Философия эпохи Возрождения и Реформации.
1.Термин «гуманизм» происходит от лат. Нитапиs, что означает:
а) божественный;
в) человеческий (человечный);
с) природный;
д) животный;
е) разумный
2. Гуманистическое мировоззрение впервые стало складываться в:
а) Нидерландах;
в) Германии;
с) Италии;
д) России;
е) Казахстане.
3. Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»:
а) опровергал учение Аристотеля;
в) высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых аристотеликов»;
с) описывал расцвет университетов позднего Средневековья;
д) считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии;
е) рассматривал проблему бога и доказывал его существование.
4. В христианском учении Петрарку привлекала в первую очередь:
а) этическая проблема человеческой личности;
б) проблема бога и доказательства его существования;
в) проблема соотношения бога и природы;
г) проблема соотношения знания и веры;
д) эмпирическая проблема науки.
5. В учении М. Фичино проявилась новая гуманистическая идея итальянского Ренессанса в учении о человеке:
а) человек должен творчески совершенствоваться, возносясь к наивысшему сущему (богу);
б) человек — наиболее гармоничное существо, и он не нуждается в идее бога;
в) человек — высшее природное существо, которое призвано бороться с богом;
г) человек — венец всего сущего, и ему необходимо доказать свое богоподобие;
д) человек – это биосоциальное существо.
6.В каком из понятий человек предстает как центр и высшая цель мироздания:
а) антропоцентризм;
в) космоценризм;
с) теоцентризм;
д) пантеизм;
е) секуляризация.
7.Итальянский гуманист, считавший, что человек -это счастливый, смертный бог:
а) Кампанелла;
в) Альберти;
с) Франческо Петрарка;
д) Лоренцо Вала;
е) Э.Роттердамский.
8. Автор произведения «Утопия»:
а) Франческа Петрарка;
в) Лоренцо Валла;
с) Николай Кузанский;
д) Томас Мор;
е) Томмазо Кампанелла.
9. Пико делла Мирандола (1463—1495) в своих знаменитых 900 тезисах «Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae», в частности, утверждал:
а) мир возник самопроизвольно, из «ничего»;
в) мир возник из высшего бестелесного начала — «хаоса»;
с) мир создан Богом из ничего;
д) мир был создан Богом в «уме»;
е) мир возник в процессе эволюции.
10.Пико делла Мирандола в своей речи «О достоинстве человека»(1486) высказал такую мысль о человеке, как о:
а) представителе элементарного мира;
а) представителе небесного мира;
в) представителе ангельского мира;
с) особом микрокосме;
е) биосоциальном существе.
11. Мирандола писал:
а) человек рожден для счастья;
в) человек — сам творец своего счастья;
с) бог дарит человеку его счастье;
д) счастье —дым, и человек к нему стремится напрасно;
е) счастье – это духовное удовлетворение.
12. Термин «реформация» имеет отношение к критике:
а) католической церкви;
в) английской буржуазии;
с) французских рантье;
д) немецкого бюргерства;
е) утопического социализма.
13. Автор произведения «Город Солнца»:
а) Франческа Петрарка;
в) Лоренцо Валла;
с) Николай Кузанский;
д) Томас Мор;
е) Томмазо Кампанелла.
14. Наиболее выдающимся представителем немецкого реформационного движения являлся:
а) Томас Мор;
в) Ян Гус;
с) Жан Кальвин;
д) Мартин Лютер;
е) Николай Кузанский.
15.Лютер выступал против идеи о том, что:
а) человек может напрямую обращаться к богу;
в) церковь — единственный посредник между богом и человеком;
с) священники не могут отпускать мирянам грехи;
д) человек полон чувства вины и греха;
е) человек –это биосоциальное существо.
16.По Лютеру, спасение человека достигается им:
а) путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм;
в) чистой верой, которая является «божьим даром»;
с) только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека;
д) по собственной воле, без помощи и воли божьей;
е) в полной и беспрекословной вере.
17.Языческое учение Аристотеля Лютер:
а) категорически отвергал;
в) творчески развивал;
с) критиковал, но в основных положениях оценивал высоко;
д) полностью игнорировал;
е) не был знаком с творчеством Аристотеля.
18. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о:
а) личной свободе и творческой активности человека;
в) предопределении как вечном спасении только по воле бога;
с) независимости человека от социального окружения и государства;
д) ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души;
е) божественном предопределении.
19.В каком из понятий отождествляются бог и мир:
а) антропоцентризм;
в) космоценризм;
с) теоцентризм;
д) пантеизм;
е) креационизм.
20. Религиозно-философские воззрения Томаса Мюнцера были близки к идеям:
а) мистического индивидуализма;
в) античного платонизма;
с) утопического коммунизма;
д) римского цезарепапизма;
е) вульгарного материализма.
21. В своей знаменитой книге «Похвала глупости» Эразм Роттердамский (1469—1563) высмеял:
а) нравы и обыденные представления немецкого бюргерства;
в) бесплодные псевдонаучные споры поздних схоластов;
с) религиозный фанатизм представителей католической церкви;
д) социально-политическую утопию Т. Мора;
е) некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека.
22. Эразм Роттердамский подлинное христианство понимал как:
а) онтологию;
в) эпистемологию;
с) этику;
д) метафизику;
е) аксиологию.
23.Мишель Монтень в античной философии более всего ценил:
а) свободомыслие и скептицизм;
в) эпикуреизм и гедонизм;
с) платонизм и аристотелизм;
д) стоицизм и аскетизм.
е) рационализм и эмпиризм
24.С точки зрения Монтеня, бог—это:
а) строгий и бескомпромиссный судья всех действий и помыслов людей;
в) идеал Человека, воплощающий все высшие устремления человечества;
с) непознаваемый внеличный принцип, далекий от жизни и дел людей;
д) некое природное начало, определяющее исходные способности и возможности человека;
е) высшая субстанция, которая не нуждается в своем доказательстве.
25.Согласно символике Николая Кузанского, мир представляет собой:
а) изолированный шар в лоне абсолюта;
в) бесконечно расширяющийся шар, центр которого - Земля;
с) бесконечный шар с центром везде и нигде;
д) бесконечный шар без центра;
е) беспорядочный хаос.
26.В философской системе Телезио все вещи:
а) материальны, но сама материя пассивна;
в) материальны, и материя активна;
с) нематериальны, но кажутся материальными и подвижными;
д) нематериальны, но мы их в своем воображении воспроизводим как материальные;
е) являются отображением идей.
27. По Телезио:
а) природа находится в постоянном движении и источник движения — бог;
в) природа движется постоянно и самостоятельно, но после божественного первотолчка;
с) природа движется после акта творения ее богом, но по собственным принципам самодвижения;
д) движение природы — кажущееся, она не движется, так же как и бог;
е) природа саморазвивающаяся субстанция.
28. По мысли Джордано Бруно, «оно само является ...бесконечным, неподвижным, субстратным, ...жизнью, душой, тем, что суть истинное и доброе». Это для него:
а) божественное;
в) единое;
с) материальное;
д) духовное;
е) истинное
29.Философия природы Дж. Бруно — это:
а) деизм;
в) креационизм;
с) панпсихизм;
д) дуализм;
е) пантеизм.
30. «Единое » Дж. Бруно неразрывно связано с введенными им понятиями:
а) «скрытый бог» и «предпосылки»;
в) «абсолютный дух» и «абсолютная идея»;
с) «мировая душа» и «всеобщий разум»;
д) «архэ жизни» и «универсальная наука».
е) «определенное ничто».
31.Кто из философов был сожжен инквизиторами:
а) Галилей;
в) Дж.Бруно;
с) Т.Мор;
д) Н.Кузанский;
е) Н.Коперник;
32. Тонкий дипломат и проницательный государственный деятель, Н. Макиавелли рассматривал политику как:
а) божественную волю, реализуемую через поступки людей;
в) своеобразное отражение моральных норм, однозначно определяющих человеческие поступки;
с) автономную сторону человеческой деятельности, воплощение свободной человеческой воли, корректируемую естественными законами жизни и человеческой психологии;
д) систему религиозных догматических установлений, контролирующих жизнь общества и государства;
е) достижение правопорядка через жестокое наказание.
33. Понимание Макиавелли соотношения политики и морали зачастую определяется другими как:
а) гуманизм;
в) объективизм;
с) цинизм;
д) анархизм;
е) монархизм.
34.Термин «утопия» означает буквально:
а) удаленный остров;
в) идеальное государство;
с) несуществующее место;
д) великая мечта;
е) затерянный остров.
35.Кто из философов эпохи Возрождения считал целью разума проникновение в глубину явлений и закономерностей природы, познание её божественности?
а) Н.Кузанский;
в) Дж.Бруно;
с) Г.Галилей;
д) Т. Мор;
е) Н.Коперник;
37. Назовите мыслителей- утопистов эпохи Возрождения:
а) Ф. Петрарка, Л. Вала;
в) Т. Мор, Т. Компаннелла;
с) Д. Алигьери, М. Фичино;
д) Э. Роттердамский, Р. Бэкон;
е) Н. Коперник. Дж. Бруно.
38. Человек рожден для получения максимального наслаждения от жизни. Эта мысль принадлежит:
а) Н.Макиавелли;
в) Н.Кузанскому;
с) Лоренцо Валла;
д) Филону;
е) Анаксагору.
39.. Кому принадлежит идея “совпадения противоположностей”:
а) Н.Кузанскому;
в) Дж.Манетти;
с) Г.Галилею;
д) Н.Копернику;
е) Дж.Бруно.
40. Кто разделил познавательные способности человека на чувства, рассудок и разум:
а) Дж.Манетти;
в) Н.Кузанский;
с) Н.Макиавелли;
д) Н.Коперник;
е) Л.Валла.
41. Кто в истории европейской философии впервые отделил политику от морали?
а) Н.Макиавелли;
в) Д.Бруно;
с) Г.Галилей;
д) Аристотель;
е) Платон.
42. Смелость и осторожность - необходимые качества политика. Но чему он должен отдать приоритет по Макиавелли?
а) смелости;
в) осторожности;
с) ничему;
д) смелости и осторожности – одновременно;
е) отбросить то и другое.
43. Солнце - одно из мириад звезд во Вселенной. Мысль:
а) Н.Коперника;
в) Г.Галилея;
с) Д.Бруно;
д) Н.Кузанского;
е) Филона Александрийского.
44. Солнце – центр Вселенной. Мысль:
а) Н.Коперника;
в) Д.Бруно;
с) М.Лютера;
д) Ж.Кальвина;
е) Г.Галилея.
45 Званых много, но избранных мало. Кто дал новую интерпретацию этого Библейского положения?
а) М.Лютер;
в) Ж.Кальвин;
с) Мирандолла;
д) Л. Валла;
е) Дж.Манетти.