Принцип формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.
Говоря о различных путях решения мыслительных задач, выполнения умственных действий, следует различать два приема решения задач:
-алгоритмический;
-эвристический;
Алгоритмический представляет собой систему операций, осуществление которых обеспечивает безошибочное решение задач. Формирование приемов мыслительной деятельности алгоритмического типа, ориентирующих на формально-логический анализ задач, закономерно приводящий к выбору соответствующего конкретного способа решения, является необходимым, но недостаточным условием развития мышления. Длительные упражнения в решении задач на основе алгоритмического типа формируют установку на действие по готовому образцу, сковывают поиск рамками уже известных приемов, и тогда их репродукция становится тормозом в решении задач: возникает" барьер прошлого опыта". Вот почему формирование таких приемов должно сочетаться со специальной работой по вооружению учащихся приемами эвристического типа.
Данные приемы соответствуют самой природе, специфике творческого мышления. В отличие от приемов алгоритмического типа, эвристические приемы ориентируют не на формально-логический, а на содержательный анализ проблем.
Эвристические приемы, не обеспечивая безошибочности решения, позволяют действовать в условиях неопределенности, когда человек еще не знает, каковы те существенные признаки, опора на которые приводит к решению проблемы. Следовательно, одним из важнейших принципов развивающего обучения должен быть принцип специального формирования как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности.
В современной школе роль мышления возрастает. При современном обучении и ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.
Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.
Функция учителя - не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержания, но и создать условия для возникновения деятельности учения (сформировать цель деятельности),организовать и управлять познавательной(или практической) деятельностью, контролировать и оценивать его результаты.
Рассмотрим основные виды мышления, которые тесно связаны с продуктивным, а для этого остановимся сначала на определении творчества.
Число характеристик данного понятия превышает тысячи. В.Н.Николко была сформулирована комплексная модель понятий, определяющих творчество, позволяющая классифицировать проанализированные теоретические взгляды в соответствии с различными подходами к сущностному определению творчества:
1. Процессуальный (философы Ж.Лякруа, А.Библер, С.Х.Раппопорт; психологи Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, О.М.Дьяченко, Ю.Д.Полуянов, А.Н.Мелик-Пашаев, и др.), определяющий творческое мышление как совокупность функционирующих психических процессов.
2. Деятельностный (философы - Аристотель, М.Недонсель, Г.Сиегваль, Д.Дьюи, психологи - А.П.Николко, Б.П.Никитин), характеризующих творчество с точки зрения деятельности и социальной значимости ее продуктов.
3. Особая форма иррациональности (А.Шопенгауэр, Ф.Т.Фишер, З.Фрейд и др.), где творчество является проявлением бессознательного.
4. Состояние человека (А.Камю,Ж.П.Сартр,А.Мальро), направленное на преодоление человеческих комплексов.
5. Самовыражение (А.Дюфренн, А.Бержон, А.Ф.Лосев) - теория, где творчество есть естественная потребность человека выразить свой внутренний мир в реальной форме.
Остановимся на определении: творчество - активная созидательная деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Тогда творческое мышление - это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции, опыт человека, особенности памяти, воображения, интуицию, лежащие в основе потребности к самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности.
Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления, это такой психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для данного субъекта решение задачи, причем такое, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы.
Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим:
Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств.
Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением.
Наглядно-образное состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием человеком окружающей действительности и без него совершаться не может.
Наглядно-действенное сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.
Элементарное дизайнерское мышление включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления, но в том виде, который соответствует возрастным возможностям школьников. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.
Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность и отсутствие в сознании.
Системное дизайнерское мышление. Владение логическими операциями будет выглядеть как стремление к системности, наличие новизны, оригинальности - как возможность принимать не один усвоенный вариант, понимание эстетической целесообразности будет ограничиваться оценивающей (критической) функцией. Согласно научным данным, дизайнерское мышление определяют:
-конструктивность;
-целесообразность;
-вариативность, гибкость;
-чувство стиля, стилевой гармонии.
Основные особенности дизайнерского мышления можно представить в следующем виде: - системное владение логическими операциями;
-наличие в продуктах деятельности новизны, оригинальности, стилевого чутья, способности к проектированию;
-понимание целесообразности и рациональности вещей;
-знание способов создания эстетически грамотной вещи и гармонической среды.
Развитие продуктивного мышления предполагает формирование у учащихся рациональных приемов умственной деятельности, облегчающих процесс усвоения новых знаний, расширяющих возможность их применения на практике.
Пути формирования таких приемов могут быть различны. В условиях развивающего обучения этот процесс, как показали исследования (Богоявленский Д.Н., Жуйков С.Ф., Кабанова-Меллер Е.И. и др.), оказывается высокоэффективным при условии предоставления школьникам известной свободы поисков решения и обязательного последующего обобщения приемов, типичных для определенного класса задач.
Главным механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации.
В связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления, являющегося категорией эстетической, наиболее сильное воздействие на формирование и развитие творческого порыва будут оказывать эстетические факторы окружающей среды, что было доказано философами, психологами и эстетиками.
Следовательно, для продуктивного развития творческого мышления учащихся 5-7 классов в учебно-воспитательном процессе необходимо взаимодействие эстетических, психологических (индивидуально-психологические особенности каждого ученика) и педагогических (взаимодействие педагога с учениками) условий, объединение которых позволило сформулировать эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у учащихся.