Роль дизайна в формировании художественно-конструкторских умений и навыков учащихся 5-7 классов.

Дизайн возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. Дизайн разрабатывает образцы её рационального построения, соответствующие сложному функционированию современного общества. Иногда под дизайном понимают лишь одну из его областей – проектирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайн, однако, решает более широкие социально-технические проблемы – функционирования производства, потребления, существования людей в предметной среде. Дизайн находится в особом отношении ко всем традиционным видам проектирования, разрешая затруднения, которые связаны с внедрением в жизнь конкретных людей и общества в целом новых предметных организаций, создающих неравновесную ситуацию в предметном мире.

Слово «дизайн» применяется также для обозначения результата проектной деятельности (например, в таких словосочетаниях, как «дизайн вещи», «дизайн автомобиля»), причём в данном употреблении оно не всегда связывается с современной практикой и порой означает морфологию предметного мира, создаваемого человеком на разных стадиях развития общества.

В настоящее время существует несколько точек зрения на опре­деление сущности понятия «дизайн». Словарь иностранных слов определяет дизайн как: а) ху­дожественное конструирование предметов; б) проектиро­вание эстетического облика промышленных изделий.

В «По­пулярной художественной энциклопедии» дается такое определение ди­зайна: «термин, обозначающий разновидность художест­венно-проектной деятельности, охватывающей создание промышленных изделий и рациональное формирование предметной среды» [27, с. 167].

Н.М. Шанский в этимологическом словаре русского языка поясняет слово «дизайн» «английское слово design означает в одном случае «замышлять, проектировать, кон­струировать», в другом – «замысел, проект, конструкция, чертеж» [31, с. 144].

Исходя из этого, можно определить дизайн как вид деятельности, направленной на создание комфортной и эс­тетически выразительной предметной среды, наиболее пол­но удовлетворяющей запросы и предпочтения человека.

Основываясь на анализе различных толкований поня­тия дизайна, его адаптированное и, главное, удобное для школы определение дала Л.П. Малиновская: «Дизайн – это придумывание и создание человеком красивых, удобных вещей и всего окружения, например, удобной и красивой комнаты, удобного и красивого класса. Дизайнер – это человек, который придумывает и создает красивое и удобное жилье, одежду, машины, даже целые города» [19, с. 142].

По мнению Г.П. Калининой, дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумать, а также проект, план, рисунок), термин, обозначающий новый вид деятельности по проектированию предметного мира.

Во всех определениях, по мнению Н.Г. Конышевой, отражена:

1) во-первых, активная, преобразующая, творческая сущность «дизайна»;

2) во-вторых, обращается внимание на то, что эта деятельность направлена на разработку и создание гармоничной окружающей среды.

Гармоничной, т.е. ком­фортной, функциональной, надежной и красивой, что действительно позволяет наиболее полно удовлетворять эстетические, социальные, психологические и другие предпочтения человека. Все это убеждает нас в том, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальное, логическое, рассу­дочное начало и художественное, эмоционально-эстети­ческое.

В свете сказанного возникает вопрос о возможностях целенаправленного формирования специальной системы и организации процесса обучения молодёжи основам дизайна. По мнению О.В. Ожерельевой, в теоретическом плане – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

Дизайнообразование ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманизацию, вариативность, подготовку учащихся к непрерывному образованию, формирование культуры современной личности, отмечает Е.В. Макарова.

В научных трудах Л.П. Заречной, отмечается, что дизайнообразование является важнейшим средством приобщения личностью учащегося к общечеловеческим ценностям, составляющим основу культурной среды, а поэтому одной из важнейших форм его социализации как личности.

Дизайнообразование предполагает:

– формирование у учащихся качеств творчески-думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях;

– формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора;

– подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению и гуманному достижению жизненных целей;

– формирование творческого отношения к труду;

– развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально экономическим условиям.

Таким образом, под дизайном понимают вид деятельности, направленной на создание комфортной и эс­тетически выразительной предметной среды, наиболее пол­но удовлетворяющей запросы и предпочтения человека. Дизайнообразование – это путь формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения, оно предполагает: формирование у учащихся качеств творчески-думающей, активнодействующей и легко-адаптирующейся личности; формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов, энергии и информации в конечный потребительский продукт; подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению; формирование творческого отношения к труду; развитие разносторонних качеств личности.

До сих пор в содержании уроков трудового обучения творческая сущность «дизайна» и деятельность, направленная на разработку и создание гармоничной окружающей среды подчас искусственно разделяются. Как отмечает Н.Г. Конышева: на уроках конструирования работа ведется только над конструкцией с сугубо технической точки зре­ния, а внешние качества изделия, его выразительность при этом фактически не учитываются. На уроках художественной обработки материалов рассматриваются преимущественно те параметры, которые определяют внешний вид изделия, а его функциональные свойства при этом упоминаются вскользь.

Учитывая данное обстоятельство, можно утверждать, что поиски приемлемых путей внедрения дизайнерского образования в практику школы сегодня особенно актуальны: эта деятельность учит и мыслить, и чув­ствовать. И совершенно очевидно, что эта задача наиболее успешно может быть решена именно в рамках предмета «технологии»: только на уроках труда изготавливаются вещи,которые обладают какой-то полезной функцией и в то же время должны быть выразительными, красивыми.

Формирование художественно-конструкторских умений школьников немыслимо без формирования дизайнерского мышления. Понятие «дизайнерское мышление» было впервые введено Н.М. Конышевой, по ее мнению оно обусловливает наличие у человека таких оценочных суждений и способов творческой деятельности, которые определяют эстетическое отношение к миру вещей и к окружающей действительности в целом.

По мнению И.Ю. Волосатовой, современный урок технологии должен представлять учащимся все изделия только в соответствии с требованиями и правилами дизайна, и это возможно при изучении любой темы курса.

В последнее время в научных исследованиях достаточно широкое распространение получил метод моделирования, как специфический метод познания, который основывается на принципе материального единства мира и наличия в живой и неживой природе общих диалектических законов их развития, на признании всеобщей связи и взаимообусловленности явлений.

А.Н. Кочергин дает следующее определение: «Моделирование – это опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная искусственная или естественная система:

1) находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом;

2) способная замещать его в определенных отношениях;

3) дающая при её исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [15, с. 123].

Термин «модель» в современной науке употребляется в самых различных смыслах. В.В. Давыдов дает следующее определение: «Под моделью понимается такая мысленно пpедставляемая или матеpиально peализуемая система, котоpая, отобpажая или воспpоизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую инфоpмацию об этом объекте» [6, с. 22].

Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта. Под моделью, по мнению В.И. Михеева [21], понимается предметное, графическое или действенное изображение чего-либо, а процесс создания модели – моделирующей деятельностью.

Главной целью модели организации дизайн-образования в школе является формирования знаний о закономерностях дизайна и способах их применения через сферу обучения.

Модель дизайн-образования в школе должна отражать формирование знаний об основных понятий дизайна: композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях.

Также в модели должен быть отражен основной принцип дизайна в процессе разработки конкретных вещей.Н.Г. Конышева [13, с. 30] предлагает следующие правила и требования, которые могут быть отражены в содержании современного образования:

1) Композиционная целостность– соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части целому. Эта комплексная характеристика включает в себя целый ряд более частных качеств, каждое из которых можно рассматривать и по отдельности. Среди них обычно выделяют: соподчиненность, пропорциональность и другие. В любом случае данное требование означает согласованность и соразмерность частей в составе целого, их уравновешенность, т.е. единство. Прежде всего, речь идет о единстве стиля, что обеспечивается единством форм, размеров, материала, технологий и т.д.

2) Максимальное выявление в изделии всех возможностей материала, из которого оно сделано. Когда-то талантливый исследователь декоративно-прикладного искусства А.Б.Салтыков заметил, что хороший вкус любит подлинное, поэтому подделка одного материала под другой возможна и уместна лишь в тех случаях, когда их внешние свойства похожи (матовые или блестящие, гладкие или шероховатые, твердые или мягкие и пр.). Если эти свойства сильно различаются, подделки лишены художественной выразительности.

3) Учет декоративных, психологических, физиологических и прочих возможностей цвета при разработке изделия.

4) Уместность украшений на предмете. Украшения на вещах не всегда имели чисто декоративный смысл. Изучая историю предметного мира, ученые пришли к выводу, что большинство бытовых предметов наряду с обычной утилитарной функцией выполняли и магическую функцию, а украшения были символическими и усиливали магию вещей.

Таким образом, педагогические условия формирования дизайнерского мышления включают: формирование основных понятий дизайна (композиция и формообразование, художественно-конструкторское проектирование, требования дизайна к промышленным изделиям, понятие о цвете и цветосочетаниях); учет правил и требований дизайна (композиционной целостности, выявление всех возможностей материала, учет возможностей цвета, уместность украшений на предмете); формирование социально-значимых качеств личности (эстетических потребностей и эстетического вкуса, потребностей и способностей к эстетической оценке); использование методов, обеспечивающих личностно-ориентированный, деятельностный подход к учащимся (проблемного, поискового, исследовательского); использование методов по источнику обучения (словесных, наглядных и практических); организация эстетически верной окружающей среды. Использование данных условий будет способствовать формированию художественно-конструкторских умений учащихся 5-7 классов на уроках технологии.