Задание 2.

Характеристика предприятия и выпускаемой продукции.

ОАО «Гормолзавод №2» - одно из крупнейших предприятий перерабатывающей отрасли Республики Беларусь. Выпускает цельномолочную продукцию, кисломолочную продукцию, сливки, сметану, творожную продукцию, плавленые сыры, сыры полутвердые, соки и нектары, масло.

«Гормолзавод №2» построен и сдан в эксплуатацию в 1965 году.

Завод строился для удовлетворения растущих потребностей в молочных продуктах жителей белорусской столицы. Проектная мощность предприятия – 300 тонн переработки молока в сутки. По объемам выпускаемой продукции завод занимал одно из ведущих мест в БCCР. С 1996 года форма собственности на предприятии - открытое акционерное общество.

С декабря 2002 года завод входит в систему коммунального унитарного предприятия «Минскгорпищепром». В состав завода, кроме головного предприятия, расположенного в г. Минске, входит участок твердых сыров в д. Междуречье Воложинского района Минской области.

По уровню технической оснащенности завод вышел в лидеры среди перерабатывающих предприятий Беларуси.

Техническое перевооружение позволило значительно улучшить качество продукции, а главное, выпускать новые виды продукции, разработанные технологами ОАО «Гормолзавод №2». Среди них – сыры «Столичный» и «Эдемский», творог «Мягкий», сырки и десерты творожные взбитые с фруктово-ягодными наполнителями и другая продукция.

В 2004 же году предприятие разработало и вывело на рынок брэнд «Малочны гасцiнец». Продукция под этой торговой маркой быстро стала популярной среди жителей и гостей белорусской столицы. Велик интерес к «Малочнаму гасцiнцу» и в других регионах Беларуси.

ОАО «Гормолзавод №2» экспортирует свою продукцию в Российскую Федерацию и Казахстан. Среди ее наименований творог, молоко и сливки стерилизованные, кефиры в пакетах Пюр-Пак с отвинчивающейся крышкой, сыры твердые «Столичный», «Эдемский» и «Голландский».

 

 

Таблица 1. Общая матрица SWOT-анализа

 

  Факторы
  + (положительные) — (отрицательные)
Внутренняя среда (зона А) Сильные внутренние стороны. Преимущества компании 1. Узнаваемый брэнд. 2. Хорошая репутация, сложившаяся о предприятии у покупателей. 3. Широкая продуктовая линейка. 4. Высокое качество производимой продукции. 5. Опыт в разработке новых товаров. 6. Экспорт продукции в Российскую Федерацию и Казахстан. Слабые внутренние стороны. Недостатки компании 1. Наличие неквалифицированных кадров. 2. Внутренние производственные проблемы. 3. Недостаток денежных средств на финансирование необходимых изменений. 4. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности. 5. Производственные мощности не используются на 100%. 6. Высокие цены на продукцию. 7. Частые поломки оборудования.
Внешняя среда (зоны В и С) Сильные внешние стороны. Возможности рынка 1. Использование новых технологий. 2. Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворить больше потребностей потребителя. 3. Расширение рынков сбыта за рубежом. 4. Загрузка производственных мощностей до 100%. Слабые внешние стороны. Угрозы рынка
  1. Дефицит специалистов.
  2. Перенасыщенность рынков сбыта.
  3. Выход на рынок конкурентов с более низкими ценами.
  4. Растущая требовательность покупателей.

 

 

Таблица 2. Перекрестная матрица экспресс-анализа

  Сильные стороны (С) нашей фирмы: 1. Узнаваемый брэнд. 2. Хорошая репутация, сложившаяся о предприятии у покупателей. 3. Широкая продуктовая линейка. 4. Высокое качество производимой продукции. 5. Опыт в разработке новых товаров. 6. Экспорт продукции в Российскую Федерацию и Казахстан. Слабые стороны (СС) нашей фирмы: 1. Наличие неквалифицированных кадров. 2. Внутренние производственные проблемы. 3. Недостаток денежных средств на финансирование необходимых изменений. 4. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности. 5. Производственные мощности не используются на 100%. 6. Высокие цены на продукцию. 7. Частые поломки оборудования.
Возможности, предоставляемые внешней средой (В): 1. Использование новых технологий. 2. Пути расширения ассортимента продукции, чтобы удовлетворить больше потребностей покупателя. 3. Расширение рынков сбыта за рубежом. 4. Загрузка производственных мощностей на100%. 1. Сотрудничество с Казахстаном и Российской Федерацией, хорошая репутация и высокое качество производимой продукции позволяет нам расширить рынки сбыта за рубежом и увеличить загрузку производственных мощностей.   2. Опыт в разработке новых товаров и собственная технология позволяет нам расширить продуктовый ассортимент. 1. Наличие неквалифицированных кадров и недостаток денежных средств может помешать нам использовать новые технологии. 2. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности может помешать расширить рынки сбыта за рубежом.   3. Частые поломки оборудования помешают загружать производственные мощности на 100%.
Угрозы внешней среды (У):
  1. Перенасыщенность рынков сбыта.
  2. Выход на рынок конкурентов с более низкими ценами.
  3. Растущая требовательность покупателей.
4. Дефицит специалистов.
1. Узнаваемый брэнд и хорошая репутация позволит нам противостоять перенасыщенности рынков сбыта.   2. Опыт в разработке новых товаров в случае необходимости позволит противостоять растущей требовательности покупателей. 1. Высокие цены на продукцию могут привести предприятие к тяжелому положению в случае выхода на рынок конкурентов с более низкими ценами. 2. Наличие неквалифицированных кадров может привести предприятие к тяжелому положению в случае дефицита специалистов.   3. Неудовлетворительная организация маркетинговой деятельности может привести предприятие к тяжелому положению в случае перенасыщенности рынков сбыта.   4. В случае растущей требовательности покупателей предприятие может оказаться в тяжелом положение из-за недостатка денежных средств на финансирование необходимых изменений.

 

Мероприятия, которые необходимо провести.

На основе SWOT-анализа ОАО «Гормолзавод №2» были выявлены возможности и угрозы предприятия.

Возможности ОАО «Гормолзавод №2»: расширение рынка сбыта продукции, разработка новых товаров. Угрозы: выход на рынок конкурентов с более низкими издержкам, перенасыщенность рынков сбыта.

Для устранения существующих недостатков были разработаны следующие мероприятия:

1. Выходить на новые рынки сбыта.

2. Выпускать новую продукцию. Благодаря расширению товарного ассортимента, можно более полно удовлетворить новые потребности покупателей, а также приобрести новых потребителей своей продукции.

3. Следить за конкурентами, которые могут выйти на рынок с более низкими ценами и продукцией более высокого качества.

4. Чтобы работники предприятия работали с большей отдачей, следует усовершенствовать систему оплаты труда и мотивации персонала, повысить удовлетворенность персонала. Это можно достичь такими способами: механизации и автоматизации производства, замена и модернизации устаревшего оборудования, повышение квалификации работников.

 

 

Как видим из таблицы 2, ширина товарного ассортимента рассматриваемого предприятия включает пять ассортиментных групп.

Глубина товарного ассортимента.

Ассортиментная группа «Шоколад» – 39.

Ассортиментная группа «Карамель» –19.

Ассортиментная группа «Конфеты» – 85.

Ассортиментная группа «Наборы и коробки конфет» – 38.

Ассортиментная группа «Конфеты ручной работы» – 10.

Длина товарного ассортимента (общее число товаров) составляет 191 позицию.