Драматургия сюжета

Завязка, кульминация, развязка. Эти понятия известны всем со школьной скамьи, но почему-то многие авторы информационных сюжетов либо забывают о необходимости особым образом строить сюжет, либо просто не умеют делать этого.

Есть легкий способ проверить: существует драматургия в сюжете или нет? Если вы свободно можете поменять местами начало и финал или просто выкинуть середину, то, значит, сюжет разваливается на глазах и не может держать внимание зрителя. Ружье, которое висит на стене (то есть ваш ввод в сюжет и завязка) должно все же выстрелить в финале. Нельзя повествовательно, друг за другом выкладывать факты - надо обязательно выстроить закономерную цепочку.

Помните принцип Штирлица из кинофильма "Семнадцать мгновений весны"? "Всегда запоминается первая и последняя фразы". Действительно, особое внимание должно быть к тому, сумели вы "зацепить" зрителя в самом начале или нет. И финал зритель тоже должен запомнить. Это как печать и подпись на последнем листе документа (не случайно после последней фразы автор называет свое имя и имя своего оператора).

Бывает очень обидно, когда при просмотре сюжета явно видны ошибки в его построении, то есть - слабая драматургия.

В качестве примера вспоминается один сюжет о пожаре. Репортерам повезло: съемочная группа приехала вовремя, кругом дым, работают пожарные, кругом машины Скорой помощи. За кадром зрителям сообщают, какая группа сложности присвоена этому пожару, сколько людей пострадало и т.д. На эту информацию уходит первые полторы минуты. А потом на экране возникает маленькая девочка, которая прижимает к себе своего кота и кричит прямо на камеру: Я сама его спасла!" Забыть этот кадр невозможно.

На самом деле для зрителей именно с этого момента начинается сюжет, потому что это, как говорится, цепляет. Полторы минуты текста и картинки про машины, категорию пожара можно и нужно давать после эпизода с девочкой, потому что градус восприятия после этой ребячьей фразы - "Это я его спасла!" - становится совсем другим. Эмоции другие.

Иногда бывает очень обидно, когда элементарной перестановкой эпизодов можно сильно улучшить сюжет.