Анализ доходов республиканского бюджета и бюджетов муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания (на примере бюджета Ардонского района).
Бюджет 2013 года
В основу бюджетной и налоговой политики Ардонского района положены стратегические цели развития района, основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 28 июня 2012 года «О бюджетной политике в 2013-2015 годах», в также основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Бюджетная и налоговая политика Ардонского района обеспечивает преемственность целей и задач предыдущих лет и нацелена на дальнейшее развитие социальной и экономической стабильности района, долгосрочную сбалансированность и устойчивость бюджета Ардонского района.
Основными целями и задачами бюджетной и налоговой политики на 2013 год являются: обеспечение финансовой устойчивости бюджета Ардонского района и бюджетов поселений; реализация приоритетных направлений социально-экономического развития Ардонского района; повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг; обеспечение условий для формирования и исполнения бюджета Ардонского района на 2015-2017 годы в программном формате.
Основными направлениями бюджетной политики Ардонского района на 2013 год являются: повышение заработной платы работников бюджетной сферы Ардонского района, в том числе путём перехода на отраслевые системы оплаты труда, во взаимной увязке с показателями качества и объемов предоставления муниципальных услуг муниципальными учреждениями района, в том числе за счет высвобождения финансовых ресурсов в результате структурных изменений.
Основными направлениями налоговой политики Ардонского района на 2013 год определены: обеспечение сбалансированности бюджета района посредством увеличения его доходной базы, сокращение объемов задолженности по налоговым доходам; стимулирование развития малых форм предпринимательства; повышение эффективности управления муниципальной собственностью, природными ресурсами и увеличение доходов от их использования.
Объем доходов бюджета района в сумме 331 885,8 тыс. рублей, с учетом средств, получаемых из республиканского бюджета по разделу «Безвозмездные поступления» в сумме 263 255,8 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета района в сумме 335 315,8тыс. рублей; дефицит бюджета района в сумме 3 430,0 тыс. рублей.
Бюджет 2014 - 2016года
В основу бюджетной и налоговой политики Ардонского района положены стратегические цели развития района, сформулированные в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, основные положения Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 13 июня
2013 года «О бюджетной политике в 2014-2016 годах», а также Основных направлений бюджетной и налоговой политики Республики Северная Осетия-Алания на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов.
В 2014-2015 и плановый 2016 год продолжается реализация потенциала, заложенного в мероприятиях по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и повышению эффективности организации бюджетного процесса в районе.
Основными целями и задачами бюджетной и налоговой политики на 2014-2015 год и плановый 2016 год:
· обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности бюджета Ардонского района и бюджетов поселений при безусловном исполнении всех расходных обязательств, с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов, с целью выполнения задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации. При этом решение задач оптимизации бюджетных расходов должно обеспечиваться при условии не снижения качества и объемов предоставляемых услуг;
· реализация приоритетных направлений социально-экономического развития Ардонского района;
· повышение доступности и качества предоставления муниципальных услуг.
Основными направлениями бюджетной политики Ардонского района на 2014-2016 годы являются: повышение заработной платы работников бюджетной сферы Ардонского района, в том числе путём перехода на отраслевые системы оплаты труда, во взаимной увязке с показателями качества и объемов предоставления муниципальных услуг муниципальными учреждениями района, в том числе за счет высвобождения финансовых ресурсов в результате структурных изменений; реализация Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»
Долговая политика Ардонского района направлена на эффективное управление муниципальным долгом, основывается на принципах безусловного исполнения и обслуживания долговых обязательств Ардонского района.
Налоговая политика Ардонского района направлена на стимулирование инвестиционной активности в районе, модернизацию производства и внедрение инноваций, а также на обеспечение финансовой устойчивости бюджета.
Основными направлениями налоговой политики Ардонского района на 2014-2016 годы определены: обеспечение сбалансированности бюджета района посредством увеличения его доходной базы, мобилизация дополнительных налоговых поступлений, сокращение объемов задолженности по налоговым доходам; повышение эффективности управления муниципальной собственностью, природными ресурсами и увеличение доходов от их использования; дальнейшее взаимодействие всех заинтересованных структур по обеспечению максимальной полноты и достоверности баз данных для формирования в районе кадастра объектов недвижимости.
Совершенствование налогового администрирования позволит обеспечить:
· более точное планирование и стабильное поступление доходов в бюджетную систему Российской Федерации;
· увеличение собираемости администрируемых налогов и сборов;
· недопустимость роста задолженности по налогам и сборам и принятие мер, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации, для ее снижения;
· возможность выявления и пресечения схем минимизации налогов.
С предприятиями-недоимщиками по платежам в бюджет района будет продолжена целенаправленная работа по погашению задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам, по осуществлению мер принудительного взыскания задолженности путем обращения взыскания задолженности на имущество должника.
Значительное внимание уделяется повышению эффективности управления муниципальной собственностью и увеличению доходов от ее использования путем: проведения инвентаризации земельных участков, а также завершенных и незавершенных строительством объектов, по результатам которой следует принять меры к государственной регистрации прав собственности Ардонского района на них и постановку указанных объектов недвижимости на учет в Реестре государственного имущества Республики Северная Осетия-Алания; проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий для определения целесообразности их функционирования в организационно-правовой форме унитарного предприятия; проведения оптимизации структуры имущества, находящегося в муниципальной собственности Ардонского района, с целью получения дополнительных доходов от его использования или реализации.
Таблица. Доходы бюджета Ардонского района на 2013 год (тыс. рублей)
Наименование доходов | Сумма |
Всего доходов | 331 885,8 |
Налоговые и неналоговые доходы | 68 630,0 |
Налог на доходы физических лиц | 31 149,0 |
Налоги на совокупный доход | 11 836,0 |
Государственная пошлина, сборы | 1 860,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 8 044,0 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 226,0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 10 700,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2 400,0 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 263 255,8 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 123 915,0 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 139 340,8 |
Согласно таблице . на начало 2013 года доходы бюджета Ардонского района составили 331 885,8 тыс. руб. Наибольшая сумма доходов наблюдается по статье безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а именно 263 255,8 тыс.руб. В процентном соотношении доходы бюджета представлены на рисунке.
Рис. Доходы Ардонского района на 2013 год
В 2013 году увеличились доходы районного бюджета (без учета целевых средств) с 47 537,0 тыс. рублей в 2012 году до 68 630 тыс. рублей в 2013 году или на 44,4 процента.
Основными факторами, оказывающими влияние на изменение доходов районного бюджета, являются:
-Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-Увеличение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, предоставляемой району из республиканского бюджета.
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Таблица. Доходы бюджета на 2014 года (тыс. рублей)
Наименование доходов | Сумма |
Всего доходов | 392 679,1 |
Налоговые и неналоговые доходы | 119 421,6 |
Налог на доходы физических лиц | 40 836,0 |
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территории Российской Федерации | 9 758,6 |
Налоги на совокупный доход | 12 006,0 |
Налог на имущество | 7 341,0 |
Государственная пошлина, сборы | 2 635,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 13 199,0 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 71,0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 31 075,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2 500,0 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 273 257,5 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 75 233,0 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 5 853,0 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 192 171,5 |
Согласно таблице . на начало 2014 года доходы бюджета Ардонского района составили 392 679,1. то есть по сравнению с 2013 годом увеличились на 18,3%. Наибольшая сумма доходов наблюдается по статье безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а именно 273 257,5тыс.руб. В процентном соотношении доходы бюджета представлены на рисунке.
Рис. Доходы Ардонского района на 2014 год.
По сравнению с доходами 2013 года, доходы 2014 года значительно увеличились. Значительный объем доходов так же поступает от безвозмездных поступлений других бюджетов. В 2014 году на 3% увеличились доходы от продажи материальных и нематериальных активов. В целом доходы бюджета района на 2014 год прогнозируются в объеме 392 679,1 в структуре собственных доходов районного бюджета налоговых и неналоговых доходов составили сумму 119 421,6 тыс. рублей, в том числе налоговых доходов в сумме 72 576,6 тыс. рублей, неналоговых доходов в сумме - 40 845,0 тыс. рублей. Дефицит равен - 3 898,0.
Таблица. Доходы бюджета на 2015г (тыс. рублей)
Наименование доходов | Сумма |
Всего доходов | 388 169,2 |
Налоговые и неналоговые доходы | 134 799,4 |
Налог на доходы физических лиц | 39 938,7 |
Налоги на совокупный доход | 12 424,5 |
Налог на имущество | 7 420,0 |
Государственная пошлина, сборы | 2 800,0 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 21 655,0 |
Платежи при пользовании природными ресурсами | 74,0 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 40 000,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 2 560,0 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 253 369,8 |
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 66 012,0 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 187 357,8 |
Согласно таблице . на начало 2015 года доходы бюджета Ардонского района составили 388 169,2 то есть по сравнению с 2014 годом произошло сокращение на 1,15%. Наибольшая сумма доходов наблюдается по статье безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а именно 253 369,8 тыс.руб. В процентном соотношении доходы бюджета представлены на рисунке.
Рис. Доходы Ардонского района на 2015 год.
По сравнению с доходами 2014 года, доходы 2015 года значительно уменьшились. Значительный объем доходов так же поступает от безвозмездных поступлений других бюджетов. В 2015 году на 28,7% увеличились доходы от продажи материальных и нематериальных активов. В целом доходы бюджета района на 2015 год прогнозируются в объеме 388 169,2 тыс.руб., в структуре собственных доходов районного бюджета налоговых и неналоговых доходов составили сумму 134 799,4 тыс. рублей. Доходы от штрафов, санкций и возмещения ущерба в 2015 году составили 2560 тыс.руб., а за 2014 год 2500. То есть по сравнению с 2014 годом доходы по данной статье увеличились на 60 тыс.руб.
Рис. Сравнение доходов бюджета Ардонского района на 2013-2015 год
Из диаграммы видно, что доходы Ардонского района в 2013 году по сравнению с 2015 годом значительно выросли и большая доля доходов составляют безвозмездные поступления. То есть на начало 2013 года безвозмездные поступления составляли 263 255,8 тыс.руб., а на 2015 год 252369,8 тыс. руб. Что касаемо налоговых и неналоговых поступлений, то тут тоже наблюдается тенденция увеличения за последние три года. А именно, в 2013 году они составляли 68 630,0 тыс.руб., а в 2015 году 134 799,4 тыс.руб. ( рост составил 96,4%).
Рассматривая доходы бюджета Ардонского района, можно рассмотреть так же данные по расходам. В 2013 году бюджет Ардонского района сформирован с превышением расходов над доходами (дефицит бюджета).
Таблица. Расходы бюджета на 2013 (тыс.руб)
Наименование | На 01.01.13 | На 01.01.14 | На 01.01.15 | Отклонение | Рост в % |
Всего расходов | 335 315,8 | 396 577,1 | 392 719,2 | - 142,1 | 99,02 |
Общегосударственные вопросы | 27 687,0 | 43 220,0 | 42 189,0 | - 1031,0 | 97,6 |
Национальная оборона | 338,0 | 365,3 | 385,0 | 19,7 | 105,393 |
Национальная экономика | 1 394,0 | 9 758,6 | 9 802,2 | 43,6 | 100,4 |
Образование | 237 419,0 | 252 065,0 | 260 261,2 | 8196,2 | 103,2 |
Культура, кинематография | 23 340,0 | 26 093,0 | 27 639,0 | 1546,0 | 105,9 |
Здравоохранение | 8 160,0 | 10 237,0 | 11 342,1 | 1105,1 | 110,8 |
Социальная политика | 7 488,8 | 7 631,2 | 9 179,8 | 1548,6 | 116,9 |
Физическая культура и спорт | 7 200,0 | 700,0 | 900,0 | 128,6 | |
Средства массовой информации | 3 400,0 | 3 400,0 | 3 400,0 | ||
Обслуживание государственного и муниципального долга | 400,0 | 646,0 | 484,0 | 74,9 | |
Межбюджетные трансферты | 18 489,0 | 30 655,0 | 32 099,0 | 104,7 |
Дефицит районного бюджета прогнозируется в сумме 3 430,0 тыс. рублей. При этом не нарушаются требования, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
На погашение обязательств перед республиканским бюджетом планируется направить 32 300,0 тыс. рублей. Одновременно планируется осуществление заимствований в объеме 35 730,0 тыс. рублей.
На 1 января 2013 года ожидаемый муниципальный долг достигнет 41 100,0 тыс. рублей или 86,4% доходов районного бюджета.
Рис. Сравнительная диаграмма расходов Ардонского района 2013-2015 гг.
Из диаграммы видно, что по сравнению с 2013 годом, расходы бюджета Ардонского района в 2014 году значительно увеличились на 61 262 тыс.руб., а в 2015 году уменьшились по сравнению с 2014 годом на 3 858 тыс.руб.(рис.).