Психолого-педагогический аспект развития продуктивного мышления учащихся 5-7 классов.

Каковы же факторы и процессы, без функционирования которых продуктивное мышление невозможно?

В целом, можно выделить 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления:

-восприятие и память;

-мышление;

-воображение и новизна;

-интуиция;

-потребность в самовыражении, самостоятельность;

-эстетические и морально-этические качества личности.

Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления. Леонтьев А.Н. говорил, что мышление-процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Брушлинский А.В. понимал под мышлением неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на основе практической деятельности.

Педагогический словарь дает такое определение: мышление-опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях.

Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Самый существенный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е., его продуктивность.

Для раскрытия понятия дизайнерского мышления необходимо раскрыть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой.

В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью. Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление "барьера прошлого опыта", мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.

Идеи о продуктивном характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношении с другими процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев и др.)

Процесс поиска новых знаний протекает скачкообразно; в нем используются как алгоритмические, так и эвристические приемы. Мышление не может быть продуктивным без опоры на прошлый опыт, и в то же время оно предполагает выход за его пределы, открытие новых знаний.

Продуктивное мышление характеризуется высокой степенью новизны получаемого на его основе продукта, его оригинальностью.

Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами. Рассмотрим это на примере этапов разрешения проблемной ситуации.

Проблемная ситуация всегда возникает как некое препятствие, разрыв в деятельности. Рассмотрим этапы разрешения проблемной ситуации:

-осознание проблемной ситуации;

-выделение того, что известно, и того, что неизвестно. В результате проблема превращается в задачу;

-ограничение зоны поиска (на основе представлений о типе задачи, структур, опыта, соответствующего задаче);

-появление гипотезы;

-проверка гипотезы.

В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связей, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей.

Продуктивность мышления учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое, высокого уровня усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия, т.е. успешность выполнения учебной деятельности.

Результаты многолетних исследований, анализ педагогического опыта и литературных данных послужили основанием для выделения ряда психолого-педагогических принципов, являющихся, важным компонентом системы развивающего обучения, обучения, оказывающего значительное влияние на интеллектуальное развитие учащихся:

1. Принцип проблемности.

2. Принцип гармонического развития различных компонентов мышления.

3. Принцип формирования алгоритмических и эвристических приемов умственной деятельности.

Принцип проблемности является основным, ведущим принципом развивающего обучения. Проблемным называется такое обучение, при котором усвоение знаний и начальный этап формирования интеллектуальных навыков происходят в процессе относительно самостоятельного решения системы задач-проблем, протекающего под общим руководством учителя. В процессе поисков решения проблемы учащиеся нередко возникающие противоречия между уже имеющимися знаниями и требованиями задачи, выявляют новые элементы знаний, способы оперирования им, овладевают способами познания, что расширяет их возможности в решении еще более сложных проблем.

Принцип гармонического развития различных компонентов мышления.

Одна из существенных особенностей продуктивного мышления - сочетание осознанных, словесно-логических и не находящих адекватного выражения в слове, недостаточно осознаваемых интуитивно-практических компонентов. Словесно-логическое мышление играет ведущую роль на начальном этапе решения проблемы, когда субъект пытается непосредственно применить знакомые ему способы действий, а также на конечном этапе при проверке найденного решения. На основном этапе, когда субъект ищет принципиально новые решения, открывает ключ к нему, главную роль играют интуитивно-практические компоненты мыслительной деятельности. Интуитивному решению проблемы способствуют практические действия, оперирование образами, использование наглядности, конкретных опор.

Наглядно-образное мышление дает целостную картину, отражающую содержание задачи, что обеспечивает возможность одновременного охвата, видения всех единиц, имеющихся в условии. Такая целостная картина позволяет рассматривать входящие в целое звенья в различных ракурсах, выделяя "точки соприкосновения", место возможного продуктивного взаимодействия отдельных компонентов условия.