Базовые категории психологии агрессии
Согласно Б.Г. Мещерякову агрессия - «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [12, C. 144].
Бэрон Р. считает, что агрессия - это форма поведения, «нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения» [2, C. 14].
Реан А.А. утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу» [17, C. 80]. Л. Бендер говорит об агрессии как о тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.
Агрессивное поведение, по мнению Б.Г. Мещерякова, - «одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния» [12, 145].
Большое количество определений понятия «агрессия» обусловлено разнообразием теорий агрессивного поведения. Охарактеризуем основные из них.
Так в психоанализе агрессия долгое время понималась как некая реакция на подавление или разрушение либидо. В позднем психоанализе Фрейда агрессия рассматривалась как некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой конституцией человеческого существа, самой природой человека. Оба этих суждения об агрессии не имели какой-либо эмпирической опоры и не нашли своего развития в дальнейшем.
По мнению К. Лоренца, который создал эволюционный подход к пониманию природы агрессии, в основе агрессивного поведения лежит инстинкт борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции [2, C. 64]:
-борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве,
-агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставляют потомство только наиболее сильные и энергичные,
сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства.
Агрессия предстает в виде накапливаемого сгустка энергии. Периодически человек ищет предлог, чтобы эту энергию высвободить.
Интересную теорию агрессии представил А. Бассе. По его мнению агрессия - любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Агрессивные действия он описывает на основании трех шкал: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая.
Их комбинация дает восемь возможных категорий, под которые попадает большинство агрессивных действий.
Феномен агрессии, с точки зрения Э. Фромма, является реакцией человека на разрушение нормальных условий бытия. Агрессия есть «благоприобретенное свойство», и человек не является по своей природе разрушителем. Он - жертва своей истории, жертва своей свободы, под которой он имеет в виду «меру ответственности».
В проблеме агрессии и деструктивности Э. Фромм объединяет две диаметрально противоположные точки зрения на проблему агрессивности - инстинктивизм и бихевиоризм. Первая точка зрения - инстинктивизм - все деструктивное в человеке объясняет и сводит к его животной сущности. Вторая точка зрения - бихевиоризм - выводит деструктивность человека исключительно из его социальной природы.
Дж. Доллардом была разработана фрустрационная теория агрессии. Доллард определял агрессивность как «предрасположенность к гневу; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции».
Суть теории Дж. Долларда достаточно проста и заключается в том, что фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме и агрессия всегда является результатом фрустрации. Эта теория исходит из двух положений:
- агрессия всегда есть результат и следствие фрустрации;
- фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Берковиц Л. внес наиболее значительные поправки в теорию фрустрации - агрессии. Он утверждал, что фрустрация - один из множества различных аверсивных стимулов, которые способны лишь спровоцировать агрессивные реакции, но не приводят к агрессивному поведению напрямую, а скорее создают готовность к агрессивным действиям [4, C. 24]. Подобное поведение возникает только тогда, когда присутствуют соответствующие посылы к агрессии - средовые стимулы, связанные с актуальными или предшествовавшими факторами, провоцирующими злость, или с агрессией в целом.
Автором теории социального научения А. Бандурой агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения [3, C. 7].
Автор когнитивной теории Д. Зильманн доказывал, что «познание и возбуждение теснейшим образом взаимосвязаны; они влияют друг на друга на всем протяжении процесса переживания приносящего страдания опыта и поведения» [2, C. 70]. Таким образом, он вполне отчетливо указывал на специфичность роли познавательных процессов в усилении и ослаблении эмоциональных агрессивных реакций и роли возбуждения в когнитивном опосредовании поведения.
В своих поздних работах Л.Берковиц подверг пересмотру свою оригинальную теорию, перенеся акцент с посылов к агрессии на эмоциональные и познавательные процессы и тем самым подчеркнув, что именно последние лежат в основе взаимосвязи фрустрации и агрессии.
В соответствии с его моделью образования новых когнитивных связей, фрустрация или другие аверсивные стимулы (например, боль, неприятные запахи, жара) провоцируют агрессивные реакции путем формирования негативного аффекта.
В структуре агрессивного поведения выделяют несколько взаимосвязанных уровней:
поведенческий (агрессивные жесты, высказывания, мимика, действия);
- аффективный (негативные эмоциональные состояния и чувства, например гнев, злость, ярость);
- когнитивный (неадекватные представления, предубеждения, расовые и национальные установки, негативные ожидания);
мотивационный (сознательные цели и бессознательные агрессивные стремления) [18, C. 85].
На сегодняшний день в научной литературе выделяют следующие виды агрессии:
. физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица или объекта;
. вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятие, ругань);
. прямая агрессия - непосредственно направленная на кого-либо;
. косвенная агрессия - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т.д.), действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.).
. инструментальная агрессия («агрессия обороны»), которая отличается тем, что цель действия субъекта, проявляющего агрессию, нейтральна, и агрессия используется лишь как средство достижения этой цели;
. враждебная агрессия - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии (это различные формы жестокости и насилия, несексуальный, анально-накопительский и иные формы садизма и некрофилия);
. аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до случаев суицида;
. реактивная агрессия, которая возникает как реакция человека на фрустрацию (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей) и сопровождается эмоциональными состояниями гнева, враждебности, ненависти и пр. Здесь выделяют агрессию аффективную, импульсивную и экспрессивную [15, C. 420].