так называемая диагональная интеграция.


Конечно, нет единого правильного прогноза изменений в туристической предложения. Как отмечают специалисты, изменения могут происходить как в направлении от "одного продукта для ста человек" до "стапродуктов для одного человека" или базис будет избран идею устойчивого развития или "кибертуризму",который реализуется лежа на диване "(следовательно, и киберпродукту , который потребляется в виртуальной реальности).

2.Олигополистическая взаимосвязь и координация, ценовая дискриминация в туризме.

Характерной особенностью олигополии является высокая степень

взаимозависимости и координации действий, поскольку число предприятий в отрасли настолько ограниченно, что каждое из них при принятии решений по ценам и объему производства вынуждено принимать во внимание реакцию конкурентов.

При скоординированном поведении фирмы - олигополисты учитывают и согласовывают рыночную стратегию и тактику.

Речь идет о разделе рынка, о единой ценовой политике, об образовании картелей и негласных соглашений или о простом следовании за ценовым лидером. Скоординированное поведение олигополии приближает ее к чистой монополии.

Нескоординированное поведение одной фирмы может привести при их небольшом количестве в отрасли к ценовой войне и постепенному вытеснению конкурентов из олигополистической отрасли. Такое поведение, правда, может себе позволить не всякая фирма.

Если доля фирмы составляет треть рынка, то ответная реакция скоординировавших свои действия остальных фирм приведет к ее же вытеснению из отрасли. Поэтому такую стратегию может осуществлять только ведущая фирма, которая контролирует больше чем половину рынка. Взаимосвязь и координация в олигополии очень тесно связаны с политикой ценообразования.

1.Эластичность спроса. Эластичность предложения.

Эластичность - степень реагирования одной переменной величины в ответ на изменение другой, связанной с первой величиной.

Понятие "эластичность" ввел в экономическую литературу А. Маршалл (Великобритания), его идеи были развиты Дж. Хиксом (Великобритания), П. Самуэльсоном (США) и др.

Способность одной экономической переменной реагировать на изменение другой может быть проиллюстрирована различными методами, исходя из выбранных единиц измерения. В целях унификации выбора единиц измерения используется метод измерения в процентах.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности - это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Виды эластичности. Выделяют следующие виды эластичности:

· эластичность спроса по цене;

· эластичность спроса по доходу;

· эластичность предложения по цене;

· перекрестная эластичность спроса по цене;

· точечная эластичность спроса;

· дуговая эластичность спроса;

· эластичность соотношения цен и заработной платы;

· эластичность технического замещения;

· эластичность прямой линии.

Формы эластичности. Эластичность спроса по цене выступает в следующих основных формах:

· эластичный спрос (ED > 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в большей степени, чем цены. Например, рост цены на 1% вызывает снижение величины спроса на 4%;

· неэластичный спрос (ED < 1). Ситуация, при которой величина спроса изменяется в меньшей степени, чем цена. Например, рост цены на 1% приводит к снижению спроса лишь на 0,3%;

· единичная эластичность спроса (ED =1). Она возникает в том случае, когда на каждый 1% изменения цены количество спроса изменяется на 1%;

· совершенно эластичный спрос (ED = ~). Ситуация, при которой величина спроса бесконечно изменяется при малом изменении цены. В этом случае кривая спроса строго горизонтальна;

· совершенно неэластичный спрос (ED = 0). Ситуация, при которой величина спроса абсолютно не меняется при изменении цены. Такой спрос представлен вертикальной кривой спроса.

Деление эластичности на указанные формы достаточно условно, поскольку разные блага имеют разный коэффициент эластичности. Так, основные продукты питания имеют низкую эластичность спроса по цене. А предметы роскоши, наоборот, обладают более высокой эластичностью по цене. Эластичность может изменяться в зависимости от фактора времени, от групп населения, от наличия товаров-субститутов.

Нельзя отождествлять эластичность и наклон кривой спроса, ибо это разные понятия. Различия между ними можно проиллюстрировать на эластичности прямой линии спроса (рис. 13.1).

На рис. 13.1 мы видим, что прямая линия спроса в каждой точке имеет одинаковый наклон. Однако выше середины спрос эластичный, ниже середины спрос неэластичный. В точке, расположенной посередине, эластичность спроса равна единице.

Об эластичности спроса можно судить по наклону только вертикальной или горизонтальной линии.

 

2. Цена и ценообразование в туризме. Олигополистическое ценообразование.

Ценообразование в туризме – это процесс установления цены на конкретный туристский продукт или услугу, где цена – это денежное выражение стоимости туристских услуг. Уровень цены определяет величину прибыли, конкурентоспособность и финансовую устойчивость компании.

Ценообразование в туристской отрасли имеет несколько особенностей.

1. Устойчивость спроса на туристские услуги зависит от индивидуальных особенностей потребителя, поэтому при установлении цен на услуги следует учитывать следующий психологический момент: цена не должна вызывать отрицательных эмоций у потенциальных покупателей.

2. Процессы производства, реализации и потребления услуг совпадают во времени, поэтому в отрасли туризма применяется сезонная дифференциация цен; спрос и соответственно цены на услуги носят ярко выраженный сезонный характер.

3. Туристские услуги реализуются как на внутреннем, так и на внешнем рынке, поэтому при оценке качества и стандартизации принимаются во внимание международные требования.

4. Цены на продукт должны включать потребительские стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму (например, исторические памятники, природные заповедники) или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, пещеры).

Цена на туристский продукт определяется стоимостью отдельных туристских услуг и потребительским спросом на них, что, в свою очередь, зависит от ряда факторов: класса обслуживания, вида транспорта, формы обслуживания (индивидуальной или групповой), конъюнктуры рынка услуг, сезонности, эффективности рекламных мероприятий и др.

Структуру цены на туристский продукт можно представить следующими элементами:

  • себестоимость туристской услуги;
  • косвенные налоги по отдельным видам деятельности;
  • прибыль туристской организации;
  • скидки для отдельных групп туристов;
  • надбавка или скидка (комиссионное вознаграждение) в пользу посредника.

Основу цены туристской услуги составляет себестоимость, которая характеризует текущие издержки туристской организации на производство и реализацию услуг. В туристическом бизнесе доля затрат в цене услуг, как правило, составляет 80-85%. Любая организация стремится к тому, чтобы полностью возместить затраты, связанные с выпуском услуг, и получить достаточную прибыль. Прибыль обеспечивает финансирование текущих расходов и развитие фирмы.

В практической деятельности каждая туристическая компания определяет и систематически корректирует уровень цен на предоставляемые услуги, то есть формирует оптимальную ценовую политику.

Компания, оказывающая туристические услуги выбирает ту или иную стратегию, учитывающую интересы самой фирмы. Во многом выбор зависит от того, предлагает ли организация на рынке новую или традиционную услугу.

Таким образом, именно от ценовой стратегии туристической фирмы в конечном счете зависят достигнутые коммерческие результаты, а правильно выбранная ценовая политика оказывает долговременное и решающее значение как на конкурентоспособность туристских продуктов, так и на деятельность фирмы в целом.

Поведение фирм на олигополистических рынках является конкурентным. В борьбе за прибыль и увеличение своей доли на рынке используется контроль над ценами, реклама и установление величины выпуска. Немногочисленность конкурентов в условиях олигополии заставляет фирмы считаться с реакцией друг друга на свои решения.

Для рассмотрения вопроса олигополистического ценообразования важны следующие черты олигополистического рынка:

1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.

2. По крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.

3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры.

Сознательное соперничество фирм порождает олигополистические ценовые войны. Ценовая политика любой фирмы на рынке зависит от рыночного спроса на ее продукцию и от того, как представляет себе фирма реакцию конкурентов на ее ценовую политику. Каждая фирма, стремясь максимизировать прибыль, предполагает, что ее конкуренты выберут определенную цену данной продукции и будут твердо придерживаться своего решения, и, если фирма снизит свои цены, то конкуренты не будут в ответ снижать свои цены.

 

1.Туристский кругооборот.

Туристский кругооборот - это система экономических и юридических (гражданско-правовых) отношений, возникающая между туристом и туристской фирмой и показывающая направления движения туристских потоков туристского продукта, инвестиций в развитие туризма и денежных поступлений в бюджет от доходов туристской деятельности.

Туристский кругооборот осуществляется по следующей схеме (рис. 3.3):

1 - турист платит турфирме деньги за турпутевку;
2 - турфирма выдает туристу турпутевку;
3 - турист обменивает турпутевку на турпродукт, т. е. на конкретные услуги туризма;
4 - в процессе реализации турпродукта турист получает туристские впечатления, т. е. происходит процесс косвенного возврата туристу его денег;
5 - турфирма производит инвестиции в развитие туристского рынка, туристской индустрии и на создание новых видов тур-продукта;
6 - турфирма получает новые виды турпродукта;
7 - турфирма платит налоги и различные сборы в бюджет.


Рис. 3.3. Схема туристского кругооборота

(.................... - потоки туристского продукта;
––––––––––→ - денежные потоки)

Функционирование туристского рынка и связанных с ним предприятий туристской индустрии имеет явно выраженный сезонный характер. На сезонность в туризме влияют различные факторы.

К первичным факторам сезонности функционирования туристского рынка относятся природно-климатические.

К вторичным факторам относятся:

1) экономические - структура потребления товаров и услуг, формирование платежеспособности спроса посредством предложения;
2) наличие свободного времени;
3) демографические - дифференцированный спрос по половозрастному составу и другим признакам;
4) психологические - традиции, вкусы, мода;
5) технологические - связанные с комплексным предоставлением качественных услуг.

Следовательно, в процессе анализа и планирования объема реализуемых услуг туристской фирмы необходимо учитывать закономерность отклонения показателей отдельных месяцев от среднегодовых показателей. Эти расчеты производятся на основе коэффициента сезонности, который представляет собой процентное соотношение средних месячных уровней за ряд лет к среднемесячному объему реализованных услуг за весь расчетный период:

У1 -средний уровень объема реализованных услуг отдельного месяца, у.е.;
у -среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период, у.е.

Расчеты следует производить за ряд лет, не менее трех последних.

В качестве примера рассчитаем коэффициент сезонности выручки от реализации туристского продукта в Тверском регионе "за январь. Предположим, что среднемесячный объем реализованных услуг за расчетный период составляет 20 тыс. у. е. Средний уровень выручки за январь расчетного периода равен 9,8 тыс. у. е. Тогда коэффициент сезонности для января рассчитывается следующим образом:

(9,8 / 20) х 100% = 49%

т.е. отклонение от среднего уровня объема реализованных услуг в январе составляет 49 %.

Сезонность туризма влияет на структуру занятости работников в туристской индустрии, особенностями которой являются:

1) значительный удельный вес неполной занятости;
2) сезонные колебания объема занятости и трудовой нагрузки;
3) низкий удельный вес квалифицированного персонала;
4) ограниченные возможности профессионального роста;
5) значительный удельный вес женского труда.

Для успешного ведения туристской деятельности фирмам нецелесообразно распылять свои усилия, а рекомендуется сосредоточиться на определенном круге потребителей туристского продукта и строить свою политику поведения на туристском рынке таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворять все потребности именно этого узкого сегмента путешественников. Поэтому проводится сегментация туристского рынка, т. е. разделение его на однородные удельные рынки, сегменты. В основе сегментации лежит стремление фирм получить монопольное положение если не на всем рынке, то, по крайней мере, в той его части, которая наиболее предпочтительна с точки зрения ее производственных, финансовых и сбытовых возможностей.

Разделение рынка на сегменты должно производиться по определенным критериям. Наиболее соответствует современным задачам развития туристской индустрии метод сегментации, ко-торый базируется на трех группах критериев: географических, социальных и психологических.

Всякий рынок, как классический, так и современный, в процессе своего функционирования опирается на действие трех основных экономических законов: закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции. При этом закон спроса и предложения формирует поведение потребителей на рынке, а закон конкуренции выступает как механизм функционирования рынка.

 

2.Неценовая конкуренция, структура туристского рынка и разнообразие турпродукта.

Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта.

Дифференциация продукта – индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами).

Рынок — это механизм, позволяющий сбалансировать соотношение спроса и предложения на различные виды товаров и услуг. На нем действует большое количество независимых друг от друга продавцов и покупателей. Здесь можно выявить реальных и потенциальных конкурентов, посредников, потребителей, реализуемые товары, а также условия функционирования рынка.
При характеристике рынка туризма учитывается следующее:
-Ф- основным предметом купли-продажи являются услуги;
О кроме покупателя и продавца в механизм туристского рынка включается значительное количество посреднических звеньев;
<0> спрос на туристские услуги отличается рядом особенностей: большим разнообразием участников поездок по материальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эластичностью; индивидуальностью и высокой степенью дифференциации; отдаленностью по времени и месту от туристского предложения;
-Ф- туристское предложение характеризуется рядом особенностей: товары и услуги в туризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристские услуги); высокая фондоемкость туристской индустрии; низкая эластичность; комплексность.
Для более четкого понимания происходящих на туристском рынке процессов (конкуренции, ценообразования, сбыта и т. п.) необходимо принимать во внимание отношения субституции (взаимозаменяемости) и комплементарности (взаимодополняемости). Влияние субституции тем ощутимее, чем большее число заменителей имеет та или иная туристская услуга. Комплемен- тарность проявляется в том, что приобретение потребителем одних услуг (например, транспортных) автоматически приводит к необходимости покупки целого комплекса других (услуг питания, развлечений и,т. д.).
Рынок туризма' неоднороден. В его структуре выделяются более мелкие по своим масштабам рынки. В связи с этим существуют различные способы классификации туристского рынка.
По отношению к определенному району (региону, стране) выделяются следующие рынки:
О рынок внутреннего туризма, включающий путешествия жителей района по этому району;
О- рынок въездного туризма, включающий путешествия по району лиц, не являющихся его жителями;
рынок выездного туризма, включающий путешествия жителей одного района в другой район.
В зависимости от цели путешествия выделяют рынки рекреационного, делового, научного, культурно-познавательного, религиозного, этнического туризма.
В зависимости от характера организации путешествия различают рынки организованного и неорганизованного туризма.
По числу участников путешествия выделяют рынки группового и индивидуального туризма.
В зависимости от способа передвижения различают рынки пешеходного, железнодорожного, авиационного, морского и речного, а также автомобильного туризма.
Каждый из перечисленных туристских рынков неоднороден. Так, рынок делового туризма включает поездки делегаций или отдельных лиц для участия в переговорах, совещаниях, с целью посещения выставок, ярмарок и др. Другой разновидностью делового туризма являются поездки в составе специализированных групп по профессиям. По своему характеру их можно отнести к познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных объектов и предприятий, а также однородный состав участников предопределяют целесообразность выделения таких поездок в отдельную разновидность делового туризма.
В связи с особенностями и содержанием маркетинговой деятельности выделяются следующие рынки:
целевой, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;
-О- основной, где реализуется основная часть услуг предприятия;
-v- дополнительный, на котором обеспечивается продажа некоторого объема услуг;
? растущий, имеющий реальные возможности роста объема продаж и другие.
Туристский рынок имеет различную качественную структуру (рис. 5.1і).
б)
100%
40%
20%
10%
Численность населения
10% Потенциальный рынок
а)
Потенциальный рынок
Действительный рынок Квалифицированный рынок
Обслуживаемый рынок Освоенный рынок
Рис. 5.1. Качественная структура туристского рынка а — весь рынок; б — потенциальный рынок
Потенциальный рынок составляет 10% жителей страны (региона, города и т. п.). В его состав входят клиенты, которые проявляют интерес к приобретению туристских услуг. Между тем, одного желания клиента явно недостаточно — необходимо располагать средствами для покупки туристских услуг. Платежеспособные потребители должны иметь доступ к туристским услугам, которые могут удовлетворить их потребности. Если все перечисленные условия соблюдаются, есть основание говорить о так.на-зываемом действительном рынке.
Его следует уменьшить на количество клиентов, которые по тем или иным причинам не реализуют свою заинтересованность в туристских услугах на квалифицированном рынке, который составляет 20% потенциального рынка или 50% действительного.
Предприятие активно обслуживает 10% потребителей потенциального рынка, которые имеют возможность делать выбор из всего многообразия предлагаемых продуктов, в том числе конкурирующими фирмами, и образуют обслуживаемый рынок.
Освоенный рынок образуют клиенты, отдающие предпочтение услугам данного предприятия. Они составляют лишь 5% потенциального и 50% обслуживаемого рынка.
Подобная классификация полезна для планирования маркетинга. Она позволяет углубить характер исследования того или иного туристского рынка и определить особенности работы на нем различных туристских предприятий.

На практике под продукцией туризма понимают три основных вида возможных предложений на рынке.

Первый вид – это комплексная туристская услуга, включающая в себя размещение, питание, транспортные, бытовые, экскурсионные, спортивные и оздоровительные услуги, объединенные единой целью и программой пребывания.

Второй вид – это отдельные туристские услуги, такие как размещение, питание, а также транспортные, экскурсионные, спортивные, оздоровительные и бытовые услуги, предлагаемые по отдельности, не в рамках одной программы.


Третий вид – это товары туристского назначения. К ним относятся карты, палатки, спальные мешки, рюкзаки и все остальное туристское и спортивное снаряжение, как индивидуальное, так и групповое, а также сувенирная туристская продукция.

К первым двум видам предложений, т.е. к комплексной услуге и отдельным туристским услугам, относится основная продукция туризма, обычно обозначаемая термином «тур», а также его синонимами – турне, путешествие, поездка. Термин «круиз» означает путешествие по воде (морю, озеру, реке), которое также часто сопряжено с посещением различных стран.

Тур может быть внутренним (осуществляется а пределах национальных государственных границ) или международным (проводится по одному или ряду иностранных государств, т.е. вне пределов страны постоянного проживания путешественника).

Важное значение имеет деление туров на:

· независимые и

· пакетные.

Независимый тур – это такой тур, при котором путешественник сам или через турагента решает с транспортной организацией все вопросы по его перемещению к месту назначения, а также заказывает номер в гостинице заблаговременно или по мере необходимости в ходе поездки. Подобным образом совершается и договоренность в отношении питания и развлечений.

При оформлении пакетного тура проработку всех вопросов, связанных с транспортом, размещением, питанием, развлечениями и т.д., осуществляет оператор тура в соответствии с пожеланиями клиента. Таким образом, туристу остается только позаботится о своевременном прибытии в пункт начала путешествия.

Для того, чтобы иметь возможность предложить клиентам пакетный тур по разумной цене, обычно более низкой по сравнению со стоимостью независимого тура при том же уровне сервиса, оператор тура должен заблаговременно зарезервировать и оплатить значительное количество гостиничных номеров, транспортных средств и прочие виды услуг, которые затем пакетируются и в виде туров предлагаются туристам как непосредственно, так и через турагентов.

В западноевропейских странах более распространен термин «инклюзив-туры», в США – «пэкидж-туры». Как правило, они означают полный набор услуг (пакет) и отличаются друг от друга комплексом предлагаемых услуг. Принципиальной собственностью этих пакетов является то, что они разрабатываются на основе специальных инклюзив-тарифов, которые могу иногда быть наполовину ниже обычных. Клиенту сообщается так называемая паушальная цена – общая цена тура без разбивки ее на отдельные виды услуг. Обязательным условием формирования паушальной цены пакета является то, что она не должна быть ниже стоимости обычного тарифа доставки туристов до места назначения(т.е. стоимости транспортировки).

Инклюзив-туры и пэкидж-туры бывают двух типов – индивидуальные, когда человек путешествует самостоятельно, и групповые, когда человек путешествует в составе группы, все члены которой приобрели равноценные пакеты услуг.

Общими и обычно обязательными для всех пакетных туров являются следующие виды услуг, которые подлежат предварительной оплате:

· - транспортное обслуживание;

· - размещение (гостиничное обслуживание);

· - трансферы;

· - питание;

· - экскурсии и ознакомление с достопримечательностями;

· - услуги гидов, экскурсоводов;

· - аренда транспорта;

· - дополнительные услуги;

Одной из основных услуг является транспортное обслуживание-перевозка. Оно может включать в себя перевозку от начальной точки маршрута (аэропорта, морского порта, автобусного терминала, вокзала и т.п.) до конечного места назначения. Поездка может проходить по воздуху, морю, автодорогам и внутренним водным путям или железной дороге, а в отдельных случаях – комбинированно на двух и более видах транспорта.

Другой необходимой услугой является гостиничное обслуживание (размещение в гостинице). Имеется множество уровней и классов гостиничного обслуживания в зависимости от тура и его стоимости. Клиентам предоставляется широкий выбор туров с различным уровнем гостиничного сервиса, чтобы они могли подобрать для себя такой, который в наибольшей степени соответствует их запросам и возможностям.

Питание может включаться в стоимость тура в разных комбинациях. Например, может быть предусмотрен только завтрак континентальный или полный, половинное питание – завтрак и ужин, а также полное питание – трехразовое питание. Однако не все пакетные тупы включают питание; возможен вариант самообслуживания в отношении питания, который предпочтителен для родителей с детьми и людей, не желающих быть связанными рамками регулярного по времени питания.

Экскурсии и ознакомление с достопримечательностями, как правило, включаются в стоимость пакетного тура, а также в стоимость организованных и запланированных экскурсий и поездок по достопримечательным местам, но могут оплачиваться и отдельно.

Аренда транспорта не является обязательной услугой, но в некоторых пакетных турах предусмотрена аренда автомобилей, катеров и даже животных, например лошадей. Такая услуга может быть предоставлена туристам и по их запросу за дополнительную плату.

Дополнительные услуги включают в себя консультации и разнообразную помощь, которую оказывают туроператоры турагенты, если это потребуется:

· - оформление въездных туристических виз, которые необходимы для посещения стран;

· - советы о необходимости вакцинации и прививок или мер предосторожности по предотвращению заболевания малярией и других тропических болезней при посещении ряда стран.

· - страхование путешествий, которое покрывает и обеспечивает компенсацию при отмене тура, задержке в пути, порче или потере багажа, несчастных случаях и др.

Может быть предусмотрено специальное страхование используемого транспорта.