Исторические предпосылки организации сферы туризма.

 

Возникновение индустрии туризма относится к XIX в. Оно было подготовлено всем ходом предшествующего развития и явилось результатом дальнейшего углубления общественного разделения труда, обособления организаторской и посреднической деятельности.

Ранние сведения об организации поездок и посреднических операциях в сфере путешествий сохранились с времен Древнего Рима. В Императорский период государственные службы, профессиональные объединения людей, а также частные лица) оказывали помощь в подготовке путешествий. Особую роль играла римская государственная почта. Ее специализированные подразделения выдавали служебные «паспорта», разрешительные и иные сопроводительные документы в дорогу, содержавшие путевую информацию и правила пользования услугами почтовых станций и постоялых дворов. Начатки организаторской и посреднической деятельности прослеживаются также в работе римских коллегий. Они объединяли людей по роду занятий и среди прочего оказывали им поддержку в путешествиях. Были и «частные советчики», которые делились собственным опытом странствий с теми, кому предстояло отправиться в путь.

После падения Римской империи организаторская и посредническая деятельность в сфере путешествий свертывается на долгие десять столетий. Лишь в XV в. она возрождается в связи с расширением торговых отношений и паломничества.

В XVII—XVIII вв. появляются предприимчивые люди, оставившие заметный след в истории путешествий. Одним из них был Теофраст Ренодо. Он родился во Франции в 1586 г., освоил многие виды занятий: практиковал в качестве лекаря, наладил издательское дело, а также открыл специализированные конторы путешествий, куда каждый желающий мог обратиться за советом. Широкой известностью пользовалось его заведение «Золотой петух», включавшее банк, художественную галерею, службу сдачи вещей внаем и своеобразное бюро путешествий, которое предлагало помощь в подготовке и осуществлении путешествий с разными целями.

В XVIII в. в Европе получает распространение предпринимательская деятельность по организации групповых путешествий в сопровождении проводника. Россия также приобщалась к этому процессу. В 1777 г. содержатель благородного пансиона в Москве Вениамин Генш поместил в приложении к газете «Московские ведомости» «План предприемлемого путешествия в чужие край». Опираясь на собственный опыт пребывания за границей, он намеревался собрать небольшую группу молодых дворян для путешествия по Германии, Швейцарии, Италии, Франции. Его план предусматривал посещение университетов, ознакомление с искусством и постановкой фабричного дела в этих странах. Продолжая традиции образовательных путешествий петровских времен «за моря в науку», В. установка газового оборудования на автомобиль симферополь Генш придавал подобным поездкам большое познавательное значение и рассматривал их как средство воспитания добродетели у молодежи на благо отечества.

XIX в. был продолжением эпохи одиночек энтузиастов-предпринимателей с богатым личным опытом путешествий. На рубеже столетий сложившиеся подходы в организации путешествий развивал Джованни Галиньяни. Итальянец по происхождению, он в 1790 г. обосновался в Париже. После возвращения из вынужденной эмиграции в Англию Дж. Галиньяни открыл в 1800 г. книжную лавку и при ней «Зал встреч» для бесед на разные темы, в том числе для обмена опытом путешествий. Кроме того, он издавал вестник, в котором ввел рубрику «Дневник путешественников», а в 1815 г. организовал в Париже коллективное путешествие преимущественно для английской публики.

Конец XVIII — начало XIX в. были отмечены подъемом переселенческого движения из Европы на Американский континент. На волне эмиграции в крупных европейских городах возникли многочисленные частные конторы. Они оказывали помощь отправляющимся за океан и тем самым вносили организующее начало в этот в общем стихийный процесс. Хотя конторы специализировались на переселении, а не на классических (туристских) путешествиях, их работа имела большое значение для развития организаторской и посреднической деятельности в сфере отдыха.

К началу XIX в. эта деятельность приобретает характерные особенности и становится самостоятельным видом занятий. Однако первичные предпринимательские формы могут считаться лишь прообразом будущих туристских фирм, отличающихся разнообразием и комплексностью обслуживания путешественников. Тогда для их появления еще не созрели необходимые исторические предпосылки. Они складываются в XIX в., в эпоху экономических, технологических, социальных, политических потрясений. Это было время промышленных переворотов, радикальной структурной перестройки экономики и формирования индустриального общества. Исторический переход от мануфактуры, основанной на ручном труде, к крупному машинному производству фабрично-заводского типа осуществлялся благодаря техническому прогрессу и сопровождался глубокими изменениями в организации производства, что в свою очередь имело решающее значение для становления туристского бизнеса.

Промышленный переворот с технической точки зрения состоял в механизации ручного труда и представлял собой сложный, долговременный процесс научных открытий, изобретений, внедрения различных механизмов и машин в горной и обрабатывающей промышленности, на транспорте. Создание в 1784 г. универсального парового двигателя привело к появлению совершенно новых видов транспорта - пароходного и железнодорожного, послужив мощным стимулом к активизации туристского обмена.

Промышленный переворот с организационной точки зрения означал налаживание фабричного производства с характерными для него более глубоким разделением общественного труда и полным контролем капитала над процессом труда. Переход к фабричной системе двойственным образом сказался на развитии туризма. С одной стороны, она утверждала в высшей степени организованный и дисциплинированный труд. Был установлен нормированный рабочий день, введены ежегодные отпуска в результате переговоров профсоюзов и работодателей; со временем наемные работники добились роста реальной заработной платы. Тем самым складывались предпосылки потребительского рынка туризма. С другой стороны, распространение принципов фабричной организации производства на сферу путешествий означало превращение туризма в индустрию и формирование массового рынка туристских предложений.

Индустрия туризма берет начало с деятельности Томаса Кука — английского священника и предпринимателя, основателя первой туристской фирмы. Т. Кук родился в Мелборне (Англия) в 1808 г. Он рано приобщился к труду, сменил много профессий. Был членом баптистской общины, проповедником, неистовым борцом за трезвый образ жизни. Стремясь расширить движение за воздержание от употребления спиртных напитков, он организует массовое публичное мероприятие — первое коллективное путешествие по железной дороге для его сторонников. 5 июля 1841 г. 570 человек из Лестера на специальном поезде совершили поездку в соседний город Лафборо для участия в работе очередного съезда активистов Обществ трезвости южных графств Средней Англии. Значение этой непродолжительной поездки в развитии организаторской и посреднической деятельности в туризме трудно переоценить. Она ознаменовала начало новой эры путешествий, показав широкие возможности железнодорожного транспорта для массовых перевозок пассажиров.

Поездка была тщательно спланирована. Т. Кук обратился в правление Мидлэндской железной дороги и, как человек известный и уважаемый, получил кредит на проведение этого неординарного по тем временам мероприятия. Он арендовал поезд, договорился о перевозке, культурной программе и питании «друзей трезвости», продумал их встречу и проводы, напечатал и распространил рекламные плакаты и пригласительные билеты. Подготовительная работа заняла около двух недель. Все предоставляемые услуги Т. Кук оценил в один шиллинг, сделав их доступными небогатым людям.

Поездка получила широкий резонанс. Вернувшихся домой участников встречала толпа горожан с оркестром, плакатами и салютом. С этого времени организация и проведение туров становятся смыслом жизни Т. Кука. К концу жизни он создал туристскую империю. Ее деятельность включала разработку маршрутов путешествий и реализацию туров, издание путеводителей и периодической туристской литературы до выпуска и обслуживания дорожных чеков, обмен иностранной валюты и проведение иных банковских операций. Компания «Томас Кук и сын» имела филиалы и представительства в Европе, Америке, на Ближнем Востоке, в Австралии и Индии. Благодаря ему национальная индустрия туризма возникла в ряде стран мира, в частности в Египте. Пожалуй, наиболее точно вклад Т. Кука в развитие туризма выражен в краткой и емкой надписи на скромной надгробной плите на кладбище его родного города Мелбурн: «Не made the world travel easier» (Он облегчил путешествие по миру).

Деятельность Т. Кука имела решающее значение для становления современной индустрии туризма как самостоятельной отрасли экономики. По определению, отрасль экономики представляет собой «совокупность предприятий, учреждений, организаций, производящих однородную продукцию или услуги и удовлетворяющих однородные потребности людей». Важнейший признак отрасли — наличие особого, характерного для нее продукта. Для индустрии туризма таким продуктом стал пэкидж-тур, созданный и реализованный Т. Куком: он скомплектовал и предложил потребителю набор туристских услуг по транспортировке, размещению, питанию, развлечениям, сопровождению и др. в пакете по единой цене. В этом состояла его главная заслуга. Появление пэкидж-туров означало коренной перелом в сфере путешествий.

Т. Кук положил начало массовому организованному туризму, в котором особая роль отводилась посреднику в лице турфирмы. С открытием его конторы оформилась организационная структура туристского рынка. Фирма Т. Кука выступила в качестве цементирующего ядра индустрии туризма. Она связала воедино отдельных поставщиков туристских услуг (транспортные компании, средства размещения, предприятия питания и развлечений) и замкнула весь этот комплекс на потребителе (туристе). Проверенная временем, такая структура и сегодня остается основой мирового туристского бизнеса.

Наконец, Т. Кук способствовал утверждению новых принципов и форм организации предпринимательской деятельности в туризме. Впервые работа бюро путешествий стала строиться на большом обороте, крупных объемах выпуска туристских продуктов и экономии на масштабах производства. Т. Кук заключал договоры с транспортными компаниями, хозяевами гостиниц и ресторанов о предоставлении оптовых скидок на обслуживание туристских, групп. Это позволяло ему удерживать цены на пэкидж-туры на низком уровне, тем самым расширяя рынок сбыта за счет привлечения клиентов с очень ограниченными финансовыми возможностями. Благодаря этим инновациям туризм превратился в высокодоходный вид бизнеса. Состояние Т. Кука оценивалось в 3 тыс. ф. ст., а при Дж. Мейсоне, продолжившем дело отца, за семь лет оно возросло до 660 тыс. ф. ст.

Т. Кук имел немало последователей первоначально в Англии, а затем и в других странах. Появляются первые конкуренты в лице Генри Гейса, основавшего собственное бюро путешествий. Во второй половине XIX в. в Англии разворачиваются туристские конторы «Пикфордс тревел сервайс» и «Фрейме туре». В Германии история современного туризма начинается в 1842 г. с деятельности Йоханеса Ромингера. В США в 1848 г. Уильям Харден по примеру конторы Т. Кука создает бюро путешествий, которое со временем превратилось в «Америкэн Экспресс» — гиганта американской туристской индустрии.

Во второй половине XIX в. волна открытий туристских фирм захлестнула Европу. В 1868 г. в Берлине приступило к работе «Карл Штанген Райзебюро». В 1874 г. Альфонс Лубен основал первое бюро путешествий во Франции, Максимилиан Киари — в 1878 г. в Италии, Жозеф Думоли — в 1893 г. в Бельгии, Альфред Куони - в 1908 г. в Швейцарии.

Россия также не осталась в стороне от этого процесса. В 1885 г. в Петербурге Леопольд Липсон учредил «Предприятие для общественных (груповых) путешествий во все страны света». Значительный вклад в развитие международного туризма в России внесла созданная в 1908 г. экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний, которая направила в 1908— 1913 гг. в Германию, Швейцарию, Великобританию, Японию и другие страны мира свыше 7 тыс. человек, в том числе 4,5 тыс. учителей.

Расцвет организаторской и посреднической деятельности в туризме приходится на послевоенный период, когда он превратился в массовое общественно значимое явление, катализатор социально-экономического роста многих стран и регионов. В это время в индустрии туризма складывается адекватный новым условиям посредническо-сбытовой аппарат. С углублением разделения труда обособляются организаторы туров и одновременно оптовые торговцы ими — туроператоры и розничные торговцы турпродуктами — турагенты. Более разнообразными и сложными становятся каналы доведения турпродуктов до конечных потребителей — туристов.

Дальнейшее развитие шло по пути наращивания посредническо-сбытового аппарата индустрии туризма. Росло число туроператоров и турагентов, увеличивались объем продаж и оборот турфирм, а также число лиц, занятых в этом секторе индустрии туризма. Происходило укрупнение турфирм посредством их объединения и формирования монополистических структур с поделенными зонами влияния на туристском рынке. Распространенной стала практика работы турфирм под чужим брендом в составе мощных конгломератов с участием банковского, торгового и промышленного капиталов. Одновременно усиливались диверсификация и специализация организаторской и посреднической деятельности в туризме. Ускорялись инновационные процессы, связанные с переходом на новые формы обслуживания клиентов, системы продаж, информационной поддержки, резервирования турпродуктов. Мировая индустрия туризма вступала в стадию зрелости.